Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 349 Кб
Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»

группы встали Конрад Гребел (1495 - 1526)  и Феликс Манц (1498 -  1527). Они
вначале  безуспешно  пытались убедить  Цвингли в непоследовательности, затем
отошли  от  него.  К. Гребел упрекал Цвингли в том, что тот ориентируется на
имущие  классы.  Занявшись  совместным   глубоким  исследованием  Священного
Писания, они пришли к выводу, что церковь,  организованная  по новозаветному
образцу,  может  состоять только из возрожденных верующих и призывали давать
крещение только  в случае сознательного исповедания веры. Цвингли критиковал
своего бывшего друга Ф. Манца и закончилось все тем, что последнего  утопили
в реке  в  Цюрихе.  Обвинение в  адрес Манца звучало так:  "Потому  что  он,
вопреки  христианским  обычаям и традициям, практиковал  перекрещивание... и
признался в желании собрать вместе тех, кто хотел принять Христа и следовать
за ним, присоединив их к  себе через  крещение...  Таким образом, и он сам и
его  последователи   отделились  от  христианской  церкви  и  основали  свою
собственную секту... Это учение  приносит вред всему христианству,  а  также
грозит  восстанием и  подстрекательством к  мятежу против  государства".  ()
Цвингли резко осуждал покушения анабаптистов на собственность  и  утверждал,
что обобществление имуществ есть нарушение заповеди "не укради".
     Выявилось   и   новое   радикальное   направление,   объединившееся   с
анабаптистами. Они доводили до логического конца положения Цвингли. Если тот
выдвигал  требование  пресечь  злоупотребления  в  отношении  десятины,  они
отрицали  десятину  и  налоги  вообще.  Если  Цвингли  осторожно  говорил  о
целесообразности  отмены  крепостничества,  они   отрицали   всякие  власти,
духовные и светские.  Он выдвигал требование  секуляризации имущества, они -
всеобщего  раздела  имуществ.  Толпы  радикалов  во главе  с анабаптистскими
проповедниками, не дожидаясь решения властей, приступили к очищению  церквей
от икон  и  статуй святых. С  1523г. случаи отказа платить десятину и другие
подати стали всеобщим явлением. С весны 1524г. Цюрих, Шаффгаузен, Сен-Галлен
и фогтство Тургау стали ареной мощных крестьянских  выступлений, слившихся с
крестьянской войной в Германии.
     Власти  Цюриха   вынуждены  были  пойти  на  уступки,  чтобы  расколоть
движение.  Крестьянам предложили подать общие требования в  городской совет.
Эти  требования, представленные в мае-июне 1525г., были умеренными, близкими
немецким  "12  статьям":  отмена  крепостничества, малой  десятины, торговых
ограничений, снижение налогов, упорядочение  судопроизводства, свобода охоты
и рыбной ловли, упорядочение судопроизводства, выборы деревенских пасторов и
др.  Они были частично удовлетворены: решено отменить крепостную зависимость
и  малую десятину,  упорядочить судопроизводство,  снять некоторые  торговые
ограничения. Лесные кантоны  блокировали перевалы, чтобы не дать соединиться
швейцарским крестьянам с немецкими.
     Тем временем реформация широко распространилась по  стране. В 1528г. ее
принимает богатый Берн, а по его примеру  и колебавшиеся Сен-Галлен, Гларус,
Шаффгаузен,  Базель и  близлежащие немецкие города  Мюльгаузен и  Страсбург.
Однако поражение  крестьянской  войны в Германии послужило сигналом к "контр
реформации". Католические кантоны  восстановили  католицизм,  города  начали
преследования  анабаптистов.  Цвингли решил выйти  из кризиса путем усиления
личной  диктатуры,  что   привело  к  дальнейшему  падению  его  авторитета.
Потянулись слухи, что он хочет захватить власть. Даже бернцы заподозрили его
в гегемонистских устремлениях.
     Еще  в   1525г.   в  Цюрихе  был   создан  Совет  на  случай  борьбы  с
"пятиградием", т. е. пятью лесными кантонами  (Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг,
Люцерн). Цвингли приступил к объединению в федерацию под гегемонией Цюриха и
Берна. Сложился протестантский союз Цюриха,  Берна, Шаффхаузена и Констанца.
Конфессонально-политический  раскол  Швейцарии достиг  предела. Но прочность
протестантского союза  постепенно уменьшалась  из-за внутренних разногласий.
Радикализм  Цвингли  тускнел.  Он  настоял на сохранении  большой  церковной
десятины, придал  своей церкви четкие организационные формы и поставил  ее в
полную зависимость от светской  власти. Постановлением городского  совета от
января  1525г. были изгнаны  их Цюриха анабаптисты.  Одним из  поводов  к их
изгнанию послужило то, что цюрихские анабаптисты тайно поддерживали сношения
с Т. Мюнцером. Все это приводило все к большему сужению его социальной базы.
Переходили  в контрнаступление цехи,  требовавшие  ограничения  капитализма.
"Пятиградие"  пошло на союз с австрийским  Фердинандом Габсбургом,  что было
прямым нарушением союзных договоров, оформивших Швейцарскую конфедерацию.
     В 1529г.  Цюрих  объявляет этим  нарушителям  войну. Отряд  доходит  до
пограничного населенного пункта Каппель,  но вскоре (26 июня) было заключено
на выгодных для протестантских  кантонов земское перемирие (расторгался союз
католических кантонов  с  Австрией). На  этом закончилась первая Каппельская
война.  Однако  Цюрих был расколот внутренними  противоречиями и  во  второй
Каппельской  войне  потерпел  поражение.  11 октября  1531г.  в сражении при
Каппеле цюрихский отряд  был разгромлен. Цвингли, участвовавший в сражение в
качестве полкового священника, погиб. Лютер прокомментировал его смерть так:
"Он  кончил  как   убийца...,  угрожавший  мечом  получил  награду,  которую
заслужил". В ночь  с 23 на 24 октября  цюрихцы  потерпели новое поражение. В
ноябре 1531г.  был заключен мир,  по которому  протестантское  "христианское
объединение" распускалось, эти кантоны  должны  были заплатить контрибуцию и
воздерживаться   от    дальнейшей   пропаганды    евангелического    учения,
восстанавливался  старый союз,  провозглашалось равноправие религий. В  ряде
земель  восстанавливался католицизм. В Цюрихе  сохранились  лишь  те стороны
цвинглианской   реформы,  которые  соответствовали  сложившейся  расстановке
социальных   сил   и   политических   группировок.   Центром   цвинглианства
переместился  в юго-западную часть  Швейцарии. Преемником Цвингли  на  посту
"народного  проповедника" стал  его  друг Генрих  Буллингер (1505  -  1575).
Человек  с  незаурядными  организаторскими  и  богословскими  способностями,
имевший почти  непререкаемый  авторитет во многих странах, опубликовал более
150 богословских работ, не считая обширной переписки. Его труд "Десятилетия"
(1548 -  1551), включавший проповеди,  стал  почти  официальным пособием для
англиканских священников. Некоторые из его учеников стали ведущими деятелями
пуританизма. По Тигуринскому  соглашению  1549г.  с Ж. Кальвином  он добился
устранения  разногласий  между   ним  и  французскими   реформаторами,   что
содействовало объединению немецких и французских реформаторов.  Г. Буллингер
стал автором  "Второго Гельветического  исповедания" (1566),  написанном,  в
основном с позиций кальвинизма, но  с привлечением элементов  цвинглианства.
Этот текст  сыграл для реформатской церкви ту же роль,  что и  "Аугсбургское
исповедание"  для  лютеран.  Это  сочинение  свидетельствовало  о   переходе
цвинглианцев  от  союза  с  лютеранами  к  союзу  с  кальвинистами  ("Первое
Гельветическое  исповедание"  появилось  в  1536г.  и   представляло  синтез
лютеранских и цвинглианских идей).
     Исходом  цвинглианской  реформации  стало  то,  что  Швейцария,  как  и
Германия,  разделилась  на   католическую  и   евангелическую.  Католическая
Швейцария  -  это старые горные области и городской патрициат в тех городах,

Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ким Сун-чжон, Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации