|
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 349 Кб Страницы: «« « 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 » »» Но и Платон был прав более других лишь в той мере, в какой узрел в душе
образ божий" (Там же, 78-79). Платон был единственным философом, которому
приоткрылась тайна "единения" души с Богом, но "почувствовать, каково это
единение, Платон не смог. Поэтому не следует удивляться, что в сущности
истинного блага... он не постиг" (там же, с. 79). Современное христианское
знание и понимание человека гораздо полнее платоновских: "Платон говаривал,
что жизнь философа есть размышление о смерти, но мы можем сказать
правильнее, что жизнь христианина есть опыт и постоянное умерщвление плоти,
вплоть до окончательной смерти, когда дух божий восцарствует в нас" (Там же,
81).
На основе критики платоновских представлений Кальвин вырабатывает свой
критерий для выявления "безбожия": "безбожники" считали, что мир может иметь
объяснение в себе.
В юности Кальвин увлекался творчеством Сенеки, но в зрелые годы
решительно противопоставил стоическому року христианский провиденциализм.
Действительно, кальвинистская мораль внешне согласуется со стоическими
положениями. Однако, при более внимательном прочтении произведений стоиков
видно, что поведение человека они объясняли действующим в нем божественным
разумом. Христианство же в понимании Кальвина должно решительно выступить
против сакрализации человека: "Чтобы убедиться, как далеко отстоит
стоическая вынужденная необходимость от нас, следует учесть, что мы полагаем
волю Бога королевою и госпожой, суверенно управляющей своей чистой свободой"
(81,с.80).
В борьбе с авторитетом Сенеки Кальвин разработал свою концепцию
истории. Гуманисты возвысили эпоху античности как источник более истинных
представлений о мире, человеке и христианстве, чем церковные. Кальвин дает
такую оценку языческой древности, которая убеждала в ее нравственной
неполноценности. Дохристианская эра - блуждания в потемках. Люди тех времен,
лишенные страха Божьего, жили по плоти, а не по духу. Они - "профаны", т. е.
светские, а не религиозные люди. Бог для них - лишь "творец мира", а истина
доступна любому человеку. "Все Фабриции, Сципионы, Катоны в своих выдающихся
деяниях потому прегрешали, что, лишенные света веры, обратились не к той
цели, к которой надлежит обратиться. Следовательно, не было в этих делах
истинной справедливости, потому что не по деяниям, а по результатам
оценивают исполнение государственных обязанностей" (Там же).
Резко отрицательно Кальвин относился к утверждениям гуманистов о том,
что "книги философов содержат надежный и достоверный метод жизни". Он
называл это "обмирщением" веры. Напротив, античные представления - это
прекрасная школа того, как не должно размышлять христианину. Надо глубже
вникать в обаяние прекрасного прошлого, которое прославляло человека, но не
умело и не могло его спасти: "Почитайте Демосфена или Цицерона, Платона или
Аристотеля или кого-либо из равных им - я верю, что они в высшей степени
увлекут вас, восхитят и до глубины души взволнуют. Но если от них мы
перейдем к чтению Священного Писания, то невольно оно так живо затронет, что
проникнет в сердце и настолько завладеет вами изнутри, что вся сила ораторов
и философов окажется лишь дымом в сравнении с убедительностью священных
письмен" (81,с. 84).
Одним из серьезных противников рождающегося протестантизма стал
античный пантеизм. По Кальвину, это - основной источник как философской, так
и народной ереси. Христианин же должен ясно понимать, что "не ... Бог есть
природа, а природа ... есть установленный Богом порядок вещей".
Трезво оценивая наследие античных мыслителей в частных дисциплинах,
Кальвин предостерегал от чрезмерного увлечения их философией. Физику или
медицину по учебникам и книгам язычников изучать можно, но для христианства
Аристотель, Платон, Цицерон, Сенека, не говоря уже об Эпикуре и Лукиане,
просто неприемлемы. Все древние науки - порождения "телесного" человека,
инструменты обучения "низким, мирским, относящимся к земному бытию вещам".
Это - "дары Бога", которыми христианину не запрещено ни пользоваться, ни
восхищаться, "но разве наше восхищение не есть признание всех вещей
исходящими от Бога? В противном случае мы окажемся более неблагоразумными,
чем языческие поэты, верившие, что философия, законы, медицина и прочие
дисциплины имеют божественное происхождение" (Там же, 83).
Таким образом, отношение к античному наследию у Кальвина стало
универсальным критерием религиозности человека и культуры. С этого времени
вычленение языческих истоков того или иного философского или религиозного
утверждения становится хорошим основанием для обвинения в антихристианской
позиции.
Кальвин и средневековая культура.
Схоластика в эпоху Возрождения и Реформации подвергалась
многочисленным нападкам как со стороны гуманистов, так и со стороны
реформаторов именно потому, что была живым воплощением средневековой
культуры, уже едва ли не синонимом ее. Можно сказать, что она стала объектом
критики не в меньшей степени, чем практика и догматика католической церкви.
Именно тогда появляется английское слова "dunce" ("глупец, тупица"),
происходящее от имени одного из известных схоластов 14в.Дунса Скота.
Такое представление пошло, разумеется, от гуманистов. Именно они ввели
в оборот термины "схоластика" и "средние века", выражавшие пренебрежение по
отношению к идеям и представлениям средневековья. К 16в. схоластика, как и
многие другие сферы средневековой культуры, находилась в несомненном упадке,
но именно в этом столетии она вступает в ожесточенный спор со своими
оппонентами (М. Лютер в Германии, Мишель Монтень и Петр Рамус во Франции,
итальянские гуманисты). Лютер начинал свою деятельность борьбой за реформу
богословского факультета Виттенбергского университета. К этому времени
разгорелся спор между двумя схоластическими направлениями - "Via Moderna" и
"Schola Augustiniana moderna".
"Via moderna" являлось поздней формой номинализма. В него входили такие
мыслители 14-15вв., как Вильям Оккам, Пьер д' Айлли, Роберт Холкот и Гавриил
Биль. На протяжении 15в. это течение обозначилось во многих европейских
университетах (Парижский, Гейдельбергский, Эрфуртский и др.). Оно приняло
доктрину оправдания, которую многие их оппоненты и будущие исследователи
назвали "пелагианской". Центральным пунктом ее сотериологии (доктрины
спасения) является завет между Богом и человечеством. Этот завет выдвигал
условия, необходимые для оправдания. Они сводились к латинскому изречению
"facere quod in se est" (дословно: "делание того, что лежит внутри тебя" или
"старание изо всех сил"). Для усиления использовалась латинская максима:
"facienti quod in de est Deus non denegat gratium" - "Бог не откажет в
благодати всякому, кто исполняет то, что лежит внутри него". Гавриил Биль,
взгляды которого повлияли и на мировоззрение Лютера, объяснял, что "старание
Страницы: «« « 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |