|
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 349 Кб Страницы: «« « 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » »» кальвинизме.
Княжеской лютеровской реформации Цвингли противопоставил
республиканское устройство своей церкви. В отличии от М. Лютера,
разграничившего духовную и светскую сферы (учение о духовном и светском
порядках), Цвингли признавал роль "божественной справедливости" и в мирской
жизни, а также возможность, а при определенных условиях и необходимость
политических и социальных перемен. Обязанность их осуществлять он возлагал
на светскую власть. Проповедники - светские лица, руководители общин
выбираются прихожанами, а церковь в целом подчиняется выборным властям -
магистрату г. Цюриха. Жизнь общины и нравы ее членов строго
регламентировались, нередко в соответствии с суровыми ветхозаветными
предписаниями. Нерабочими днями объявлялись лишь воскресенья и
предназначались не для безделья, а для молитвы и воспитания детей в духе
благонравия и истинной веры. Необходимость государства и законов Цвингли
выводил из догмата о первородном грехе. Светские власти и законы созданы по
Божьей воле для пресечения пороков и преступлений. Следуя политическим
взглядам Аристотеля, он лучшей формой государства считал аристократическую.
Политический строй в Цюрихе обретал теократический характер. Отсюда более
радикальными оказались и его социально-политические воззрения, отражавшие
специфические швейцарские черты реформации. Исходным тезисом его
социально-экономического и этического учения был такой тезис: все, чем
владеют люди, в том числе и богатство, есть милость Божья, и надо уметь этим
благочестиво распоряжаться. Цюрихский реформатор отстаивал мелкую
собственность, резко отрицательно относился к военному наемничеству,
ростовщичеству и крепостничеству. Идеалом его был скорее патриархальный
социально-экономический уклад, хотя будущее Швейцарии он видел в
централизованном государстве, находящемся под гегемонией Цюриха. Цвингли
проявил себя как убежденный и решительный республиканец. Заявляя о том, что
светская власть должна опираться на "божественные законы", он оставлял за
народом право не повиноваться власти, если она попирала эти законы и
становилась тиранической. Евангелие Христа не направлено против власти, а,
наоборот, служит ее укреплению, наставляет на путь истинный и объединяет с
народом "до тех пор, пока власть действует по-христиански", т. е. не
вступает в противоречия с принципами евангелизма. Тираны могут быть смещены,
но не путем восстания, а на основе единодушного согласия всего народа.
Покорность тиранам есть грех перед Богом. Цвингли призывал возвратиться к
чистоте нравов и простоте жизни "доброго старого времени", к обособленности
цюрихской общины. В 1522г. он отказывается от сана священника, вступает в
брак и вскоре открыто порывает с католицизмом. На диспуте 1523г. он наносит
сокрушительное поражение своим оппонентам-католикам и, опираясь на свои
"67тезисов" (1522), начинает осуществлять реформу церковного и политического
устройства в Цюрихе. Были закрыты монастыри и секуляризовано
церковно-монастырское имущество в пределах кантона. Повинности бывших
монастырских крестьян сохранились, но использовались для нужд городской
благотворительности и образования, переданных в руки светских властей. В
1524г. из церквей были удалены иконы и мощи святых. Прекратилось служение
мессы, введено причащение под обоими видами для мирян. Решительно были
запрещены ростовщичество, военное наемничество и получение пенсий от
иностранных монархов. Новая церковная организация стала подчиняться
городскому магистрату, а патрициат и дворянство вытеснялись из городского
управления (вместо олигархического Малого Совета стал править Большой Совет,
где доминировали цехи). Было также введено богослужение на немецком языке и
проведена секуляризация церковного имущества. Евангелические реформаторы
организовали культ еще более просто, чем Лютер. Тот сохранял орган и пение,
статуи, а цвинглианцы упраздняли все. Церковь сводилась к кафедре, с которой
говорит проповедник, церковное богослужение - к проповеди и совместной
молитве. Вокруг секуляризации церковного имущества разгорелась настолько
безобразная спекуляция, что городской совет Цюриха в 1528г. издал даже
особое постановление с целью унять горожан, занявшихся бойкой перепродажей
церковной утвари и предметов культа.
Реформация в Цюрихе была завершена в основном в 1524-25гг., а вскоре
цвинглианство распространилось и победило в Берне, Базеле, Шафгаузене,
Гларусе, Золотурне, Биле и Санкт-Галлене, которые объединились с Цюрихом в
союз евангелических кантонов(1527).
В 1529г. ландграф Филипп Гессенский и некоторые другие немецкие князья
подняли вопрос о примирении цвинглианства и лютеранства с целью заключения
союза против императора Карла V. Была устроена встреча Лютера и Цвингли в
Марбурге. Переговоры шли тяжело и во время них Лютер прямо заявил: "Ваш дух
и наш дух несогласны между собой".
Одним из естественных следствий цвинглианской реформации стало и
крестьянское движение в кантоне. Еще в заключительном тезисе "67 тезисов"
Цвингли заявил, что "готов вести свободное обсуждение с теми лицами, которые
выдвигают вопросы относительно обоснованности чиншей, десятин, крещения
детей и причащения", т. е. дал понять, что готов к диалогу с различными
социальными силами и уступкам крестьянским антифеодальным требованиям. Но
магистрат действовал осторожнее и потому порученную ему евангелическую
реформу Цвингли выполнял частично и постепенно. Повинности бывших
монастырских крестьян, как уже говорилось, сохранились, но использовались
для нужд городской благотворительности и образования, переданных в руки
светских властей, чем вбивался клин между крестьянством и городским плебсом.
Особенностью реформации Цвингли было то, что вся реформа проходила под
надзором и при деятельном участии городских властей, которым подчинялась
церковная организация. Это приводило к единообразию культа и его
принудительности для всех граждан. Церковь и государство сливались здесь
воедино. Административные распоряжения городских властей носили религиозную
окраску. Суровость и решительность действий городского совета в отношении
военного наемничества привели к тому, что позиции городского патрициата и
дворянства оказались сильно подорваны. Цвинглианцам решительную поддержку
оказали ремесленные гильдии. Был реформирован городской магистрат. В 1524г.
произошло два религиозных диспута, в которых победил Цвингли. Но выявились
постепенно новые его противники. Это прежде всего анабаптисты
("перекрещенцы"), отвергавшие в знак протеста против церковных и
государственных устоев установленное Римом крещение. Идейные истоки этого
течения коренятся во взглядах У. Цвингли. Он, основываясь на том, что
Священное Писание не дает основания для католических ритуалов и месс,
предложил Городскому Совету Цюриха вместо месс соблюдать Вечерю Господню.
Городской Совет выступил резко против и Цвингли отступил. Тем не менее
некоторые его последователи протестовали против компромисса, поскольку, по
их мнению, учение Священного Писания должно выполняться в жизни христианина
независимо от одобрения светских властей и городского совета. Во главе этой
Страницы: «« « 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |