Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 349 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»

раннехристианской церкви и ее учению.
     Реформационное движение  отличалось большой сложностью. В  нем так  или
иначе  приняли  участие  различные  классы   и  социальные  группы,  которые
вкладывали в критику католической церкви различное содержание и преследовали
разные  цели. Для  народных  масс  начало борьбы  против католической церкви
послужило сигналом против власти феодалов. Существовали и серьезные различия
между  реформационными   настроениями,  ходом  реформации  и  ее  итогами  в
отдельных странах.  В  ряде стран  реформационное движение было использовано
феодалами  в  интересах либо  укрепления королевской  власти  (скандинавские
страны,  Англия),  либо  даже  сепаратизма  (немецкие  князья,   французские
феодалы).
     В целом реформационное движение было важным историческим этапом. В ряде
стран Реформация оказалась связанной с буржуазными  революциями (Нидерланды,
Англия)  или  повлияла  на  них  (Франция).  На  территории  так  называемой
"германской"   Европы  католическая  церковь  утратила  свое  господствующее
положение. Здесь возникли и широко распространились протестантские церкви. В
результате   секуляризации   церковных   земель   экономическое   могущество
католической  церкви  было  коренным  образом  подорвано. Новые церкви здесь
оказались в той или  иной степени  связаны с государством.  Была  сломлена и
духовная диктатура католической церкви. На  "латинском"  юге  Европы позиции
католической  церкви  тоже  оказались  потеснены.  Новые   формы  морали   и
нравственные  принципы получили  свое  идеологическое  обоснование. Получили
теоретическую  базу   идеи  демократии,   республиканизма,   индивидуализма,
энергичности и предприимчивости.
     
     Реформация в Швейцарии: предпосылки, ход, специфика, итоги и значение.
      Реформация не ограничилась только Германией. В 20-е и  особенно в 30-е
годы  16в. лютеранство проникает в Швецию, Норвегию и  Данию. В Прибалтике с
1525 г. Прусский орден был секуляризован и превратился в светское герцогство
Пруссию. Лютеранство появляется  в отдельных районах Англии, Франции, Польши
и Венгрии.
     Но особенно благоприятную почву Реформация нашла в соседней Швейцарии и
именно  здесь  сделала  следующий  шаг  в  идеологическом и  организационном
отношениях.  Здесь были выработаны новые  системы протестантизма  и  созданы
новые реформационные церковные организации.
     Как самостоятельное  государство Швейцарский союз в  форме конфедерации
зародился в  конце  13 века и  окончательно  сложился  к  началу 16в.  после
двухсотлетней  освободительной  борьбы против  гнета австрийских Габсбургов.
Ядром его стало созданное в 1291г. объединение трех  "лесных" кантонов Швиц,
Ури  и  Унтервальден, контролировавших  имевший  большое  торговое  значение
Сен-Готардский проход, связывавший  Италию с остальной Европой.  Эти кантоны
начали  освободительную  борьбу против  австрийского  владычества.  К  этому
объединению  постепенно присоединялись  другие кантоны (1332-Люцерн,  1351 -
Цюрих, 1352  - Цуг, Гларус, 1353 - Берн, 1481 - Фрейбург,  Солотурн, 1501  -
Базель,  Шаффгаузен,  1513  -  Аппенцелль),  "союзные земли" (Биль,  Герсау,
Сен-Галлен, Ротвейль, Мюльгаузен, Женева,  Невшатель,  Граубюнден, Валлис) и
фогтства (подвластные территории), которыми владел союз в целом  или тот или
иной отдельный  кантон. Число  полноправных кантонов  достигало  тринадцати:
семь  городских, пять  сельских  ("лесных")  и один смешанного  типа  (Цуг).
Население Швейцарии в первой половине XVI в. Насчитывало около 900 тыс. чел.
Возникновение самостоятельной Швейцарии датируется  15 ноября 1315г.,  когда
швейцарцы  в  битве  при Маргартене  нанесли решительное поражение имперским
войскам. В этой  борьбе за независимость и в  больших  войнах  15в. в Европе
Швейцария  проявила  себя как  реальная и  достаточно  могущественная  сила,
оказывавшая влияние на исход  военных кампаний  и  судьбу государств. Именно
швейцарцы в 1477г.  покончили  с существованием Бургундского  государства. В
1499 г. они разгромили войска немецких князей и по Базельскому миру добились
фактической независимости конфедерации от Священной Римской империи, которая
была юридически закреплена договором 1511г.
     Оппозиция Габсбургам со  стороны Швейцарии объясняется особенностями ее
исторического развития. Она представляет собой совокупность горных областей,
которые, в силу своего географического положения, были  естественным образом
защищены  от вторжения вооруженных  сил  как с севера,  так и с востока. Уже
благодаря  одному этому феодализм в Швейцарии не мог пустить прочных корней.
Ввиду  ее  отрезанности от  внешнего мира в ней  сохранились формы  родового
устройства  и  община.  Процесс  разложения  родовой  общины  внутри  страны
затянулся на чрезвычайно  долгое время. По этой  причине победа Швейцарии не
была победой  буржуазного  строя над феодальным. Это  была  на первом  этапе
победа  дофеодальных отношений  над  тем  зрелым  феодализмом,  который  был
представлен в  остальных владениях Габсбургов. Но с 14в.  положение начинает
меняться в связи с  тем, что Швейцария становится транзитным пунктом,  через
который осуществляется  торговля  Италии  и  заальпийской  Европы.  Наряду с
горными  областями,  живущими  замкнутой  жизнью,  начинают  возникать новые
швейцарские  города.   В  противоположность  немецким  и   даже  итальянским
швейцарские города почти не знали над собой власти феодалов.
     По своей  структуре Швейцарский  союз  являлся конфедерацией. Верховным
органом   ее   являлся   Тагзатцунг  -   регулярно   собиравшаяся   коллегия
представителей полноправных земель, которые  с  15в. именовались  кантонами.
Постоянных  органов  центральной  власти не было  и  общие  вопросы решались
полномочными  депутатами  кантонов  на  общесоюзных  сеймах  (тагзатцунгах).
"Союзные  земли" не имели  права голоса  и их интересы представляли  союзные
кантоны,   являвшиеся  гарантами   их  территориальной   неприкосновенности.
Господствовал  принцип  единогласия.  В   спорных   ситуациях   прибегали  к
посредничеству. С конца XVв. приоритет в  Тагзатцунге принадлежал  Цюриху. В
нем  хранилась документация,  велась иностранная  переписка  и  его депутаты
обычно  председательствовали  на  заседаниях.  Кантоны  и союзные земли были
автономны во внутренних делах, имели регальные права, включая сбор налогов и
чеканку монеты,  и  могли заключать  союзы  с иноземными державами  и  между
собой, если  эти договоры не угрожали безопасности конфедерации в целом  или
союзным соглашениям. В  городах  сложилась система самоуправления: большие и
малые  советы, бургомистры,  судебные коллегии  шеффенов. Положение  фогтств
было бесправным.  Они,  как правило,  были  захвачены  у  соседей  (Австрии,
Милана,  Савойи) и  управляли  ими  фогты,  назначавшиеся  конфедерацией или
кантоном.
     Швейцарский  союз сложился исторически за счет  территориальных единиц,
отличавшихся  разным  уровнем  экономического  развития,  что  и  обусловило
многообразие форм и путей экономического развития.
     Все кантоны делились на две группы:
     - "лесные"("старые") - сельскохозяйственные, более отсталые (Швиц, Ури,
Унтервальден и др.)

Страницы: « 1   2   3   4   5  6   7   8   9   10   11   12   13   14   15  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ким Сун-чжон, Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации