|
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 349 Кб Страницы: «« « 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 » »» в деле собственного спасения и настаивающее на безусловном предопределении,
показалось слишком мрачным и безотрадным. Как человек, ведший аскетическую
жизнь, он не мог согласиться с тем, что подвиги самоотречения не могут иметь
никакого значения. Первородный грех, действительно, повредил природу
человека, но не настолько, чтобы он совсем не мог желать добра. В то же
время Кассиан признавал необходимость благодати: она дается человеку в том
случае, если человек становится достойным ее. Она дается всем, но принимают
ее не все, поэтому не все и спасаются. Таким образом, Кассиан отвергал
пелагианские представления, но и в августиновском учении видел опасность для
нравственности. Августин в последние годы своей жизни активно боролся с этим
учением и прозвал его последователей "массилийцами" или "массилианами".
Представители схоластики прозвали их полупелагианами. В 9в. вопрос о
предопределении снова оказался предметом спора. Ученик выдающегося деятеля
Каролингского Возрождения Храбана Мавра по имени Годескальк (Готшальк) на
основе некоторых идей Августина пришел к выводу, что Бог может
предопределить человека не только к спасению, но и к гибели. Возник спор на
тему "Божья воля или человеческая предопределяет человека к гибели и
спасению". Учение Годескалька было осуждено Майнцским синодом 848 года.
Годескальк был лишен священнического сана, подвергнут бичеванию и осужден на
вечное заключение. Спустя 20 лет пребывания в темнице он умер (869), не
отказавшись от своих взглядов. Его противником в споре оказался приглашенный
реймским епископом Гинкмаром из Ирландии Иоанн Скотт Эриугена (810-877),
сделавший акцент на пелагианских представлениях. В своем сочинении "О
предопределении" он доказывает, что предопределение относится только к тому,
что действительно существует, следовательно, только к добру, потому что зло
есть в сущности отсутствие добра. Эта фраза напоминает будущее гегелевское
высказывание "все действительное разумно".
Католическая церковь старается держаться некоей средней линии. Отрицать
свободу воли значит отрицать заслугу праведника и грех грешника; отрицать
благодать Божью значит изгнать в конце концов сверхъестественное из религии
и свести ее к морали, закону. Бернар Клервосский прямо говорит: "Отними
свободу воли и не будет, чему спасаться; отними благодать, и не будет,
откуда (ему) спастись". Отсюда некогда Тертуллиан даже грех объявил
заслугой: peccando promeremur - без греха нет покаяния, а без покаяния нет
спасения.
Идеи августинианства оказались возрождены и развиты в рамках
протестантизма. Доктрина предопределения часто рассматривается как основная
черта реформатского богословия. Переосмысление католических представлений о
предопределении мы можем увидеть у У. Цвингли. Он начал свое пасторское
служение 1 января 1519 года в Цюрихе, где в это время свирепствовала чума.
Она унесла с августа 1519г. по февраль 1520г. по крайней мере четверть
населения города, по другим данным, даже половину. В пасторские обязанности
Цвингли входило утешение умирающих. Находясь возле больных, Цвингли пришел к
выводу, что его жизнь полностью находится в руках Божьих. Сохранилось
небольшое стихотворение Цвингли под названием "Чумная песнь" ("Pestlied"),
датированный осенью 1519г. Здесь нет воззваний к святым или надежды на
заступничество церкви, вместо этого выражена твердая решимость принять все,
что Бог пошлет человеку: "Делай по воле Твоей,
Ибо я ни в чем не испытываю недостатка.
Я - Твой сосуд,
Готовый быть спасенным или уничтоженным" (55,с.153).
Мысль об абсолютном суверенитете Бога была развита Цвингли в его
доктрине Провидения и особенно в его знаменитой проповеди "О Провидении"
("De providentia"). Некоторые исследователи считают, что Цвингли лишь
возродил фатализм Сенеки, однако, скорее всего, здесь основой стали послания
ап. Павла, в пользу которых приведены и определенные аргументы из сочинений
Сенеки. В конечном итоге именно растущий интерес Цвингли к суверенитету
Божьему привел его к разрыву с гуманизмом.
Взгляды Ж. Кальвина на данную проблемы не просты. Сразу надо отметить,
что тот акцент на предопределении, который характерен для кальвинизма в
целом, не всегда оправдан в отношении этого реформатора. Последователи
Кальвина развили многие его идеи и придали им известную сейчас четкость и
категоричность.
Отправной точкой для учения о предопределении в кальвинизме стало
учение о Боге, считающееся иногда даже ядром этого христианского
направления. Как писал известный немецкий философ Вильгельм Дильтей,
кальвинист того времени всегда ставил Бога в центре своих размышлений. Еще в
прошлом веке было подмечено, что "подобно тому, как методист отдает
приоритет идее спасения грешников, баптист - таинству возрождения, лютеранин
- оправданию верой, моравский брат - ранам Христовым, греко-католик -
таинству Святого Духа, а римский католик - всеобщности Церкви, кальвинист
ставит во главу угла мысль о Боге" (60,с. 14 - 15). Мысль эта основывается
на евангельском положении: "Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки.
Аминь" (Рим 11:36). При этом речь идет не о сути Бога, его самосущности
(aseitas), а о "всевластии Бога в природной и моральной сферах", его
"абсолютном всевластии". Бог - источник любых норм и установлений, абсолютно
суверенной воли.
Отношение к Богу в кальвинизме кардинально меняется по сравнению со
средневековыми представлениями. В средневековом католицизме происходило
совмещение библейского личностного Бога ("совершенная сущность") и
платоновско-аристотелевских представлений ("первопричина всех вещей",
"чистое бытие"). Для последователей новых протестантских течений Бог
становится личностным партнером человека, которому тот поручает свою жизнь и
спасение души. Поэтому для средневекового человека важны онтологические и
космологические доказательства бытия Бога, а для нового человека -
моральные. По словам С. С. Аверинцева, "с точки зрения протестантизма бог
существует потому, что он необходим человеку и человек в него верит (по
формуле Лютера "во что веришь, то и имеешь"). По этой причине центральное
положение в данных представлениях занимает Иисус Христос и акцент делается
на его человеческих чертах. Его порой даже считают "сверхморалистом" и
"совершенным учителем". Трактовка взаимоотношений человека и Бога в средние
века была абстрактно-юридической. В кальвинизме речь идет не об оплате
услуг, а о свободном даре. Бог теперь требует от человека полного и
безусловного доверия и под верой понимается уже не рациональная, умственная
убежденность, а чувство "пребывания в руках Божьих", охватывающее всю душу
человека. В средневековой религии соответственно акцент делался на культе и
аскезе, которые требовали особого магического посвящения. В новых учениях
этот акцент делался уже на сиюминутной жизни. С крещением каждый христианин
становится "священником". По словам М. Лютера, "все мы посвящаемся в
священство", "служить Богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то
Страницы: «« « 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |