|
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 125 Размер файла: 901 Кб Страницы: «« « 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 » »» и дележе находок. В конце концов благодаря вмешательству других стран
удалось достичь приемлемого урегулирования вопроса. Работа могла
продолжаться. Зимой 1926/27 года были сделаны наиболее важные дальнейшие
шаги: был вскрыт обитый золотом ящик, были вынуты многочисленные драгоценные
гробы и исследована мумия Тутанхамона. Эта стадия работы, в которой было
мало неожиданного для жадной до сенсации публики, но много для
специалистов-египтологов, также имела свой кульминационный пункт. Им явился
момент, когда исследователи впервые взглянули в лицо тому, кто тридцать три
столетия подряд был недоступен для взоров смертных. В том, что именно этот
желанный миг одновременно принес Картеру единственное разочарование, которое
ему пришлось испытать за все годы исследования гробницы, не было,
собственно, ничего необычного: в цепи удач, как и во всякой цепи, всегда
найдется слабое звено.
Работа началась с того, что была снесена кирпичная стена, отделявшая
переднюю комнату от погребальной камеры. Затем исследователи разобрали
первый ящик; в нем находился второй, во втором - третий.
У Картера были определенные основания считать, что теперь-то наконец
появится гроб. Впрочем, предоставим слово ему самому.
"Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию третьего ящика. Я,
наверное, никогда не забуду этот напряженнейший момент нашей кропотливой
работы. Я разрезал веревку, удалил драгоценную печать, отодвинул засов,
открыл дверцы и... перед нами оказался четвертый ящик. Он был точно такой
же, как и остальные, но только еще роскошнее и красивее, чем третий. Какой
незабываемый миг для археолога: впереди снова неизвестность. Что скрывалось
за незапечатанными дверцами этого ящика? В страшном волнении я отодвинул
засов... Медленно открылись дверцы. Перед нами, заполняя собой чуть ли не
весь ящик, стоял огромный, совершенно целый саркофаг из желтого
кристаллического песчаника. Казалось, чьи-то милосердные руки только что
опустили его крышку. Какое незабываемое, великолепное зрелище! Золотое
сияние ящика еще больше усиливало впечатление. По четырем углам саркофага
распростерли крылья богини, словно защищая и охраняя того, кто спал здесь
вечным сном".
Восемьдесят четыре дня понадобилось для того, чтобы извлечь ящики из
погребальной камеры. Все они состояли примерно из восьмидесяти частей;
каждая часть была тяжелой, неудобной для переноски и чрезвычайно хрупкой.
Как это часто бывает, возвышенное здесь соседствовало со смешным:
нельзя без улыбки читать те строки, в которых Картер, став на время
специалистом по демонтированию, бранит тех, кто некогда собирал эти ящики.
Отдавая должное великолепному мастерству умельцев, которые изготовили и
аккуратнейшим образом пометили все детали, проставив на них номера и
условные знаки, он осуждает тех, кто собирал ящики уже непосредственно в
гробнице: монтаж велся, очевидно, в спешке и совершенно безответственно -
отдельные части перепутаны и неверно установлены; дверцы, например,
открывались на запад, а не на восток, а гроб был установлен так, что
покойник лежал обращенный к востоку, а не к западу. "Эту ошибку им еще можно
простить... другие же - указывали на явную неряшливость. Отдельные части
были скреплены с риском повредить их позолоченные украшения. Глубокие следы
от ударов какого-то тяжелого инструмента вроде молотка и по сей день видны
на позолоте, кое-где отбиты части облицовки; мусор, оставшийся после работы,
например древесные стружки, так и не был убран".
Наконец 3 февраля, после того как последний ящик был вынесен на
поверхность, исследователи увидели саркофаг во всем его великолепии -
высеченный из цельной желтой кварцитовой глыбы, в 2,75 метра длиной, полтора
метра шириной и полтора метра высотой. Сверху он был прикрыт гранитной
плитой.
В тот день, когда лебедки со скрипом начали поднимать эту плиту, вес
которой составлял около полутора тонн, в гробнице снова собралось множество
видных деятелей. "Когда плита начала подниматься, наступила мертвая тишина.
В первый момент всех охватило разочарование: ничего, кроме просмоленных
полотняных бинтов. Но когда бинты были размотаны, все увидели мертвого
фараона".
Впрочем, это не совсем так. Они увидели не фараона, а его скульптурный
портрет из золота, изображавший фараона в очень юном возрасте. Золото
ослепительно блестело; скульптура выглядела так, как будто ее только что
принесли из мастерской. Голова и руки были вылеплены объемно, тело же дано в
плоскостном рельефе. В скрещенных руках фараон держал знаки царского
достоинства: жезл и инкрустированное синим фаянсом опахало. Лицо было
сделано из чистого золота, глаза из арагонита и обсидиана, брови и веки из
стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало в своей неподвижности маску, и в
то же время оно было словно живое.
Огромное впечатление на Картера и на всех присутствующих произвел
трогательный скромный венок - последнее прости любимому супругу от молодой
вдовы. Вся царская роскошь, блеск золота и великолепие похоронного убранства
меркнет перед этим увядшим букетом, не потерявшим, однако, еще окончательно
своей естественной окраски. Цветы эти лучше, чем что-либо другое,
свидетельствуют о мимолетности тысячелетий. А когда зимой 1925/26 года
Картер вновь спустился в гробницу, чтобы вскрыть гроб, он записал: "И вновь
овладело нами ощущение таинственности, благоговение перед давно минувшими,
но все еще могущественными тайными силами, витающими над гробницей".
Эти слова не следует считать данью сентиментальности, в них нашли свое
выражение чисто человеческие чувства. Приятно сознавать, что строгому
исследователю не были чужды благородные душевные порывы.
Мы не имеем возможности останавливаться на частностях и на отдельных
мелких происшествиях, связанных со вскрытием саркофага. Работа была
длительной и трудоемкой, она проходила в тесном помещении, в котором
буквально негде было повернуться; любой промах, неверно приложенный
полиспаст, упавшая балка могли привести к беде: повредить находившиеся здесь
уникальные сокровища. Так же как крышка первого гроба, крышка второго
изображала лежащего в богатом убранстве юного фараона, точнее говоря, это
было скульптурное изображение фараона в образе бога Осириса. То же самое
увидели и тогда, когда вскрыли третий гроб. В ходе всей работы ее участники
обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелыми. Здесь исследователи
снова столкнулись с неожиданностью, которым, казалось, не будет конца. Когда
Бертон сделал свои снимки, а Картер убрал цветы и снял полотняный покров,
причина этой поразительной тяжести стала ясна с первого взгляда: третий гроб
длиной 1,85 м был сделан из чистого массивного золота толщиной 2,5-3,5 мм.
Трудно было определить его материальную ценность. Однако вслед за этой
неожиданностью, которую можно назвать приятной, последовала вторая, которая
вызвала у исследователей серьезнейшие опасения. Еще тогда, когда они
рассматривали второй гроб, они обратили внимание на то, что его орнамент
Страницы: «« « 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |