|
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 349 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» привязывали их на внешнеполитической арене к католическим вербовщикам
Франции, австрийских и испанских Габсбургов, римской курии. Лишь борьба
внутри правящих групп колебала порой затхлую атмосферу политической жизни
лесных кантонов, но она обычно быстро стихала. Эти кантоны так и остались в
основном не затронутыми реформацией и социальными движениями. В фогтствах не
раз поднимались восстания, но лесные кантоны, связанные коллективной
эксплуатацией порабощенных фогтств, беспощадно расправлялись с ними.
В городских кантонах и союзных землях ситуация была несколько иная.
Здесь широко были развиты товарно-денежные отношения и появились ростки
капиталистических отношений в городе и деревне. Свободные рабочие руки
находили применение и дома, поэтому военное наемничество вызывало враждебное
отношение со стороны цехов и жителей городов, ибо оно укрепляло положение и
политический вес дворянства и пагубно сказывалось на развитии хлебопашества
и городских промыслов. А дворянство было заинтересовано в нем, ибо многие
служили офицерами в наемных войсках. Передовые слои бюргерства все
решительнее требовали запрета этого "промысла". Из-за военного наемничества
в 1519г. население Цюриха уменьшилось на 25%.
Прогрессивные слои бюргерства стремились к превращению Швейцарии в
федерацию с централизованной властью, где ведущее место было бы у городских
кантонов. Как и крепостные крестьяне, они были заинтересованы в
секуляризации монастырских земель. Авторитет католической церкви в Швейцарии
к этому времени был уже основательно подорван из-за злоупотреблений,
распущенности и невежества клира. От произвола правящей верхушки и
вымогательств церкви страдал и городской плебс. В то же время господство
цехов и патрициата в городах, наличие дворянского, муниципального и особенно
монастырского землевладения, эксплуатировавших труд феодально-зависимого
крестьянства, зависимость некоторых городов и союзных земель от духовных и
светских сеньоров свидетельствовали о силе и живучести феодальных отношений.
Это приводило к складыванию непримиримых противоречий в городских кантонах.
Тем самым в значительной степени была подготовлена почва и для Реформации.
Общее наступление на права церкви, поддерживающей Габсбургов, началось
еще в 14в. "Грамотой о священниках" 1370г. была сильно урезана церковная
юрисдикция. На протяжении следующего столетия власти кантонов установили
свой контроль над многими городскими и сельскими церквями, определяли круг
полномочий и обязанности священников, назначали их на должности,
распоряжались церковными землями. Архиепископ Констанцский сохранил функции
лишь чисто церковного надзора. Монопольное положение церкви в области
идеологии было сломлено и за счет успехов светского образования и
гуманистического движения. Оплотом гуманизма стал основанный в 1460г.
Базельский университет. С ним сотрудничали Иоганн Рейхлин, Эразм
Роттердамский, Себастьян Брант, Беатус Ренанус, Ульрих Цвингли и многие
другие известные гуманисты. Издатели Фробэн, Амербах публиковали труды
гуманистов. Правда, почти все гуманисты остались верны католицизму и
покинули Базель после проведения в нем реформации, но их деятельность
помогала критике догматов католицизма, разоблачению невежества и
безнравственного образа жизни.
Специфика социально-экономического развития страны порождала множество
конфликтов. Последние десятилетия XV и начало XVI в. отмечены цепью волнений
и восстаний из-за наемнических пенсий, злоупотреблений властей (1513-1515:
Цюрих, Люцерн, Золотурн и др. ). К концу предреформационного столетия
усилился нажим кантональных властей на церковь и они присвоили себе функции
назначения священников, установления им оплаты, распоряжения некоторыми
церковными и монастырскими землями.
Вопросы церковной реформации были поставлены в Швейцарии иначе, чем в
Германии. Здесь не было гнета императора, княжеской власти и значительно
слабее была католическая церковь. Но острыми были проблемы взаимоотношения
швейцарских кантонов между собой, Швейцарии и соседних стран, стремившихся
поставить горные проходы, через которые шли торговые потоки, под свой
контроль. Решить эти многочисленные социальные, политические и экономические
проблемы в рамках старых дофеодальных и феодальных традиций было практически
невозможно. Нужно учитывать также, что в Швейцарии скопилось довольно много
эмигрантов из соседних стран, представлявших самый широкий спектр
свободомыслия и инакомыслия. Особо следует отметить, что основной движущей
силой всех начинаний и недовольства в этой горной стране были бюргерские
слои, которые, как это видно и на примере Германии (А. Карлштадт, И. Эберлин
и др.) не могли удовлетвориться той трактовкой реформационных идей, которая
осуществлялась в рамках складывающегося лютеранства. Лютеранство, достаточно
широко распространившееся в Европе, не могло стать идеологией нового
времени, ибо с 1520-21гг. Стало принимать узко национальный характер. Оно
смогло стать базой для широкого спектра реформационных течений, но очень
быстро стало приспосабливаться для решения множества социальных и
политических проблем в отдельных странах. В условиях возникновения и
усиления национальных монархий именно лютеранство становилось идеологической
базой власти правителей. Пресловутая "половинчатость" лютеранства,
"оглядывавшегося на дворянство и князей", о чем долго писалось в
марксистской литературе, объяснялось прежде всего несколькими факторами.
Во-первых, лютеранство было первой по времени возникновения реформационной
доктриной, и, во-вторых, именно это вызвало его так называемую
"схоластичность", т. е. аморфность, умозрительность, оторванность от
практических нужд того или иного конкретного социального слоя. Следствием
этого и стало то, что лютеранство прежде всего использовала та социальная
сила, которая была более организована и ставила перед собой уже четкие
практические задачи.
Социальные преобразования, начавшиеся, по сути, во всех европейских
странах, Великие Географические открытия, политические столкновения
отдельных государств, вылившиеся сначала в Европе в Тридцатилетнюю войну и
потом перекинувшиеся за океан для дележа новых владений "пробудили к жизни"
новые идеи и социально-психологические черты. Для их обоснования нужна была
не просто победа над принципом монологичности идеологии и культуры. На
очередь дня встала проблема обоснования с помощью религии новых принципов
устройства общества и государства, новых социальных ориентиров и нового
смысла жизни индивидуумов. Эту проблему будут решать И. Эберлин, А.
Карлштадт, Т. Мюнцер, У. Цвингли и другие реформаторы. Кальвинизм станет
своего рода квинтэссенцией этих поисков, систематизацией и детализацией
подобных наработок, что и стало причиной превращения его в самое
революционное течение, самую буржуазную на то время разновидность идеологии.
Гениальность кальвинистского религиозно-философского синтеза не в неких
оригинальных и новых идеях, а именно в его универсальности, творческой
переработке и сочетании множества религиозных и философских доктрин и идей
от раннего христианства до 16в.
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |