|
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 349 Кб Страницы: «« « 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 » »» за то, что " никому не дано судить, достойна или не достойна Библия святого
духа". Кальвин отрицал и комментарии Эразма Роттердамского к Новому завету,
ибо не считал того авторитетом в вопросах толкования Писания. В своем
"Наставлении" он приводит заимствованную у Августина притчу о беседе
насмешника с мудрецом. Когда мудрец спросил, что делал Бог до сотворения
мира, то мудрец ответил : "Ад для любопытных!"
Одним из существенных недостатков гуманизма Кальвин считал глубокое
уважение к античному наследию: нельзя "связать Христа и Цицерона".
Христианин не должен преклоняться перед достижениями языческих мыслителей.
Кальвин в определенной степени ориентировался на античные образцы, но
использовал их лишь в качестве иллюстраций собственных положений.
А сочетать античное знание с христианской нравственностью - вообще
абсурдно и недопустимо. Античные науки и искусства, вся эта языческая
мудрость - "дары Бога" и к ним нельзя применять одинаковые с христианством
мерки: "Почитайте Демосфена или Цицерона, Платона или Аристотеля или
кого-либо из равных им - я верю, что они в высшей степени увлекут вас,
восхитят и до глубины души взволнуют. Но если от них мы перейдем к чтению
Священного Писания, то невольно оно так живо затронет нас, так проникнет в
сердце и настолько завладеет нами изнутри, что вся сила ораторов и философов
окажется лишь дымом в сравнении с убедительностью священных письмен"
(79,с.184).
Античному и вообще светскому интеллектуализму и эстетизму Кальвин
противопоставлял нравственное совершенство христианства. Моисей был знатоком
многих языков и прекрасным оратором, но ему важнее было доступно изложить
закон, чем украшать свою речь. В Писании не осталось бы и сотой части его
воздействия на душу, если бы оно было написано языком Демосфена и Цицерона.
Философия, законы, медицина, физика и диалектика - "вещи легковесные,
перед Богом не имеющие никакого значения, поскольку они вовсе не связаны с
обоснованием истины" (79,с.184). Только "небесная" дисциплина теология имеет
отношение к истине.
В гуманизме существовало представление об "ученом благочестии" и
теология считалась частью науки с особым предметом. Философия и теология
рассматривались как ступени познания и совершенствования человека. Кальвин
категорически настаивал на несравнимости "божественной" теологии и
"человеческих наук". Философия не имеет права вторгаться в "божественную"
дисциплину и претендовать на суждение о вере и Боге. В книгах философов
могут встречаться божественные речения, но они - дар Бога и не зависят от
самих авторов. Поскольку в познании Бога и его воли человек слеп, то эти
крупицы истины, "ничтожное представление о божественном" даны философам лишь
для того, чтобы они "невежеством не извиняли свое безбожие... Но ошибочно
полагать, будто они могут достичь истинного познания" (79,с.184).
Постановка любых вопросов, связанных с конечными причинами явлений, -
оскорбление для Бога. Истина не нуждается в доказательности, ибо выходит за
пределы познания: "Истина свободна от сомнения, для своего утверждения ей
достаточно самой себя, она не нуждается в подпорах" (79,с.184).
Философия и любая другая наука имеют лишь прикладное значение: они
могут "шлифовать" естественные качества человека и формировать его как
"гуманную" личность. Исходным пунктом формирования личности у Кальвина
является не познание, как у гуманистов, а наличие христианской совести. И
без свободных искусств христианину доступны те блага и добродетели, к
которым он предназначался свыше. А процесс познания вообще лишается всякого
смысла, если он не направлялся на познание Бога.
Требование доказательности догматов свойственно образованным и ученым
людям, привыкшим к элегантности речей и недовольным "примитивным",
"нерасцвеченным" языком Писания, "плебейским и подлым способом выражения
святого духа". "Остроумцы", высмеивающие "нашу простоту", пишет Кальвин,
абсолютно лишены логики, ибо догмат выше доказательства: "Какие невежды
дадут себя убедить в том, чему нет объяснения? Я был бы весьма глуп, если бы
стремился к объяснениям, могущим удовлетворить людское остроумие. Ведь если
мы считаем Христа богом во плоти, то это - тайна" (79,с.185). Поэтому надо
остерегаться исследования Писания: "Пусть христианин знает, что если Бог
молчит, то и вопросов не может быть".
Кальвин осуждает гуманизм не только в связи с деятельностью и
мировоззрением того или иного человека, но и как тип мышления. Он делит
гуманистов по принципу их отношения к вере на еретиков (Мигель Сервет, Б.
Кастеллионе и др. ), "перебежчиков от Евангелия" (Бюнель) и откровенных
безбожников - лукианистов и эпикурецев (Б. Деперье, Э. Доле, Ф. Рабле).
Вместе с тем реформатор подчеркивает и их общие черты: обращение
христианства в философию, признание достоинств разума, утверждение о свободе
воли, увлечение процессом познания, религиозный индифферентизм. Одновременно
он выделяет и общие истоки разных по происхождению "заблуждений":
"Объяснение всех заблуждений одно - колеблется вера у многих". Если
инквизиция карала отдельных мыслителей, то Кальвин осуждает именно
гуманистический метод мышления в целом, в чем бы он ни проявлялся - в науке,
искусстве или ереси.
Вина в распространении гуманизма и атеизма Кальвином возлагалась
частично и на несовершенство католицизма. "Попустительство" гуманизму - один
из мотивов кальвинистской критики римской курии. Меценатство пап и
кардиналов мешало безусловному приоритету веры по отношению к искусству и
науке. Кальвин публично порицал кардинала Ж. Дю Белле,
покровительствовавшего Ф. Рабле и Э. Доле, члена ордена иезуитов Г. Постеля,
видного церковного деятеля Я. Садолето и других католических теологов,
пытавшихся совместить увлечение идеями гуманизма с верой.
Таким образом, называя свое учение "христианской философией", Кальвин
прямо направлял его против "нации философов", давшей людям лишь сомнения,
гордыню, заблуждения и осуждавшей Реформацию.
Кальвин и античная культура.
Гуманисты создали непререкаемый авторитет "святого Сократа" и
"божественного Платона" и пытались сочетать античную культуру с христианской
нравственностью. Ж. Кальвин считает подобное сочетание в принципе
невозможным, унижающим веру и Бога. Он прямо ставит задачу вырвать
христианина из плена античной культуры.
Если первые реформаторы (У. Цвингли, Ф. Меланхтон и др. ) исходили из
обычного для возрожденческой литературы почитания классических авторов, то
Кальвин, идя на разрыв с гуманизмом по широкому спектру проблем, прежде
всего пересматривает отношение к античной базе этого движения.
Первой проблемой, имевшей особое значение для многих протестантов, была
проблема "помощи" античной философии в вопросах веры. Может ли христианин
Страницы: «« « 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |