Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 349 Кб
Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»

против католической церкви и основ феодального общества. Оно охватило в 16 -
середине  17   вв.   большинство  стран   Западной   и  Центральной  Европы.
"Готовилось" же это движение гораздо раньше: "Все великие и крупные события,
отмечающие новую  эпоху  в  истории человечества,  могут быть сравниваемы  с
могучими  деревьями, корни которых  глубоко  ушли  в землю,  на которой  они
растут,  и  которая  их  питает.  Только  те  стремления,  которые  медленно
созревали,   только  те   потребности,   которые  долго   вырабатывались   и
создавались, могут увлечь за собою к еще не ясной цели многочисленные нации,
целые  общественные классы. Мы жестоко ошиблись бы, если  бы стали искать  в
отдельных фактах,  как бы  важны  они ни были,  или  в преходящих  явлениях,
причины умственных, социальных и политических  революций, которые  потрясали
мир. Напротив, все эти причины, по происхождению своему всегда очень сложные
и  разнообразные,  развивались   в   течение  многих  столетий.   В  истории
человечества жатва заставляет  себя долго ждать. Проходят  века  прежде  чем
взойдет  и распустится  то,  что  было посеяно  в  большинстве  случаев  без
определенного  намерения  и даже  бессознательно. Но мало по малу  новый дух
проникает и  наполняет собою  старые  формы для  того,  чтобы в конце концов
разбить  или  уничтожить  их. Таким образом  великая религиозная реформа XVI
века явилась равнодействующей многих  сил, которые, будучи не всегда видимы,
тем  не  менее  давно уже  подтачивали  средневековую  Европу.  От  этого их
окончательный результат,  их взрыв,  должен  был стать только еще  сильнее и
внезапнее" (101,с.3-4).
     Название происходит  от  латинского reformatio  (преобразование,
исправление). Первоначально  этот термин  употреблялся  как  синоним всякого
преобразования и  улучшения. В 14-15вв.  речь шла о реформации монастырей. В
рамках возникшего в конце 14 - начале 15вв.  под влиянием "великого раскола"
(1378-1417) в высших церковных слугах и в кругах светских феодалов соборного
движения обсуждалась необходимость реформации католической церкви "в главе и
членах"  (reformatio  in  capite  et  membris).  В  Германии  перед  началом
реформационного движения  были  в  большом  ходу  проекты государственных  и
общественных преобразований. Саксонский  курфюрст  Фридрих III  (1463-1525),
прозванный  Эразмом  Роттердамским  Мудрым,  принимал  активное  участие   в
проведении "имперской реформе"(Reichsreform),  проявлял  веротерпимость,  не
порывая с  католической  церковью. С его именем  оказалось связано сочинение
под  названием  "Реформация Фридриха III". Сочинение  "Реформация императора
Сигизмунда"   -   политический   памфлет   неизвестного   автора,  вероятно,
представителя бюргерской среды, появившийся в  30-х годах  15в., представлял
проект государственного  устройства Германии.  В  нем содержалось требование
церковной  реформы  (сокращение  численности  духовных  лиц  и  их  доходов,
ограничение  роли церкви), являвшееся частью комплекса мер,  направленных на
подчинение церковного  устройства предусмотренным  в  памфлете  политическим
преобразованиям и установление государственного единства страны.
     С конца 17в. термин  "Реформация" начинает  пониматься как  религиозное
преобразование в протестантском духе. Немецкий  историк  Леопольд фон  Ранке
впервые выделил "эпоху Реформации",  обозначив  ее 1517-1555гг. и отделив от
последующей  "эпохи контрреформации". Ныне хронологические  рамки Реформации
понимаются по разному. Иногда выделяют 16 - сер. 17вв. (105, т.3,с.471).
     Разным  в исторической  литературе является и  понимание сути и  смысла
Реформации.  Историей  Реформации  занимаются  многие  общества  по  истории
религии  и церкви, специальные общества  по истории  Реформации в ФРГ и США,
отдельные   исследователи.   Наибольшее   внимание  привлекают  обычно   так
называемые "великие реформаторы" (М. Лютер, Ж. Кальвин, Эразм  Роттердамский
как  представитель  "христианского  гуманизма").  Поэтому основное  место  в
исследованиях   занимают   теологические  проблемы.   В  большинстве   работ
Реформация понимается как чисто  или преимущественно религиозное движение, а
причины  ее  выводятся  из  внутреннего  развития  религии  и  церкви.  Так,
например,  французский  протестантский  ученый  Э.  Леонар  в  своей  работе
"Histoire  generale  du  protestantisme"  (t.1.  La Reformation.  P.,  1961)
причины  Реформации объясняет  стремлением  верующих  к спасению  своих  душ
помимо и  вне католической  церкви,  которая  вследствие схизмы и  соборного
движения к концу 15в. потеряла способность служить посредником между Богом и
человеком. Другое направление,  идущее от Л. фон Ранке, связывает Реформацию
с политической  историей, в первую очередь с  историей государства (немецкие
историки Г. Белов, Г. Риттер). Они провозглашают Реформацию в ее лютеранской
форме началом  Новой истории и противопоставляют  "эпоху  Реформации" "эпохе
рационализма  и  Просвещения".  Русский  историк Н.  И.  Кареев  писал: "Как
событие важное и в политическом, и в культурном,  и в социальном отношениях,
и притом событие с характером общеевропейским,  Реформация в истории  нового
времени   может   быть   сопоставлена   только   с  французской  революцией;
позволительно  даже  всю  историю  нового   времени  разделить   на  периоды
реформационный и  революционный" (105, т.3,с.471). С идеями  Реформации  они
связывают  возникновение "государства  нового  времени"  и  нового  этапа  в
истории  международных  отношений.  Марксистская  точка  зрения впервые была
обоснована  в  работах  К.  Маркса  и  Ф.  Энгельса. Здесь  под  Реформацией
понимается широкое общественное движение, связанное с глубинными процессами,
которые происходили в социальной  и экономической жизни Западной Европы 16в.
Марксистские историки подчеркивают связь религиозных требований Реформации с
интересами зарождавшихся  новых  классов: "Самые общие,  глубинные  причины,
вызвавшие Реформацию, связаны с разложением феодального способа производства
в   Западной   Европе,   с   зарождением   в    недрах   феодализма   новых,
капиталистических  отношений и новых классов, с обострением  в этих условиях
социальных противоречий и антифеодальной борьбы, которая приобретала в  этих
условиях  новый  характер.  Реформация представляла  собой  первый  удар  по
феодализму.  В  силу  религиозного  характера  средневековой   идеологии  он
оказался направленным еще не непосредственно против феодального государства,
политической  надстройки  феодального  общества,  а  против его  религиозной
надстройки  -  католической церкви, являвшейся неотъемлемой составной частью
феодальной   системы   и   дававшей   религиозную  санкцию   существовавшему
феодальному строю" (84,стб.23).
     В 19-20вв. оформляется еще несколько  направлений в исторической науке.
Немецкий историк Карл  Гаген в своем  сочинении"Литературные  и  религиозные
отношения  Германии  в  эпоху  Реформации"  (1841-1844)  попытался  показать
Реформацию  как  культурный процесс, протекавший в непосредственной связи  с
гуманистическим  движением.  Вильгельм  Циммерман  положил  начало  изучению
Реформации с социальной  точки  зрения, уделив особое внимание роли народных
масс  в ее истории.  В начале 20в. под влиянием марксизма  возникло течение,
которое устанавливало связь между Реформацией  и социальными процессами того
времени,       генезисом        капитализма.       Особенно        интересна
религиозно-социологическая теория М. Вебера, работы  Э. Трельча,  Р. Тоуни и
др.

Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ким Сун-чжон, Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации