Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 349 Кб
Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»

кальвинизме.
     Княжеской     лютеровской     реформации     Цвингли    противопоставил
республиканское  устройство   своей  церкви.   В  отличии   от   М.  Лютера,
разграничившего духовную  и  светскую  сферы  (учение  о духовном и светском
порядках), Цвингли признавал роль "божественной  справедливости" и в мирской
жизни, а  также  возможность,  а  при определенных условиях и  необходимость
политических и социальных перемен. Обязанность их осуществлять  он  возлагал
на  светскую  власть.  Проповедники  -  светские  лица,  руководители  общин
выбираются  прихожанами,  а  церковь в  целом подчиняется выборным властям -
магистрату   г.   Цюриха.   Жизнь   общины   и  нравы   ее   членов   строго
регламентировались,  нередко   в   соответствии  с  суровыми  ветхозаветными
предписаниями.    Нерабочими   днями    объявлялись   лишь   воскресенья   и
предназначались не для  безделья, а для молитвы и  воспитания  детей в  духе
благонравия  и истинной веры.  Необходимость  государства  и законов Цвингли
выводил из догмата о  первородном грехе. Светские власти и законы созданы по
Божьей  воле  для пресечения  пороков  и преступлений.  Следуя  политическим
взглядам Аристотеля, он лучшей формой государства  считал аристократическую.
Политический  строй в  Цюрихе обретал теократический характер. Отсюда  более
радикальными  оказались  и  его социально-политические воззрения, отражавшие
специфические   швейцарские   черты   реформации.   Исходным   тезисом   его
социально-экономического  и  этического  учения  был  такой  тезис: все, чем
владеют люди, в том числе и богатство, есть милость Божья, и надо уметь этим
благочестиво    распоряжаться.   Цюрихский   реформатор   отстаивал   мелкую
собственность,  резко   отрицательно  относился  к  военному   наемничеству,
ростовщичеству  и  крепостничеству.  Идеалом  его  был скорее патриархальный
социально-экономический  уклад,   хотя   будущее   Швейцарии  он   видел   в
централизованном  государстве, находящемся  под гегемонией  Цюриха.  Цвингли
проявил себя как убежденный и решительный республиканец. Заявляя о том,  что
светская  власть должна опираться на  "божественные законы", он  оставлял за
народом право  не  повиноваться  власти, если  она  попирала  эти  законы  и
становилась  тиранической. Евангелие Христа не  направлено против власти, а,
наоборот, служит  ее укреплению, наставляет на путь истинный  и объединяет с
народом "до  тех  пор,  пока  власть  действует  по-христиански", т.  е.  не
вступает в противоречия с принципами евангелизма. Тираны могут быть смещены,
но не  путем восстания, а  на  основе  единодушного согласия  всего  народа.
Покорность тиранам есть грех  перед Богом.  Цвингли  призывал возвратиться к
чистоте нравов и простоте жизни "доброго старого времени", к  обособленности
цюрихской общины.  В 1522г. он  отказывается от сана  священника, вступает в
брак и вскоре открыто порывает с  католицизмом. На диспуте 1523г. он наносит
сокрушительное поражение  своим  оппонентам-католикам  и,  опираясь  на свои
"67тезисов" (1522), начинает осуществлять реформу церковного и политического
устройства   в   Цюрихе.   Были   закрыты    монастыри    и   секуляризовано
церковно-монастырское   имущество  в  пределах  кантона.  Повинности  бывших
монастырских  крестьян  сохранились, но  использовались для  нужд  городской
благотворительности  и  образования,  переданных в руки светских  властей. В
1524г. из церквей были  удалены иконы  и  мощи святых. Прекратилось служение
мессы,  введено  причащение под обоими  видами  для  мирян.  Решительно были
запрещены  ростовщичество,  военное  наемничество  и  получение  пенсий   от
иностранных   монархов.  Новая   церковная  организация   стала  подчиняться
городскому магистрату, а  патрициат  и  дворянство вытеснялись из городского
управления (вместо олигархического Малого Совета стал править Большой Совет,
где доминировали цехи). Было также введено богослужение на  немецком языке и
проведена  секуляризация  церковного  имущества. Евангелические  реформаторы
организовали культ еще более просто, чем Лютер. Тот сохранял орган и  пение,
статуи, а цвинглианцы упраздняли все. Церковь сводилась к кафедре, с которой
говорит проповедник,  церковное  богослужение  -  к  проповеди  и совместной
молитве.  Вокруг  секуляризации церковного  имущества разгорелась  настолько
безобразная  спекуляция,  что городской  совет  Цюриха  в  1528г. издал даже
особое постановление с целью  унять горожан, занявшихся бойкой  перепродажей
церковной утвари и предметов культа.
     Реформация в  Цюрихе была  завершена в  основном в 1524-25гг., а вскоре
цвинглианство  распространилось  и победило  в  Берне,  Базеле,  Шафгаузене,
Гларусе, Золотурне, Биле  и Санкт-Галлене, которые объединились с  Цюрихом в
союз евангелических кантонов(1527).
     В 1529г. ландграф Филипп Гессенский и  некоторые другие немецкие князья
подняли  вопрос о примирении  цвинглианства и лютеранства с целью заключения
союза против  императора Карла V. Была устроена  встреча  Лютера и Цвингли в
Марбурге. Переговоры  шли тяжело и во время них Лютер прямо заявил: "Ваш дух
и наш дух несогласны между собой".
     Одним  из  естественных  следствий  цвинглианской  реформации  стало  и
крестьянское  движение в  кантоне.  Еще в заключительном тезисе "67 тезисов"
Цвингли заявил, что "готов вести свободное обсуждение с теми лицами, которые
выдвигают вопросы  относительно  обоснованности  чиншей,  десятин,  крещения
детей  и причащения",  т.  е. дал  понять, что готов  к диалогу с различными
социальными силами и  уступкам  крестьянским антифеодальным  требованиям. Но
магистрат  действовал  осторожнее  и  потому  порученную ему  евангелическую
реформу   Цвингли  выполнял   частично  и  постепенно.   Повинности   бывших
монастырских  крестьян, как уже говорилось,  сохранились, но  использовались
для  нужд городской благотворительности  и  образования,  переданных в  руки
светских властей, чем вбивался клин между крестьянством и городским плебсом.
Особенностью  реформации Цвингли  было то,  что вся  реформа  проходила  под
надзором  и  при деятельном участии городских властей,  которым  подчинялась
церковная  организация.   Это  приводило  к  единообразию   культа   и   его
принудительности  для  всех  граждан.  Церковь и государство сливались здесь
воедино.  Административные распоряжения городских властей носили религиозную
окраску.  Суровость и решительность действий городского  совета  в отношении
военного  наемничества привели к тому,  что  позиции городского патрициата и
дворянства оказались  сильно  подорваны. Цвинглианцам  решительную поддержку
оказали  ремесленные гильдии. Был реформирован городской магистрат. В 1524г.
произошло  два религиозных диспута, в которых победил  Цвингли. Но выявились
постепенно   новые    его   противники.   Это   прежде   всего   анабаптисты
("перекрещенцы"),   отвергавшие   в   знак  протеста   против  церковных   и
государственных  устоев  установленное Римом крещение.  Идейные истоки этого
течения коренятся  во взглядах  У.  Цвингли.  Он,  основываясь  на том,  что
Священное  Писание не дает  основания  для  католических  ритуалов  и  месс,
предложил  Городскому  Совету Цюриха вместо  месс соблюдать Вечерю Господню.
Городской Совет  выступил  резко против и  Цвингли  отступил. Тем  не  менее
некоторые его последователи  протестовали против компромисса,  поскольку, по
их мнению,  учение Священного Писания должно выполняться в жизни христианина
независимо  от одобрения светских властей и городского совета. Во главе этой

Страницы: «« « 2   3   4   5   6   7   8   9   10  11   12   13   14   15   16   17   18   19   20  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ким Сун-чжон, Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации