Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Керам К.В. - Боги гробницы и ученые

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 125
Размер файла: 901 Кб
Страницы: «« « 59   60   61   62   63   64   65   66   67  68   69   70   71   72   73   74   75   76   77  » »»

тысячелетий  истории человечества.  По  сравнению с многообразием  слоев,  с
которыми   пришлось   столкнуться   археологам  в   Двуречье,  девять  слоев
шлимановской  Трои представлялись проблемой весьма  несложной  - ведь  среди
этих   девяти   слоев   только  один  имел  всемирно-историческое  значение.
Бесчисленное множество  слоев,  обнаруженных  в  Двуречье,  не  имело вообще
никакого  значения,  так,  например,  под  одним  из обнаруженных  аккадских
городов, относящихся к третьему тысячелетию до н.  э., ученые насчитали пять
слоев мусора. К этому времени Вавилон еще не успел родиться! Вполне понятно,
что на протяжении такого огромного периода времени менялись не только языки,
но и письменность. Точно так же, как между иероглифами, существовала разница
и  между  клинописными  знаками,  и  то,  что  Ботта  послал  в Париж,  было
совершенно не похоже на то, что привез с собой из  Персеполя  Нибур.  Однако
именно персепольские тексты (этим объясняется  тот факт, что  во всех первых
публикациях о  дешифровке  клинописи речь всегда идет не  о  вавилонских или
ассирийских  надписях,  а о персепольских) -  эти  таблицы,  возраст которых
исчислялся двумя с половиной тысячелетиями, явились  ключом  к тем  текстам,
которые были извлечены теперь на свет в долине Евфрата и Тигра.
     Дешифровка этих таблиц  явилась достижением  гения, одной из величайших
побед человеческого разума, которая стоит в  одном ряду с самыми выдающимися
открытиями в области науки и техники.
     Георг Фридрих Гротефенд родился в Германии в городе Мюндене 9 июня 1775
года.  Учился он в лицее сначала  в родном городе, затем  в Ильфельде, после
чего изучал филологию в Геттингене. В  1797 году он был назначен  помощником
учителя  в  городской  школе,  в 1803  году  - проректором, а впоследствии -
конректором гимназии во Франкфурте-на-Майне; в 1817 году он основал общество
по изучению  немецкого  языка,  в  1821 году  занял  пост директора  лицея в
Ганновере,  а в  1849 году перешел на пенсию; 15 декабря 1853 года Гротефенд
скончался.
     В возрасте двадцати  семи лет  этому ничем  до сих пор не отличившемуся
человеку, жизненный  путь  которого был  всегда  безупречно  ясным, однажды,
когда  он  был   навеселе,   вдруг  взбрело   в  голову  заключить  поистине
сумасбродное  пари: он  поспорил, что ему  удастся найти  ключ  к дешифровке
клинописных текстов. В его  распоряжении не  было  ничего,  если  не считать
нескольких скверных копий персепольских надписей. Это, однако,  не  помешало
ему с юношеской беззаботностью приступить к разрешению проблемы, и он сделал
то,  что считали  невозможным  лучшие  ученые  его времени. В 1802  году  он
доложил  Академии наук в Геттингене о первых результатах своих исследований.
Его многочисленные последующие труды  по  филологии сегодня не  представляют
никакого  интереса  и  давно  преданы  забвению, но  статья  "К  вопросу  об
объяснении
     персепольской клинописи" никогда  не потеряет своего значения и никогда
не будет забыта.
     Что было известно об этом до Гротефенда?
     Персепольские  письмена были весьма неоднородны. На некоторых  таблицах
различали  три вида письма, расположенные тремя отчетливо отделявшимися друг
от друга  колонками. Об истории  древних персов  ученые, а следовательно,  и
юный гуманист Гротефенд  были довольно неплохо осведомлены благодаря древним
греческим  авторам. Было известно,  что  в 540 году  до н.  э.  Кир наголову
разбил вавилонян и, основав первое великое персидское царство,  подписал тем
самым смертный приговор Вавилону. Поэтому можно было предположить,  что хоть
одна из персепольских  надписей сделана на языке победителя; высказывалось и
дальнейшее предположение: вероятнее всего, древнеперсидский текст расположен
в средней колонке - ведь по общепринятым представлениям самое главное всегда
находится посередине. Затем исследователи обратили внимание  на то, что одна
группа знаков и один косой клинообразный знак встречаются в текстах особенно
часто. Было высказано  предположение,  что эта  часто  повторяющаяся  группа
знаков  означает царский титул - вывод,  который не  противоречил всему, что
было известно о  памятниках  древности. А косой клинообразный знак принимали
за разделитель слов.
     Это было все,  но этого было крайне  мало, ведь все гипотезы не  давали
ответа даже  на самые элементарные вопросы: с какой  стороны  следует читать
надпись - слева направо или справа налево, где верх и где низ надписи.
     Гротефенд - с юных лет он привык  браться за все основательно - начал с
самого начала.
     Шампольон,  который  двадцатью годами  позднее  расшифровал  иероглифы,
находился в  несравненно  более  благоприятных  условиях и имел дело с более
простой задачей:  в распоряжении Гротефенда не было  "трехъязычного камня" с
готовым переводом  текста на греческий язык; в отличие  от Шампольона он  не
знал ни одного из трех языков, на которых были сделаны надписи, и не имел ни
малейшего  понятия  о том, что означают все  эти  диковинные знаки.  Ему  не
оставалось ничего другого, как попытаться их точно описать и изучить.
     Прежде  всего  он  решил  обосновать  точку  зрения,  согласно  которой
клинописные  знаки  представляют собой письменность,  а не  орнамент. Затем,
основываясь на  полнейшем  отсутствии каких-либо  закруглений  у  знаков, он
пришел  к  выводу,  что  эти  письмена   предназначались  для  нанесения  на
какие-либо твердые  материалы. (Сегодня мы знаем, что эта столь неуклюжая на
вид письменность вполне отвечала своему
     назначению  и  что  при ее  посредстве  совершались все  политические и
хозяйственные  дела в Двуречье  и древней Персии вплоть до времен Александра
Македонского.  Так,  например,   при  расчетах  в  лавке  писцы   брали  две
свежеизготовленные,  еще  мягкие глиняные  таблицы, выцарапывали  на  них  с
помощью тростниковой  палочки наименование  и  цену товаров, отдавали  копию
покупателю, а оригинал оставляли себе. Затем обе таблички обжигались в печи,
где они затвердевали  так основательно,  что и спустя три тысячелетия  можно
было  прочесть все  то,  что  на них было  написано, -  какая  бумага  может
сравниться с ними по долговечности!)
     Затем Гротефенд  доказал, что,  хотя клинописные знаки  и направлены  в
разные  стороны, основных направлений  может  быть только  два: либо  сверху
вниз, либо  слева направо,  так как угол,  образуемый двумя клиньями, всегда
обращен  направо.  Из этих, казалось  бы, весьма  простых  наблюдений  он не
преминул  сделать  свой  первый  вывод  - как  следует читать  надписи:  "Их
необходимо  держать таким  образом,  чтобы  острия вертикальных клиньев были
направлены книзу, а  горизонтальных - вправо, так  же как и углы, образуемые
двумя  знаками.  Если  соблюсти это,  то  можно убедиться  в  том,  что  все
клинописные тексты расположены не вертикально, а горизонтально и что фигурки
на геммах и цилиндрах не являются определяющими для направления надписи". Он
сделал и последующий вывод: клинописные тексты следует читать слева  направо
- для европейца это звучало само собой разумеющимся.
     Но все это еще  не было  расшифровкой. Нужно  было  сделать  последний,
решающий  шаг. То, что Гротефенд  сумел сделать этот  шаг, свидетельствует о

Страницы: «« « 59   60   61   62   63   64   65   66   67  68   69   70   71   72   73   74   75   76   77  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Керам К.В., Боги гробницы и ученые