|
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 349 Кб Страницы: «« « 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 » »» сначала он будет рассматривать само Божественное предопределение, а уж потом
все вытекающие отсюда следствия - веру, оправдание и т. д. Но он идет другим
путем. Сначала он рассматривает доктрины благодати и оправдания верой. Он
считает, что предопределение является не продуктом человеческих размышлений,
а тайной Божественного откровения (117, I, 42; II, 920-924). По этой причине
к тайне надо идти от конкретных вещей и фактов, а не наоборот. Здесь мы
может увидеть не какой-то реликт средневекового сознания, а своеобразное
"возрождение" раннехристианского акцента на "истине", подчеркивание величия
Бога и ничтожества любых человеческих средств и схем познания его воли. Вера
в предопределение является окончательным результатом освященных Писанием
размышлений о влиянии благодати на людей. Человек предназначен быть "сосудом
воли Божьей". В результате первородного греха он утрачивает образ Божий и
способность быть "зеркалом Божественной власти".
Такая логика размышлений доказывается, по Кальвину, и опытом. А опыт
показывает, что Бог не оказывает влияния на отдельное человеческое сердце
(117, II, 982-983). Значит ли это, что Бог обладает какой-то
недостаточностью? Кальвин отрицает в свете Писания малейшую возможность
какой-либо слабости или несоответствия со стороны Бога или Евангелия. Это
всего лишь отражает тайну, по которой одним предопределено принять обещания
Божьи, а другим - отвергнуть их: "Некоторым предназначена вечная жизнь, а
другим - вечное проклятие" (117, II, 925).
Подобные рассуждения и сама логика, строго говоря, не являются
кальвиновским нововведением. "Современная августинианская школа" в лице
Григория Риминийского и др. Тоже учила о доктрине двойного предопределения.
Кальвин сознательно берет это положение и развивает его далее. Он
подчеркивает, что выборочность Бога проявляется не только в вопросе о
спасении. Во всех областях жизни, пишет он, мы сталкиваемся с непостижимой
тайной. Почему одни оказываются более удачливыми в жизни, чем другие? Почему
один человек обладает развитым интеллектом, а другой - нет? Почему одного
младенца подносят к груди, полной молока, а другой страдает недоеданием?
Пытаться объяснить тайну - значит предполагать, что есть какой-то закон над
Богом или даже вне Бога. На деле же Бог находится вне закона в том смысле,
что его воля является основанием существующих концепций нравственности (117,
II, 949-950). Следовательно, утверждает Кальвин, предопределение должно быть
признано основанным на непостижимых суждениях Бога (117, II, 921). Нам не
дано знать, почему Бог избирает одних и осуждает других. Он свободен
выбирать кого пожелает, иначе его свобода станет подвержена внешним
соображениям и Создатель будет подчиняться своему Созданию. Тем не менее его
решения отражают его мудрость и справедливость, которые поддерживаются
предопределением, а не вступают с ним в противоречие (117, II, 936, 949).
Можно сказать, что здесь Кальвин довел до логического конца рассуждения
Годескалька. Если Годескальк учил о "предопределении к осуждению", а не о
"предопределениик греху", то, по Кальвину, Бог не только попускает зло, но и
движет злой волей. Homo justo Dei impulso agit, quod sibi non licet; cadit,
igitur, homo Dei Providentia sic ordinante. (117, II, 931). Однако, все эти
понятия "грех". "преступление", "закон" к Богу в данном случае не должны
применяться. Бог не есть причина греха и для Бога не может быть закона,
следовательно, нет и преступления: Deus ipse sibi lex est. Грех и понятие о
нем имеют место только в тварях.
Причины и основания такого подхода реформатора к данной проблеме, как,
впрочем, и к другим, надо искать в распространяющемся рационализме.
Реформатские богословы столкнулись с необходимостью отстаивать свои идеи не
только в борьбе с католическими оппонентами, но и в спорах с лютеранами.
Аристотелевская логика, возрожденная гуманистами разных стран, превратилась
в достаточно надежного союзника Кальвина и его последователей. На примере
рассуждений Кальвина о предопределении мы можем обнаружить то новое, что
приходит с протестантами в христианское богословие:
Основная роль в нем начинает отводиться человеческому разуму.
Христианское богословие представляется в виде логически состоятельной,
рационально защитимой системы, выведенной из силлогистических умозаключений,
основанных на известных аксиомах.
Богословие начинает основываться на философии, почему реформатских
авторов все чаще начинают называть философскими, а не библейскими
богословами.
Богословие начинает разрабатывать метафизические и умозрительные
вопросы, связанные с природой Бога, его влиянием на человечество.
Таким образом, отправной точкой богословия становятся общие принципы, а
не конкретные исторические события. Даже Кальвин, строго говоря, еще
"старомоден", ибо сначала сосредотачивается на конкретном историческом
феномене Иисуса Христа и лишь потом переходит к исследованию его значения.
Но уже Теодор Беза начнет с общих принципов, а потом будет рассматривать их
последствия для христианского богословия. На примере Кальвина - Безы мы
видим, как в богословии происходит переход от аналитически-индуктивного
метода к методу синтетически-дедуктивному, который станет основным в более
позднем протестантизме.
В сказанном, видимо, надо искать и одну из причин разногласий между
кальвинизмом и лютеранством и последующих успехов именно кальвинизма на
международном поприще. Для лютеранства "избрание" осталось человеческим
решением возлюбить Бога и в этом отношении данное течение не оторвалось
окончательно от средневековых суждений. Для кальвинистов данный термин
означает не человеческое, а Божественное решение избрать определенных людей.
Лютеране никогда не имели того чувства "богоизбранности", какое мы видим в
кальвинизме, и соответственно были скромнее в своих попытках расширить сферу
своего влияния. "Реформатская доктрина об избранности и предопределении,
несомненно, была ведущей силой великой экспансии Реформатской Церкви в
семнадцатом веке" (55,c. 166).
Кальвин о Библии.
Библия является главным документом европейской цивилизации, оказывавшим
огромное влияние на развитие общества и культуры. Под Писанием в средние
века понимался textus vulgatus ("общеупотребительный текст), составленный в
конце 4 - начале 5вв. Иеронимом. Текст Вульгаты в средние века существовал в
нескольких вариантах, между которыми были значительные расхождения. Так,
например, в период Каролингского Возрождения Теодульф и Алкуин пользовались
совершенно разными версиями. По этой причине с 11в. началась работа по
выработке единого стандартного текста и к 1262г. была создана так называемая
"парижская версия", ставшая нормативной.
Страницы: «« « 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |