Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Хаггард Генри Райдер - Клеопатра

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 99
Размер файла: 676 Кб
Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99  »

земных властителей Египта.
     ...на полях Иалу... - Поля Иалу (или Иару) - область  царства  мертвых,
где, согласно одной из  версий  мифа,  праведники  ведут  беззаботную  жизнь
удачливых земледельцев.
     ...предстанешь перед судом Осириса... - Представления о загробном  суде
имеются уже в ранних египетских текстах.  Перед  судом  Осириса  представала
"душа"  каждого  умершего;  оправданного  ждало  безмятежное  существование,
осужденного - уничтожение, окончательная смерть. Именно этого  и  страшились
правоверные египтяне.
     ...все сорок два судьи... - В суде Осириса принимали участие сорок  два
божества, устрашающие имена которых позволяют видеть в них скорее  карателей
различных прегрешений, нежели судей.
     Сет  (Сетх,  Сутех)  -  один  из  древнейших   нижнеегипетских   богов,
отношение к которому  египтян  сильно  менялось  со  временем.  В  Раннем  и
Древнем царствах Сетх - убийца Осириса считался богом грозным, тем не  менее
цари II династии считают его своим покровителем, а царицы  еще  долго  после
того носят титул Зрящая  Хора  и  Сетха  (т.е.  царя).  Властители  Среднего
царства в первой части титулатуры упоминают лишь Хора, тогда  как  цари  XIX
династии снова  поклоняются  ему.  При  XXVI  династии  Сетх  изгоняется  из
египетского пантеона, поскольку он превращается в олицетворение зла.
     Стр. 43. Божественная Триада. - Триадами называются своего  рода  семьи
богов, такие, как Осирис, Исида и Хор либо Амон, Мут  и  Хонсу  и  т.д.;  их
было довольно много.
     ...в  скальных   гробницах...   -   Скальными   гробницами   называются
усыпальницы, высекавшиеся в скалах ливийского нагорья, на западных  окраинах
Нильской долины. Гробницы эти не  обязательно  принадлежали  лицам  высокого
звания: известны многочисленные усыпальницы людей самых простых.
     Стр.  44.  ...взывая  к  великому  Серапису...   -   Чтобы   совместить
религиозные представления египетского и греческого населения своей  державы,
Птолемей I ввел культ  синкретического  божества,  получившего  имя  Серапис
(Сарапис).   Культ   его   разрабатывался   коллегией    жрецов.    Египтяне
отождествляли его с Осирисом и  Аписом  -  воплощением  богов  Ра,  Птаха  и
Харсиеси (Хора, сына Исиды), греки - со своим Аидом, богом мира  мертвых,  а
также, возможно, с Зевсом и Дионисом. Серапис  изображался  в  виде  мужчины
средних лет с добрым и благожелательным лицом, обрамленным пышными  волосами
и бородой. Культ его, зародившийся в Мемфисе,  утвердился  в  Александрии  и
затем получил  самое  широкое  распространение.  В  Египте  ему  поклонялась
скорее греческая, нежели туземная часть населения.
     Остров Филе. - Филе - остров чуть выше Первых  порогов,  который  греки
со  времен  Геродота  называли  "жемчужиной  Египта".  Сохранившиеся   здесь
храмовые сооружения относятся  главным  образом  к  греко-римскому  времени;
древнейшее из них - храм Нектанеба  II,  посвященный  Исиде.  Рядом  с  Филе
располагались острова Биге и Эль-Хесе, на которых также  имелись  интересные
памятники архитектуры. Все три острова  затоплены  после  возведения  второй
Асуанской плотины.
     Стр. 48. ...волосы черные, как у богини Нут... -  Небесная  богиня  Нут
рассматривается здесь как олицетворение ночи; отсюда и цвет ее волос.
     Стр. 51.  ...на  священном  скарабее...  -  Скарабей  (греч.).  -  жук,
воплощение  Хепри,  бога  восходящего  солнца.  Изображения   скарабеев   из
различных материалов служили амулетами, печатями  и  своего  рода  памятными
медалями; тогда  на  них  наносили  какие-то  тексты.  Здесь  речь  идет  об
известном  скарабее  царя  Аменхотепа   III,   изготовленном   в   связи   с
празднованием его  "юбилея"  (тридцатилетия  царствования)  хебсед.  На  нем
перечисляется,  сколько  крупных   зверей   убил   этот   великий   охотник:
"...львов, -  ужасных,  страшных  львов  пустыни,  -  сто  двух..."  Следует
подчеркнуть, что царская охота имела смысл магического действа.
     Стр. 52. Птах - бог, особо почитавшийся в  городе  Мемфисе  и  один  из
величайших богов Египта; считался покровителем ремесла и искусства.
     Стр. 53. ...клянусь тем, кто покоится... - речь идет об  Осирисе,  тело
которого убийца его, бог Сетх,  растерзал  на  четырнадцать  частей.  Исида,
разыскивавшая куски тела Осириса, по одним мифам  -  хоронила  их  там,  где
обнаруживала, по другим - собрала все вместе и погребла в Абидосе.
     Стр. 54. ...священнее, чем корона... - Царские венцы  и  скипетры  были
божествами; при дворе  имелись  священнослужители,  отправлявшие  их  культ;
сохранились тексты песнопений, исполнявшихся при этом.
     ...великий, как Александр Македонский... - Александр, захватив  Египет,
короновался в Мемфисе по местному обычаю.
     Стр. 57. ...воды Сихора... - Т.е. Нила: Нил для египтян, -  как  и  все
необычное, - был божеством; назывался он Хапи, а у порогов - Кебеху.  Разлив
Нила начинался примерно в то же  время,  когда  происходил  первый  за  лето
восход Сириуса (середина июля); эта звезда  называлась  Сопдет  и  считалась
богиней.
     Стр. 58. Царь Ох. - Охом звали персидского царя  Артаксеркса  III,  при
котором произошло второе нашествие персов на Египет.
     ...разве не убивают они наших детей...  -  После  воцарения  македонцев
престолом страны целое столетие владели энергичные и  деятельные  правители;
Птолемей   I,   будучи   полководцем    Александра,    поражал    последнего
незаурядностью  своего  ума;  Птолемей  II  был   чрезвычайно   образованным
человеком. Но уже с конца  III  в.  до  н.э.  хозяйство  Египта  вступило  в
длительный кризис, и после кончины  Птолемея  V  Эпифана  страна  постепенно
клонится к упадку; трон часто оспаривают несколько  претендентов,  население
Александрии, да и других городов, включается в династические распри.
     Стр. 59. ...мимо белостенного Мемфиса. - По преданию, на  месте  города
в пору Раннего царства стояла крепость царя Менеса -  Белые  стены;  позднее
городская цитадель называлась Хи-ку-Пта (Крепость "духа"  Пта)  -  от  него,
видимо, греки произвели слово Айпоптос (Египет).
     Ана. - В Ана (библейский  Он,  Гелиополь  греков)  -  центре  почитания
солнечного божества - сколько-нибудь  значительных  пирамид  не  обнаружено.
Великие пирамиды расположены в Гизе, на юго-западе от Ана.
     ...в храмах которых... - Близ  пирамиды  обычно  помещался  поминальный
храм царя.
     Стр. 61. Долина царей в Фивах. - На западном  берегу  Нила,  поблизости
Фив, среди отрогов  Ливийского  нагорья,  находится  ущелье,  где  строились
скальные гробницы повелителей Нового царства.
     Амон. -  Солнечный  бог  Амон  был  особенно  почитаем  в  пору  Нового
царства;  в  эллинистическую  эпоху  культ  его  заметно   утратил   прежнее
значение.
     Амон-Осирис. - Египетские божества, прежде  считавшиеся  различными,  в
тот или иной период начинают рассматриваться как разные  ипостаси  одного  и
того же бога.

Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Хаггард Генри Райдер, Клеопатра