Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 349 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»

практически лишь своих троих детей от первого брака. Дети, которые рождались
у них, умирали в  первые же месяцы. В апреле 1549г. Иделетта умирает.  С тех
пор Кальвин живет замкнуто и  одиноко. Его письма говорят  о большой любви и
нежности  к  своей  подруге: "Я  потерял кроткую  спутницу моей  жизни,  ту,
которая никогда не покинула  бы меня, ни в изгнании, ни в  нищете, ни даже в
смерти.  В   течение  всей  своей  жизни   она  была  для  меня  драгоценной
опорой...она никогда не думала о себе,  не  доставляла мне никаких хлопот. Я
стараюсь по возможности сдерживать свою скорбь.  Друзья  помогают мне, но мы
плохо  успеваем. Ты  знаешь  нежность  моего  сердца, чтобы  не сказать  его
слабость. Я сломился бы, если бы не делал над собой усилий" (115,с.247).
     Он много болеет - лихорадка, мигрень, одышка, подагра и другие болезни.
Умирает  Кальвин в  8  часов вечера 27 мая  1564г. "В этот день, - сказал Т.
Беза, - вместе  с  закатившимся  солнцем, погасло и  самое блестящее светило
церкви". Смерть реформатора доказала несправедливость многих обвинений в его
адрес. Еще 26 апреля он составил  завещание, по  которому своим племянникам,
детям  своего любимого брата Антуана, завещал  имущества, оцененное  всего в
220 талеров. Похоронен он был  по своему желанию "обыкновенным образом",  т.
е. без всяких церемоний, памятника, даже  без надписи на могиле. Очень скоро
местонахождение  его могилы было  забыто  и сейчас нет полной  уверенности в
том, что  черный камень отмечает именно то место, где покоится прах великого
женевского реформатора.
     
     Судьба кальвинизма в Западной Европе после Кальвина
     (16 - 17вв).

       К середине 16в.  католическая церковь  стала медленно оправляться  от
нанесенного Реформацией удара и в рамках Контрреформации  добилась некоторых
успехов  в   борьбе  с  новыми  церквями.  Вожди   протестантизма   понимали
необходимость  объединения  усилий.  Новое  понимание  религии  должно  было
охватить, по их мнению, население всех стран Европы. Необходимо было принять
четкие   и   ясные   организационные   формы,   перейти   от  первоначальных
представлений о "невидимой церкви"  к церквям "видимым".  Это удалось прежде
всего и  лучше всего в  тех условиях именно  кальвинизму как романскому типу
Реформации,  а,  значит,  находящемуся  по  духу  ближе  к  мировоззрению  и
мировосприятию большинства европейцев.
     Кальвинизм  оказался  подготовлен к решению  подобных задач и благодаря
целому  ряду  своих  особенностей  и  отличий  от  остальных  протестантских
церквей:
     Кальвинизм   был  сильнее   остальных   первоначальных   протестантских
вероучений настроен против католицизма.
     В  нем  в   большей   степени   были  "возрождены"   такие  особенности
раннехристианского   периода,  как  противопоставление  любому  инакомыслию,
безусловное подчинение отдельных личностей общине и почти аскетический идеал
нравственности.
     Ни  одно  протестантское  направление  не  настаивало  так   резко   на
безусловном и исключительном авторитете Библии.
     Кальвин  и  его  последователи  решительнее  других  вождей  Реформации
изгоняли из культа  и учения "суеверия"  и  "язычество",  т. е. всевозможные
внешние символы, пышность культа и т. п.
     Особое   стремление  восстановить  раннехристианскую  общину  встречало
достаточно большую  поддержку со стороны широких народных  масс, в силу чего
симпатии и  надежды на кальвинизм отмечены  уже на раннем  этапе его истории
практически во всей Европе.
     В  то  же время  в кальвинистских  общинах их  руководители,  пасторы и
старейшины, пользовались большим авторитетом, чем в остальных протестантских
церквях. Это организационно укрепляло новое движение.
     Отдельные  общины  объединялись между собой  в  союзы с  общим выборным
управлением (пресвитериальное и синодальное устройство).
     Кальвинизм оказался очень тесно  связан с политическими движениями, что
было   обусловлено  образованием   и  развитием  в  это  время  национальных
государств и резким возвышением центральной власти, активно использовавшей в
своих целях любые оппозиционные католической церкви учения.
     Кальвинизм   в   силу   своей   специфики   принимает   преимущественно
антимонархическое    направление   и   сближается   с   республиканскими   и
конституционными партиями.
     Принцип "Бога надо слушаться больше, чем людей" приводит кальвинистов к
теории сопротивления тиранической власти и учению о договоре между королем и
народом.
     Республиканские   формы  церковного  устройства  легко  переносятся  на
политическую жизнь.
     Кальвинист   16в.  представлял   практически  сложившийся  тип   нового
человека, который мог стать идеалом для  новых церквей: уверенный  в правоте
своего  учения,  враждебный  светской жизни, сосредоточенный  на  молитве  и
духовной деятельности.
     Кальвинизм   создал  обширную  литературу,  где  есть   и  богословская
полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты.
     Центром   кальвинизма  остается   Женева,  но  само  вероучение  широко
распространяется по Европе, хотя судьба его в разных странах и неоднозначна.
Пока   лютеранство   завоевывало   Скандинавию,   кальвинизм   нашел   своих
последователей   в  Рейнской  долине  Германии,  во  Франции,   Нидерландах,
Шотландии,  Северной Ирландии, Венгрии,  Моравии и даже на некоторое время в
Польше.  Он  "стал  буфером между  лютеранским севером и  католическим югом"
(45,с.258).
     На  родине  Реформации,  в  Германии,  кальвинизм  не  получил широкого
распространения. Кальвинистов  было немного и они враждовали  с  лютеранами.
Вражда  была  настолько сильной, что среди лютеран ходила  поговорка  "лучше
паписты, чем  кальвинисты". К кальвинизму обратились прежде  всего "те,  кто
жил лучше в финансовом отношении" (45,с.261). В  1530г. три города Рейнского
района  и   Страсбург   представили  свое   "Тетраполитанское   исповедание"
("Исповедание  четырех городов") на Аугсбургский  рейхстаг. По Аугсбургскому
религиозному миру провозглашался принцип "cujus regio, ejus religio", в силу
которого  подданные  должны  следовать  вере,  выбранной  их  князем  и  его
правительством. Цвинглианцы и кальвинисты исключались из этого правила.
     Закрепился кальвинизм в Пфальцграфстве (Палатинате), правитель которого
курфюрст    Фридрих   III    поддерживал    кальвинистское   богословие    и
пресвитерианское  управление  церкви.  После  диспута  1560г.  он  склонился
окончательно к кальвинизму.  Захарию Урсине  (1534-1583)  и Каспару Олевиану
(1536-1587) было  поручено составить катехизис  для использования  в церкви.
Они подготовили "Гейдельбергский  катехизис", который был официально признан
в 1563  году и стал официальным символом веры немецких реформатских церквей.

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ким Сун-чжон, Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации