|
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 349 Кб Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» группы встали Конрад Гребел (1495 - 1526) и Феликс Манц (1498 - 1527). Они
вначале безуспешно пытались убедить Цвингли в непоследовательности, затем
отошли от него. К. Гребел упрекал Цвингли в том, что тот ориентируется на
имущие классы. Занявшись совместным глубоким исследованием Священного
Писания, они пришли к выводу, что церковь, организованная по новозаветному
образцу, может состоять только из возрожденных верующих и призывали давать
крещение только в случае сознательного исповедания веры. Цвингли критиковал
своего бывшего друга Ф. Манца и закончилось все тем, что последнего утопили
в реке в Цюрихе. Обвинение в адрес Манца звучало так: "Потому что он,
вопреки христианским обычаям и традициям, практиковал перекрещивание... и
признался в желании собрать вместе тех, кто хотел принять Христа и следовать
за ним, присоединив их к себе через крещение... Таким образом, и он сам и
его последователи отделились от христианской церкви и основали свою
собственную секту... Это учение приносит вред всему христианству, а также
грозит восстанием и подстрекательством к мятежу против государства". ()
Цвингли резко осуждал покушения анабаптистов на собственность и утверждал,
что обобществление имуществ есть нарушение заповеди "не укради".
Выявилось и новое радикальное направление, объединившееся с
анабаптистами. Они доводили до логического конца положения Цвингли. Если тот
выдвигал требование пресечь злоупотребления в отношении десятины, они
отрицали десятину и налоги вообще. Если Цвингли осторожно говорил о
целесообразности отмены крепостничества, они отрицали всякие власти,
духовные и светские. Он выдвигал требование секуляризации имущества, они -
всеобщего раздела имуществ. Толпы радикалов во главе с анабаптистскими
проповедниками, не дожидаясь решения властей, приступили к очищению церквей
от икон и статуй святых. С 1523г. случаи отказа платить десятину и другие
подати стали всеобщим явлением. С весны 1524г. Цюрих, Шаффгаузен, Сен-Галлен
и фогтство Тургау стали ареной мощных крестьянских выступлений, слившихся с
крестьянской войной в Германии.
Власти Цюриха вынуждены были пойти на уступки, чтобы расколоть
движение. Крестьянам предложили подать общие требования в городской совет.
Эти требования, представленные в мае-июне 1525г., были умеренными, близкими
немецким "12 статьям": отмена крепостничества, малой десятины, торговых
ограничений, снижение налогов, упорядочение судопроизводства, свобода охоты
и рыбной ловли, упорядочение судопроизводства, выборы деревенских пасторов и
др. Они были частично удовлетворены: решено отменить крепостную зависимость
и малую десятину, упорядочить судопроизводство, снять некоторые торговые
ограничения. Лесные кантоны блокировали перевалы, чтобы не дать соединиться
швейцарским крестьянам с немецкими.
Тем временем реформация широко распространилась по стране. В 1528г. ее
принимает богатый Берн, а по его примеру и колебавшиеся Сен-Галлен, Гларус,
Шаффгаузен, Базель и близлежащие немецкие города Мюльгаузен и Страсбург.
Однако поражение крестьянской войны в Германии послужило сигналом к "контр
реформации". Католические кантоны восстановили католицизм, города начали
преследования анабаптистов. Цвингли решил выйти из кризиса путем усиления
личной диктатуры, что привело к дальнейшему падению его авторитета.
Потянулись слухи, что он хочет захватить власть. Даже бернцы заподозрили его
в гегемонистских устремлениях.
Еще в 1525г. в Цюрихе был создан Совет на случай борьбы с
"пятиградием", т. е. пятью лесными кантонами (Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг,
Люцерн). Цвингли приступил к объединению в федерацию под гегемонией Цюриха и
Берна. Сложился протестантский союз Цюриха, Берна, Шаффхаузена и Констанца.
Конфессонально-политический раскол Швейцарии достиг предела. Но прочность
протестантского союза постепенно уменьшалась из-за внутренних разногласий.
Радикализм Цвингли тускнел. Он настоял на сохранении большой церковной
десятины, придал своей церкви четкие организационные формы и поставил ее в
полную зависимость от светской власти. Постановлением городского совета от
января 1525г. были изгнаны их Цюриха анабаптисты. Одним из поводов к их
изгнанию послужило то, что цюрихские анабаптисты тайно поддерживали сношения
с Т. Мюнцером. Все это приводило все к большему сужению его социальной базы.
Переходили в контрнаступление цехи, требовавшие ограничения капитализма.
"Пятиградие" пошло на союз с австрийским Фердинандом Габсбургом, что было
прямым нарушением союзных договоров, оформивших Швейцарскую конфедерацию.
В 1529г. Цюрих объявляет этим нарушителям войну. Отряд доходит до
пограничного населенного пункта Каппель, но вскоре (26 июня) было заключено
на выгодных для протестантских кантонов земское перемирие (расторгался союз
католических кантонов с Австрией). На этом закончилась первая Каппельская
война. Однако Цюрих был расколот внутренними противоречиями и во второй
Каппельской войне потерпел поражение. 11 октября 1531г. в сражении при
Каппеле цюрихский отряд был разгромлен. Цвингли, участвовавший в сражение в
качестве полкового священника, погиб. Лютер прокомментировал его смерть так:
"Он кончил как убийца..., угрожавший мечом получил награду, которую
заслужил". В ночь с 23 на 24 октября цюрихцы потерпели новое поражение. В
ноябре 1531г. был заключен мир, по которому протестантское "христианское
объединение" распускалось, эти кантоны должны были заплатить контрибуцию и
воздерживаться от дальнейшей пропаганды евангелического учения,
восстанавливался старый союз, провозглашалось равноправие религий. В ряде
земель восстанавливался католицизм. В Цюрихе сохранились лишь те стороны
цвинглианской реформы, которые соответствовали сложившейся расстановке
социальных сил и политических группировок. Центром цвинглианства
переместился в юго-западную часть Швейцарии. Преемником Цвингли на посту
"народного проповедника" стал его друг Генрих Буллингер (1505 - 1575).
Человек с незаурядными организаторскими и богословскими способностями,
имевший почти непререкаемый авторитет во многих странах, опубликовал более
150 богословских работ, не считая обширной переписки. Его труд "Десятилетия"
(1548 - 1551), включавший проповеди, стал почти официальным пособием для
англиканских священников. Некоторые из его учеников стали ведущими деятелями
пуританизма. По Тигуринскому соглашению 1549г. с Ж. Кальвином он добился
устранения разногласий между ним и французскими реформаторами, что
содействовало объединению немецких и французских реформаторов. Г. Буллингер
стал автором "Второго Гельветического исповедания" (1566), написанном, в
основном с позиций кальвинизма, но с привлечением элементов цвинглианства.
Этот текст сыграл для реформатской церкви ту же роль, что и "Аугсбургское
исповедание" для лютеран. Это сочинение свидетельствовало о переходе
цвинглианцев от союза с лютеранами к союзу с кальвинистами ("Первое
Гельветическое исповедание" появилось в 1536г. и представляло синтез
лютеранских и цвинглианских идей).
Исходом цвинглианской реформации стало то, что Швейцария, как и
Германия, разделилась на католическую и евангелическую. Католическая
Швейцария - это старые горные области и городской патрициат в тех городах,
Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |