Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 349 Кб
Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48  »

     Заметное место в сочинения и творчестве Жана Кальвина занимают проблемы
нравственного  воспитания  .  Нравственный  идеал  протестанта  был  велик и
практически недостижим  ,  ибо  от  человека требовали  полной самоотдачи  и
бесконечной любви к богу : "Если бог приказывает нам нечто, отсюда не должно
вытекать , что мы  можем это  выполнить или что у нас достаточно сил , чтобы
повиноваться ему" .
     Неверующий  человек не  знает  этого идеала  , но  он не знает  и своей
греховности  .  В  этом  и  заключается  его  гибель.  Верующий  знает  свое
ничтожество и знает , что преодолеть  его  невозможно  ,  поэтому и получает
спасение " даром " . Надо просто поверить , что Иисус Христос умер  за тебя.
После этого нужно спокойно оставаться на своем месте и продолжать делать все
то  же,  что  делал  и  раньше  .  Евангельские  требования нельзя выполнить
полностью , но надо стремиться выполнить их максимально . Вера проявляется в
том, что человек  " падая "  поднимается  и постоянно борется  за достижение
недостижимого  идеала . Таким образом, повседневная деятельность  и  обычная
работа  и  являются  призванием  человека. Служа  своему  призванию  человек
выполняет  свой  священный  долг  .  Мы  видим  ,  что  Кальвин  сакрализует
человеческую деятельность в целом , всей ее сферы , все "роли "человека.
     Для  Кальвина  не  существует  различий  между  духовным  и  мирским  ,
священным и  светским  трудом  . Даже  само  понятие  таланта  ,  которое  в
библейской притче  о талантах используется в  значении  слитка  серебра  или
золота , Кальвин толкует в близком к нашему пониманию значении человеческого
умения  .  Это  даруемые  Богом  способности  .  Окончательная цель и  мотив
человеческой деятельности , по его мнению, направлены на Бога. Труд является
естественным ответом на милость Божию , нашей благодарностью Богу.
     В  результате  , как  мы  видим  ,  Кальвин  теологически  обосновывает
исключительную  активность  личности,  ее энергичную  деятельность.  Человек
должен  делать  столько ,  на  сколько  у  него  хватает  сил,  и  то ,  что
максимально  служит  Богу  .  Кальвин  смотрит  на  моральное  предписание ,
содержащееся в Библии, как на конкретное правило поведения.
     Единственным источником истины для Кальвина при этом  является Библия :
"  Мы  не  должны  позволять  себе  исследовать  Бога  где-либо  помимо  его
священного слова , или  создавать о нем какие-либо идеи , не согласующиеся с
этим словом  ,  или говорить о  нем что-либо , что  не извлечено из этого же
слова  ".  По  его  мнению ,  поврежденный,  суетный и  шатающийся разум  не
совершенен как инструмент познания . Право разума на достоверное суждение об
истине он отрицает . Любые  рациональные догадки  о вере и Боге ведут лишь к
заблуждению. Он отстаивает  непознаваемость высших  истин : "Истина свободна
от сомнения , для своего утверждения ей достаточно себя , и  в подпорках она
не нуждается "; "Правила  и объяснения высшей справедливости , чистое знание
о  Боге  и   тайнах  царства   небесного   выше  человеческого  разумения  ,
неподвластны человеческой науке , ограничены низкими вещами".
     Поэтому  "человеческие  науки"   не   способны  быть  исходным  пунктом
формирования личности :"Чтобы никто не полагал себя слишком счастливым из-за
признания столь важной добродетели  ,  как постижение низких и  презренных ,
относящихся к этому грешному миру вещей , нам следует обозначить способность
их  постижения  как  пустую,  перед  Богом не  имеющую никакого  значения  ,
поскольку она совсем не относится к фундаменту истины"(80,86).
     Следуя этой логике , Кальвин объявляет  свободное искусство всего  лишь
дополнением к христианской совести , низшей сферой . Он считает, что науки и
искусство  имеют прикладную роль .  Знания  имеют познавательную и этическую
ценность , они "шлифуют" естественные качества человека .
     Наука не создает объекты , но  берет вещи сотворенные Богом и исследует
их . Тем самым, задача науки напоминает  наказ , данный  Богом Адаму . Когда
Бог повелел  животным пройти перед ним, делом Адама  было всего лишь открыть
природу каждого животного и сообразно с этим дать ему имя .
     
     Заключение.
     
     Подводя итоги проделанной работы, следует  еще раз отметить, что учение
Жана Кальвина,  ставшее основой для дальнейшего развития новой конфессии, не
может   считаться,   как  это  было  до   сих  пор,   только   "ересью"  или
"идеологическим  дурманом".  Оно представляет  из  себя  один  из гениальных
религиозно-философских синтезов  нового времени,  значительно повлиявший  на
формирование и развитие нового мышления и миропонимания.
     В идейном  отношении  протестантизм в целом  и кальвинизм  в  частности
является   своеобразным   "возрождением",  ибо   обращается  к  первоосновам
христианства  и  пытается  воссоздать учение  Иисуса  Христа  в его  простом
изначальном облике, не  замутненном  последующими историческими наслоениями.
Он, напротив,  пытается усилить тот  принцип  веры, который содержится  и  в
католицизме.  Но интенсификация  этого принципа такова, что он  доводится до
обособления  и  в  результате картина  соотношения личной  веры  (внутренний
фактор)   и   обрядности  (внешний  фактор),   сложившаяся  в  средневековом
католицизме,  меняется  на  прямо противоположную.  На первый  план  выходит
именно  вера.   Христианин  по  набожности  превращается  в  христианина  по
убеждению.  Это  противопоставление   веры  и  обряда  явилось  своеобразной
реакцией на деградацию церкви и, одновременно, превращается в мощный фактор,
стимулировавший  разложение средневекового  варианта католицизма.  Как писал
Куно Фишер,  "чтобы сдвинуть с места мир,  нужно искать точку опоры вне его.
По отношению к церкви дело обстоит иначе. Нужно  пребывать  в ней и притом в
самой глубокой  вере, чтобы подорвать господство  церкви  и изменить  основы
веры. Это преобразование и обновление религиозного  сознания есть реформация
в  церковном  смысле"  (103,с.127). Неслучайно  "революция  началась в мозгу
монаха".
     Социальная заданность кальвинизма определила его разрыв  с ренессансным
гуманизмом.  Кальвин  -  гораздо  более целеустремленный и  суровый гонитель
философии,  чем его  предшественники.  Для него  философ  не  только идейный
противник, но  и конкурент. Создавая свое учение и называя его "христианской
философией", Кальвин прямо направлял  его  против  "нации философов", давшей
людям лишь сомнения, гордыню, заблуждения и осуждавшей Реформацию.
     Если  гуманисты  создали непререкаемый  авторитет "святого  Сократа"  и
"божественного Платона" и пытались сочетать античную культуру с христианской
нравственностью.  Ж.  Кальвин   считает   подобное  сочетание   в   принципе
невозможным,  унижающим  веру  и  Бога.  Он  прямо  ставит  задачу   вырвать
христианина  из плена  античной  культуры. Отношение к античному  наследию в
целом  у  Кальвина стало универсальным  критерием  религиозности  человека и
культуры. С  этого времени  вычленение  языческих  истоков  того  или  иного
философского или религиозного утверждения становится хорошим основанием  для
обвинения в антихристианской позиции.
     Осуждению со стороны реформатора подвергалась  средневековая культура и

Страницы: «« « 33   34   35   36   37   38   39   40   41  42   43   44   45   46   47   48  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ким Сун-чжон, Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации