|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: «« « 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 » »» Пора, однако, рассказать кое-что и о самих мумиях. Слово "мумия" имеет
несколько значений; это становится ясным, когда читаешь у Абд аль-Латифа,
арабского путешественника XII века, что в Египте можно дешево приобрести
употребляемую для медицинских целей "мумию". "Mumiya", или "mumiyai", -
арабское слово, которое в данном случае обозначает не то асфальт, не то вар,
не то какое-то природное выделение скал, наподобие того, которое добывают в
Мумиевой горе в Дерабгерде (Ирак). Смесью смолы и мирра назвал мумию
арабский путешественник; еще в шестнадцатом и семнадцатом веках в Европе ее
можно было найти повсюду, даже в прошлом столетии аптекари рекомендовали
"мумию" как хорошее средство для лечения переломов и ран. Кроме того,
"мумией" называли состриженные у того или иного человека волосы и ногти: по
существовавшим в те времена представлениям, они были как бы его воплощением
и потому вполне годились для заговоров и колдовства.
Когда мы сегодня говорим "мумия", мы имеем в виду сохранившийся от
разложения забальзамированный труп; как известно, мумифицирование было
особенно распространено у древних египтян. Прежде различали естественное
мумифицирование и искусственное; под естественными мумиями подразумевали
такие, которые сохранились не благодаря постороннему вмешательству, а чисто
случайно, в силу тех или иных обстоятельств, - это, например, мумии,
найденные в капуцинском монастыре в Палермо, в монастыре Гран-Сен-Бернара, в
свинцовом погребе церкви в Бремене или во дворце Кведлинбурга. Таким же
образом их различают и поныне, хотя и с некоторыми оговорками, поскольку
многие исследования, в особенности исследования Эллиота Смита и анализ мумии
Тутанхамона, произведенный Дугласом Дерри, показали, что своей чудесной
сохранностью мумии в гораздо большей степени обязаны сухому нильскому
климату, стерильности воздуха и песка, нежели искусству бальзамирования у
древних египтян. Так было найдено немало великолепно сохранившихся мумий,
похороненных не в саркофагах, а просто в песке, причем внутренности у них не
были вынуты; эти мумии были ничуть не в худшем состоянии, чем
забальзамированные, которые нередко подвергались разложению или превращались
в бесформенную массу под воздействием смолы, асфальта, бальзамических масел
и, как сказано в папирусе Ринда, "воды из Элефантины, соды из
Эйлейтфиазполиса и молока из города Кимы".
В прошлом столетии было распространено мнение, будто египтяне знали
секрет бальзамирования какими-то специальными химическими средствами.
Аутентичное, действительно точное и полное описание мумифицирования не
найдено и по сей день; вероятно, искусство мумифицирования неоднократно
менялось на протяжении столетий. Так, еще Мариэтт обратил внимание на то,
что мемфисские мумии, самые древние, высохшие чуть ли не до черноты, очень
хрупки, а более новые - фиванские, желтоватого цвета, с матовым блеском,
нередко эластичны; разумеется, все это не может быть объяснено одним лишь
различием во времени.
Геродот сообщает о трех способах мумифицирования, из коих первый был в
три раза дороже, чем второй, а третий - наиболее дешевым, им практически мог
воспользоваться любой чиновник (но отнюдь не человек из народа - тому не
оставалось ничего другого, как положиться в заботах о своем мертвом теле на
благоприятный климат). В древнейшие времена удавалось сохранить только
внешние формы тела. Позднее было найдено средство, которое предохраняло кожу
от сморщивания, и мы можем встретить мумии с вполне сохранившимися во всей
своей индивидуальности чертами лица.
Как правило, мумифицирование производилось следующим образом: вначале с
помощью металлического крючка удаляли через ноздри мозг; после этого
каменным ножом вскрывали брюшину и удаляли внутренности (иногда, вероятно, и
через задний проход), которые укладывали в так называемые канопы
(специальные сосуды); вынимали также и сердце - на его место клали каменного
скарабея. Затем труп тщательнейшим образом обмывали и "солили", выдерживая
его в соляном растворе больше месяца. После этого его в течение семидесяти
дней высушивали.
Захоронение производилось в деревянных гробах, вкладывавшихся один в
другой (в большинстве случаев им придавали форму тела), или же в каменных
саркофагах; иногда несколько вложенных друг в друга деревянных гробов
помещали в каменный саркофаг. Труп клали на спину, руки скрещивали на груди
или животе, а иногда оставляли вытянутыми вдоль туловища. Волосы в
большинстве случаев коротко остригали, но у женщин нередко оставляли. На
лобке и под мышками волосы выбривали. Внутренние полости набивали глиной,
песком, смолой, опилками, мотками шерсти, добавляя к этому ароматические
смолы и, как это ни странно, лук. Затем начинался длительный - в этом можно
не сомневаться - процесс обматывания мумии полотняными бинтами и платками,
которые с течением времени так пропитывались смолами, что впоследствии
ученым редко удавалось их аккуратно размотать; что же касается воров,
которых прежде всего интересовали драгоценности, то они, разумеется, и не
думали себя утруждать разматыванием бинтов, а просто разрезали их вдоль и
поперек.
В 1898 году Лоре, тогдашний главный директор Управления раскопками и
древностями, открыл, помимо целого ряда других, и гробницу Аменхотепа II. Он
тоже нашел "странствующие мумии" тринадцати царей, которые во времена XXI
династии были перенесены сюда жрецами, но в отличие от Бругша не нашел
никаких драгоценностей. Нетронутыми остались только сами мумии (Аменхотеп
так и продолжал лежать в своем саркофаге), в остальном гробница была
разграблена дочиста. Тем не менее год или два спустя в эту гробницу, которая
в то время по предложению Вильяма Гарстена была снова замурована, чтобы не
тревожить сон мертвых царей, опять проникли воры (вероятно, они, так же как
почти все их близкие и далекие предшественники, сговорились со сторожами);
они выбросили из саркофага мумию Аменхотепа, сильно повредив ее при этом.
Этот случай подтвердил, что Бругш, который вывез из гробницы все, что сумел,
поступил правильно: всякие колебания и сомнения в этом вопросе, порожденные
пиететом, при тогдашних условиях были явно неуместны. Выбравшись на
поверхность из узкой шахты и расставшись с сорока мертвыми царями, Эмиль
Бругш-бей принялся размышлять, как сохранить найденное. Оставить содержимое
гробницы на месте означало обречь все на разграбление. Нужно было вывезти
все в Каир, но для этого требовалось много рабочих, а набрать их можно было
только в Курне, в родной деревушке Абд аль-Расула - прародине грабителей.
Тем не менее к тому времени, когда Бругш попросил у мудира новой аудиенции,
он, несмотря на возможные тяжкие последствия этого шага, решился. Следующее
утро застало его вместе с тремястами феллахов у входа в гробницу. Он
приказал оцепить прилегающий район и вместе со своими помощниками отобрал из
общей массы небольшую группу рабочих, внушавших ему большее доверие, чем
остальные. Эти рабочие (им приходилось нелегко: ведь для того, чтобы поднять
тяжелые саркофаги, требовались дружные усилия шестнадцати человек) подавали
наверх найденные драгоценности; тем временем Бругш и его помощники принимали
Страницы: «« « 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |