Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 125
Размер файла: 901 Кб
Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»

     В  чьи же руки  попала  книга Ботта? Кто  смог прочитать  ее  третий  и
четвертый тома? Кому были понятны собранные там надписи?
     История науки свидетельствует о  том,  что само открытие и практическое
его использование нередко бывают изрядно отдалены во времени.
     Когда   Ботта  собирал  наряду  со  скульптурами  кирпичи,  испещренные
странными клинообразными знаками, когда он отдавал эти надписи срисовывать и
посылал  их в Париж (не имея ни малейшего  понятия  о том, как  читаются эти
знаки), несколько ученых в Европе и Передней  Азии уже держали в руках ключи
к дешифровке этих надписей.
     Это  может показаться неправдоподобным, однако еще за сорок семь лет до
появления книги Ботта эти люди  действительно держали в своих  руках ключ  к
дешифровке письменности того царства, которое только теперь благодаря трудам
Ботта предстало перед всем миром в  своих памятниках  и документах. Для того
чтобы  продвинуться  по пути расшифровки,  им не  хватало  лишь более новых,
более  точных, более многочисленных данных.  Основные, наиболее существенные
открытия в области расшифровки клинописи  были  сделаны  еще тогда, когда ни
одна стена дворца Саргона не  появилась из-под  земли и  мусора тысячелетий,
когда  о Ниневии,  к  раскопкам которой  только что  приступил Лэйярд,  было
известно  лишь  то,  что рассказывается  о  ней в  Библии. Теперь  же, после
открытий Ботта, за которыми последовали открытия Лэйярда, обогащенные в свою
очередь   сведениями,   добытыми  неким  смелым  англичанином,  спустившимся
неподалеку  от места  раскопок Лэйярда  по отвесной скале с помощью  системы
блоков только  лишь для  того,  чтобы  скопировать  клинописную  надпись,  -
теперь, повторяем мы, новые археологические находки,  результаты дешифровки,
новые сведения из области языкознания и  истории  древних народов дали науке
за какие-нибудь десять лет так много сведений,  что уже к середине века  она
была   полностью  подготовлена   к  обработке  любого  очередного   открытия
археологов.
     Впрочем,  человек,  сделавший  решающий  шаг  в  расшифровке клинописи,
действовал - и это  весьма  забавно  -  не из научных побуждений,  не  из-за
научной любознательности.  Он был немцем. В  1802 году он  служил помощником
учителя  в  городской  школе  Гетгингена  и  был  подающим  надежды  молодым
человеком  двадцати  семи  лет.  Он  расшифровал первые  десять  букв  одной
клинописной надписи с помощью метода, который во все времена будет считаться
гениальным, и сделал это на пари!
     Наши  первые  сведения о существовании клинописных текстов относятся  к
XVII  веку.  Первые  копии  этих  надписей  отослал   в  Европу  итальянский
путешественник Пьетро делла Валле. В 1693 году Эштон привел в "Philosophical
Transactions"  все   строчки,  которые  скопировал   некий   Флауер,   агент
Ост-Индской  компании в  Персии. Волнующие известия не  только о  текстах  и
памятниках,  но  и  о  стране  и людях  тех мест привез Карстен Нибур.  Этот
ганноверец состоял на службе у Фридриха I Датского. Вместе с другими учеными
он в  1760-1767  годах  объездил  Восток. В течение всего лишь  одного  года
умерли один за другим все участники  этой экспедиции, за исключением Нибура.
Человек  смелый  и  неустрашимый, он продолжил  путешествие  один,  целым  и
невредимым  возвратился  назад  и издал  книгу  "Описание  Аравии  и  других
прилегающих к  ней стран", - ту самую, которую Наполеон во время египетского
похода  постоянно носил с  собой.  Первые копии клинописных текстов попали в
Европу   различными  окольными  путями.   Это  были   отдельные   фрагменты,
искаженные, плохо скопированные  (еще  в  XVIII  веке знаменитый  английский
ориенталист Гайд  утверждал,  что  это  не письмена,  а узоры  на камнях), и
большинство  их  было  доставлено  вовсе  не  с  ассиро-вавилонской  земли в
узкогеографическом  значении  этого  понятия - почти все они были  сделаны в
семи милях  северо-восточнее Шираза. Здесь  находились  гигантские развалины
какого-то здания,  о котором Нибур с  полным основанием говорил как о руинах
древнего Персеполя. Эти руины принадлежат цивилизации более поздней, чем та,
которую в  40-х годах  XIX  века  обнаружил  Ботта.  Это остатки гигантского
дворца  Дария и Ксеркса, который был  разрушен Александром Великим во  время
одного пиршества, "когда он, - как говорит Диодор,  - уже не владел  собой".
Клитарх повторяет этот рассказ и добавляет, что  во время пиршества афинская
танцовщица  Таис в неистовстве танца схватила с алтаря  факел и швырнула его
между деревянных колонн дворца, а Александр, который  был пьян, и его  свита
лишь последовали ее примеру. (В своей истории эллинизма Дройзен пишет, что в
этом рассказе талантливо переплелись правда и вымысел.) Впоследствии  в этом
дворце правили средневековые эмиры,  приверженцы  ислама.  Позже  между  его
развалинами бродили только  овцы.  Первые  путешественники  были нечисты  на
руку: трудно  найти такой музей,  где  не было  бы  персепольских  рельефов.
Фланден  и Кост  зарисовали руины.  Андреас и Штольце  сфотографировали их в
1882 году. И так же, как Колизей в Риме, дворец Дария служил каменоломней. В
прошлом  столетии дворец  с каждым  десятилетием  разрушался  все  больше  и
больше. В 1931-1934 годах Эрнст Херцфельд произвел  по поручению  Восточного
института Чикагского университета первое настоящее методическое обследование
развалин дворца. Благодаря этому обследованию могли быть приняты эффективные
меры к предохранению остатков дворца от дальнейшего разрушения.
     Остатки различных культур образуют в  этой местности настоящий "слоеный
пирог". Представим себе  следующую картину: некий араб  приносит археологу в
его  служебный  кабинет  в Багдаде  несколько покрытых  клинописью  глиняных
табличек.  В этих табличках, найденных,  возможно,  в районе Бехистуна, речь
идет о  персидском  царе  Дарий.  Археолог,  у  которого  всегда  под  рукой
сочинения   Геродота   и   исследования  современных  ученых,   может  легко
удостовериться  в  том, что  в  500-х годах до н.  э. власть  Дария достигла
своего апогея  и  что в  это время  он  правил огромной  державой. В  других
табличках  археолог  найдет  древние  родословные,   упоминания   о  войнах,
опустошениях, убийствах. Он  может найти там сведения о царе Хаммурапи и его
державе, время расцвета которой приходится примерно на 1700-е годы до н. э.,
или   о   царе   Синаххерибе  и   тем  самым  о  третьей  огромной  державе,
существовавшей в  конце  VIII - начале  VII века до  н. э. И для  того чтобы
продолжить  цикл сообщений о  гигантских  империях прошлого, ему  достаточно
последовать  за  своим арабом. Он найдет его на ближайшем углу усевшимся  на
корточках рядом  с  уличным  певцом-сказителем, однотонно, с  выразительными
паузами повествующим о  знаменитом халифе Харуне  ар-Рашиде,  который  в 800
году н. э. - в Западной  Европе правил  в это  время Карл  Великий -  достиг
зенита своей славы и могущества.
     Если к этому добавить еще и результаты новейших изысканий, то окажется,
что  на  территории,  расположенной  между  нынешними  Дамаском  и  Ширазом,
сменились  на протяжении тысячелетий шесть различных цивилизаций, каждая  из
которых оказывала  в пору своего  расцвета  большое влияние на весь  древний
мир. Эти цивилизации, стиснутые на узком пространстве,  обогащали друг друга
и были в то же время совершенно независимыми; время их  существования заняло
более  пяти  тысячелетий, - во многом ужасных, но во многом и величественных

Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Керам К.В., Боги гробницы и ученые