Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 349 Кб
Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48  »

Крамнером  не смогли  понять  силу любви  и единения, которая  содержится  в
великом  таинстве, я этому  не удивляюсь; но я  совершенно не  понимаю,  как
могут так странно  ошибаться по отношению к идее этого великого установления
и  предаваться  жалкому  учению  кальвинизма  те   глубокие   умы,  искренне
религиозные, каких много среди  лютеран, у которых это искажение Евхаристиии
не возведено в догмат и основатель учения которых с таким жаром против этого
искажения боролся? Надо согласиться, что во всех протестантских церквах есть
какое-то странное пристрастие к разрушению. Они как будто только и мечтают о
самоуничтожении;  они как  бы боятся быть слишком живыми; они не хотят всего
того,  что  могло бы сделать их слишком долговечными. Неужели таково  учение
Того, Кто пришел принести жизнь на землю, Кто  победил смерть? Разве мы  уже
на  небе,  чтобы  позволять себе  безнаказанно  откидывать  условия  земного
распорядка? И распорядок этот,  разве он  не есть  соединение чистых  мыслей
разумного существа с тем,  что необходимо для его существования? А первейшая
из этих потребностей -  общество,  соприкосновение  умов,  слияние мыслей  и
чувств.  Лишь при осуществлении этого  истина  становится живой, из  области
рассуждений  она  спускается  в  область  действительности,   из  мысли  она
становится действием; тогда она получает наконец свойство силы природы, и ее
действие столь же определенно, как действие всякой другой природной силы. Но
как же все это совершится в  обществе идеальном, которое  существует лишь  в
пожеланиях и в воображении людей? Такова невидимая церковь протестантов: она
и действительно невидима, как небытие.
     (Чаадаев П. Я. Философические  письма. Письмо шестое.  //Чаадаев
П. Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. С.111-112).

     Словом,  принцип  свободного  исследования развернулся и,  помимо  воли
отдельных  личностей, породил  из  себя все  свои логические последствия, не
стесняясь даже тем медленным огнем, на  котором свободный  исследователь Жан
Кальвин  три часа жарил в  свободном  городе Женеве свободного исследователя
Михаила Сервета.
     (Писарев  Д. И. Исторические идеи Огюста Конта.  //Писарев Д. И.
Исторические эскизы. Избранные статьи. М.: Правда, 1989. С.483).

     Реформация застала  Германию в  полном разгаре классических  увлечений.
Знаменитейшие из  тогдашних гуманистов, в особенности  Эразм  Роттердамский,
отнеслись  к протестантскому  движению с  самым глубоким  равнодушием. По их
мнению,  не стоило  ссориться с  Римом и  поднимать шум на всю Европу, чтобы
ограничиться  теми мелочами,  на которых остановился  Лютер.  Эразм  остался
верен  католицизму,  так точно,  как  он  остался бы верен буддизму, если бы
буддизм  позволял  ему  жить  спокойно  и  размышлять в  теплом  кабинете  о
различных  проявлениях человеческой глупости. Эразм  и подобные ему книжники
нисколько не желали и  не считали возможным обращать массу  на  путь истины.
Вечное  раздвоение  между  массою  и  мыслителями  казалось  им  неизбежным.
Осуждать  их за  это  не  следует. Они сделали свое дело  именно  в качестве
книжников   и   гордых   аристократов   умственного    мира.    Прежде   чем
популяризировать философскую  доктрину систематического отрицания, надо было
выработать  ее. А чтобы  выработать ее,  надо было  предварительно  устроить
такую лабораторию,  в которой можно было бы работать с полной безопасностью.
Кроме того, надо  было сформировать таких людей, которые  могли  и желали бы
заняться этой  серьезною  и  суровою  работою. Надо  было унести и  спрятать
свободную  мысль в самые  тихие убежища  книжной науки, - в  такие  места, в
которые бы  не заглядывала  тупая ненависть беснующихся сектаторов, подобных
Кальвину. Надо было в глубокой тишине передавать немногим избранным любовь к
свободному анализу,  для  того чтобы  эта любовь  сохранилась во всей  своей
чистоте  до  тех  более счастливых времен,  когда  прекратятся крики и драки
фанатиков  и   когда  свободному   мыслителю  можно  будет   произнести   во
всеуслышание свое глубоко обдуманное слово.
     Хотя  протестантское движение возбудило на несколько  десятилетий такие
страсти, которые совершенно враждебны свободному исследованию, однако же, по
всей вероятности, практические успехи Лютера, Кальвина и  других  сектаторов
заронили  в  умы кабинетных  мыслителей  ту  смутную и робкую  надежду,  что
когда-нибудь настанет и для их любимых идей время практических успехов. Если
масса убеждается доводами Лютера и  отказывается от  папы,  то, со временем,
она может убедиться доводами другого мыслителя и отказаться от Лютера.  Если
масса  могла  пойти за Лютером, то,  стало быть, она не  осуждена  на вечную
умственную неподвижность,  и, стало быть, мыслитель  может  искоренять самые
застарелые  ее заблуждения,  если  только  сумеет  спускаться  до  уровня ее
понимания.  Кроме  того,  протестантская  полемика  в  первый  раз  показала
кабинетным мыслителям,  что такое книгопечатание и чем оно может сделаться в
руках сообразительного  и  предприимчивого человека. Узнавши  таким  образом
впечатлительность массы и силу книгопечатания, кабинетные  мыслители, далеко
опередившие  протестантов   смелостью  и  последовательностью  своих   идей,
непременно  должны  были,  рано  или поздно, выйти  из своих  тихих убежищ в
открытое житейское море.
     (Писарев Д. И.  Исторические  идеи Огюста Конта //Писарев Д.  И.
Исторические эскизы. Избранные статьи. М.: Правда, 1989. С. 497-498).

     Все значение протестантства, конечно,  не  исчерпывается этим протестом
религиозной совести  против  насилия духовной власти, забывшей свой духовный
характер.  Но глубочайшая  суть  и  главный  жизненный  нерв  протестантства
заключались именно в этом нравственном мотиве.     начал,  разительным  примером  может служить  известная  история  с Михаилом
Серветом,  которого  реформатор  Кальвин сжег  за  богословское разномыслие.
Костер  Сервета  стоит  костра  Джордано  Бруно  и  должен  бы  был  внушить
протестантским  писателям более  скромности  в  их  полемике  против насилий
папства. Замечательно также,  что  наиболее  жестокие преследования  ведьм и
колдунов происходили в XVI и XVII веках в протестантских странах.
     (Соловьев В. С. Великий спор  и христианская политика.//Соловьев
В.С. Сочинения. Т. 1. Философская публицистика. М.: Правда, 1989. С.152).

     Утверждая,  что протестантство есть необходимое логическое  последствие
католичества  и  что  на  почве  восточного   православия  ничего  подобного
появиться не могло, Хомяков с торжеством указывал на тот факт, что проповедь
Лютера  и  Кальвина,  затронув  славян-католиков,  не  распространилась   на
православных: не ясно ли,  значит, что это заблуждение остановилось не перед
расою,  а  перед  церковью....  Я  не  говорю  уже  о  том,  что  самый факт
"остановки" протестантства  перед пределами восточной церкви  явно вымышлен,
ибо   если  собственно   старообрядчество  и  не   имеет   ничего  общего  с
протестантством,  то ведь есть другие секты, возникшие  среди  православного

Страницы: «« « 35   36   37   38   39   40   41   42   43  44   45   46   47   48  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ким Сун-чжон, Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации