|
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 349 Кб Страницы: «« « 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 » сущности, а по тому, что необычайно редко случается, чтобы короли налагали
на себя сдержку и их воля не отступала от истинной справедливости; ...
прочнее и легче правлением многих лиц, устроенное таким образом, чтобы одни
помогали другим, взаимно направляли и наставляли друг друга" (71,175).
Принципы организации церкви, перенесенные на государство, по мнению
реформатора, могут способствовать его процветанию. В проповеди на тему о
пророке Михее Кальвин говорит: "Пророк прославляет здесь особое благодеяние
бога: возвращение народу его свободы. Ибо, в самом деле, самое желательное
из всех положений, это когда пастыри избираются и устанавливаются общим
голосованием народа. Ибо там, где одно лицо насилием захватывает власть и
господство, это - варварская тирания. Там, где цари управляют по праву
наследования, это тоже не вяжется вполне со свободой. Итак, пророк говорит:
поставим себе государей, причем - всеобщим голосованием"(43, 24). В
проповеди на Второзаконие он продолжает: "Эта свобода - особый дар.
Действительно, мы видим, что она позволена не всем. Там, где господствуют
государи, они ставят судей по своей фантазии и произволу, здесь все делает
гордыня... Видя такие примеры, поймем тот бесценный дар, когда бог
разрешает, чтобы народ имел свободу выбирать, судей и начальство" (43,25).
Таким образом, божественное происхождение власти, по Кальвину, совмещается с
народным избранием.
Но и республика чревата "смутой", "тиранией народа": "Мы знаем, как
велика невоздержанность народа. Поэтому там, где каждому предоставлена
полная свобода, должен возникнуть огромный беспорядок" (Комментарий на
Евангелие от Иоанна). Самым ужасным злом представляется Кальвину
безрассудство и невоздержанность народа: "Сравните тирана, предающегося
всевозможным жестокостям, с народом, у которого нет ни правительства, ни
власти, но все равны, и вы увидите, что в этом последнем случае среди народа
неизбежно возникнут гораздо более ужасные смуты, чем если бы он находился
под гнетом непомерной тирании" (71,275).
По этим-то причинам Кальвин и считает лучшим типом власти
аристократическое правление или умеренную демократию: "Если сравнить по
существу три формы, различение которых установлено философами, я буду
настойчиво утверждать, что аристократия или строй, представляющий смешение
аристократии и умеренной демократии несравненно лучше всякого другого
устройства. Это доказано и опытом всех времен и волей бога, учредившего у
израильтян аристократию, близкую к умеренной демократии, когда он хотел
поставить их в лучшие условия" (43,24). Эту идею он защищает и в конце жизни
в своих толкованиях на первую книгу Самуила и книгу Даниила, где решительно
осуждает абсолютизм.
Конечно, всякая власть установлена богом и служит к его прославлению,
но аристократическая республика - особый "дар божий", "особое благодеяние
бога". И все Кальвин всякое намерение ввести ее там, где бог по своему
неисповедимому замыслу уже установил другую форму правления, называет делом
"не только нелепым и неуместным, но и в высшей степени вредным" (71,275).
У такого государства и большие обязанности. Кальвин считает, что
церковь и светская власть в определенном смысле должны быть независимы. Но и
государство - установление бога. Поэтому светские должности должны считаться
не исходящими от городской общины, а божеским учреждением. А это значит, что
государство обязано обеспечить соблюдение воли божьей, торжество истинной
религии. Таким образом, государство Кальвином понимается как исполнительный
орган церкви. Ему отводится роль защитника и материальной опоры церкви.
Светская власть, следовательно, по Кальвину, подчинена власти духовной.
Не мог Кальвин пройти и мимо проблем социальной и классовой борьбы,
которые живо обсуждались в его время. Реформатор при этом исходил из того,
что всякая власть установлена богом и служит к его прославлению. Монархи -
это "земные боги, наместники бога" (43,23). Неподчинение им - величайшее
святотатство: "власть от бога, даже если король - разбойник", "все те, кто
имеет право меча и общественную власть, - рабы божьи, даже если они тираны и
разбойники" (там же). Но если правитель перестает быть защитником церкви и
не выполняет ее предписаний, то автоматически становится простым тираном и в
"Комментарии на книгу пр. Даниила" Кальвин прямо рекомендует: "Лучше плюнуть
в лицо безбожному королю, чем повиноваться его велениям" (43,27). "В вопросе
о повиновении, которое, как мы учили, должно быть оказываемо высшим,
существует одно исключение, или лучше сказать, правило, которое мы должны
соблюдать прежде всего. Оно состоит в том, чтобы это повиновение не
отвращало нас от покорности тому, воля которого должна ограничивать все
желания государей, перед чьим величием должно меркнуть их величие. Если люди
прикажут нам что-нибудь противное воле бога, это не должно иметь для нас
никакого значения, и мы не должны обращать при этом внимание на звание этого
лица". "Наставление" Кальвина заканчивается четкими словами: "Лучше
повиноваться богу, чем людям" (43,27).
Однако неповиновение и сопротивление - вещи разные. Сопротивляться и
мстить тирану нельзя: "если нас жестоко угнетает бесчеловечный государь,
если нас грабит и разоряет жадный или расточительный государь, если нас
презирает и плохо защищает небрежный правитель, даже в том случае, если
нечестивый и богохульный правитель будет преследовать нас за веру, то прежде
всего вызовем в памяти те обиды, которые мы причинили господу, они
несомненно исправляются этими бедствиями. Это породит в нас чувство смирения
и сломит наше терпение. А затем будем помнить, что не наше дело исправлять
такое зло, нам остается только молить бога о помощи, в его руке сердца
королей и судьбы королевств"(43,23).
Тем не менее, если нельзя оказывать тирану сопротивлением отдельным
людям, это вменяется в обязанность представителям местных властей: "Если
существуют должностные лица, установленные для защиты народа и сдерживания
чрезмерной жадности и произвола государей, - таковы были некогда эфоры,
поставленные против лакедемонских царей, или народные трибуны, поставленные
против римских консулов, или демархи, поставленные против сената в Афинах;
если, как в настоящее время, возможно, пользуются этой властью в отдельных
государствах три сословия, когда они собираются, - то я не запрещаю,
устроенным таким образом властям выступать против неумеренности и жестокости
государей согласно долгу своих должностей, и если они смотрят сквозь пальцы
на то, что государи незаконно притесняют бедный народ, я полагаю, что их
следуют обвинить за это потворство, которым они преступно изменяют свободе
народа, защитниками которой они поставлены богом" (43,28). И все же никаких
мятежей, насилий и резких демонстраций. Только, когда не помогают реформы и
сопротивление на конституционной основе, можно призвать христиан к открытому
неповиновению вплоть до свержения тирана.
"Безбожных тиранов" наказывает промысел Божий: "Утешимся же примерами
милости и предусмотрительности бога в этом отношении". Формы божьей кары
могут быть разными - внешние вторжения или народные восстания: иногда бог
Страницы: «« « 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |