Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 349 Кб
Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»

в  деле собственного спасения и настаивающее на безусловном предопределении,
показалось слишком мрачным и  безотрадным. Как человек, ведший  аскетическую
жизнь, он не мог согласиться с тем, что подвиги самоотречения не могут иметь
никакого   значения.   Первородный  грех,  действительно,  повредил  природу
человека,  но не настолько, чтобы он  совсем  не мог желать  добра. В то  же
время  Кассиан признавал необходимость благодати: она дается человеку в  том
случае, если человек становится достойным ее. Она дается всем,  но принимают
ее не  все,  поэтому  не  все и спасаются. Таким образом,  Кассиан  отвергал
пелагианские представления, но и в августиновском учении видел опасность для
нравственности. Августин в последние годы своей жизни активно боролся с этим
учением  и  прозвал  его последователей "массилийцами"  или  "массилианами".
Представители  схоластики  прозвали  их  полупелагианами.  В  9в.  вопрос  о
предопределении  снова оказался предметом спора. Ученик  выдающегося деятеля
Каролингского  Возрождения  Храбана Мавра по имени Годескальк  (Готшальк) на
основе   некоторых   идей   Августина  пришел   к  выводу,  что  Бог   может
предопределить человека не только к спасению,  но и к гибели. Возник спор на
тему  "Божья  воля  или человеческая  предопределяет  человека  к  гибели  и
спасению".  Учение Годескалька  было  осуждено Майнцским  синодом  848 года.
Годескальк был лишен священнического сана, подвергнут бичеванию и осужден на
вечное  заключение. Спустя  20 лет  пребывания в темнице он  умер (869),  не
отказавшись от своих взглядов. Его противником в споре оказался приглашенный
реймским епископом  Гинкмаром из  Ирландии Иоанн  Скотт  Эриугена (810-877),
сделавший  акцент  на пелагианских  представлениях.  В  своем  сочинении  "О
предопределении" он доказывает, что предопределение относится только к тому,
что действительно существует, следовательно, только  к добру, потому что зло
есть  в сущности отсутствие добра. Эта фраза напоминает будущее  гегелевское
высказывание "все действительное разумно".
     Католическая церковь старается держаться некоей средней линии. Отрицать
свободу воли значит отрицать заслугу праведника  и грех  грешника;  отрицать
благодать Божью значит изгнать в  конце концов сверхъестественное из религии
и  свести  ее к морали, закону. Бернар  Клервосский  прямо  говорит: "Отними
свободу воли  и  не  будет, чему  спасаться; отними  благодать, и не  будет,
откуда  (ему)  спастись".   Отсюда  некогда  Тертуллиан  даже  грех  объявил
заслугой: peccando  promeremur - без греха нет покаяния, а  без покаяния нет
спасения.
     Идеи  августинианства   оказались   возрождены   и  развиты   в  рамках
протестантизма. Доктрина предопределения  часто рассматривается как основная
черта  реформатского богословия. Переосмысление католических представлений о
предопределении мы  можем  увидеть  у У. Цвингли. Он  начал свое  пасторское
служение 1 января  1519 года в Цюрихе, где в это время  свирепствовала чума.
Она  унесла  с августа  1519г. по февраль  1520г. по  крайней  мере четверть
населения города, по другим данным,  даже половину. В пасторские обязанности
Цвингли входило утешение умирающих. Находясь возле больных, Цвингли пришел к
выводу,  что  его  жизнь  полностью  находится  в руках  Божьих. Сохранилось
небольшое стихотворение  Цвингли под  названием "Чумная песнь" ("Pestlied"),
датированный  осенью  1519г.  Здесь  нет  воззваний к святым или  надежды на
заступничество церкви, вместо этого выражена твердая решимость  принять все,
что Бог пошлет человеку: "Делай по воле Твоей,
     Ибо я ни в чем не испытываю недостатка.
     Я - Твой сосуд,
     Готовый быть спасенным или уничтоженным" (55,с.153).
     Мысль  об  абсолютном  суверенитете  Бога была  развита  Цвингли  в его
доктрине  Провидения и особенно  в  его знаменитой проповеди "О  Провидении"
("De  providentia").  Некоторые  исследователи  считают,  что  Цвингли  лишь
возродил фатализм Сенеки, однако, скорее всего, здесь основой стали послания
ап. Павла, в пользу которых  приведены и определенные аргументы из сочинений
Сенеки. В конечном итоге  именно  растущий  интерес Цвингли  к  суверенитету
Божьему привел его к разрыву с гуманизмом.
     Взгляды Ж. Кальвина на данную проблемы не просты.  Сразу надо отметить,
что  тот  акцент на предопределении, который  характерен  для  кальвинизма в
целом,  не  всегда  оправдан  в отношении  этого реформатора.  Последователи
Кальвина развили  многие его идеи  и придали им известную сейчас четкость  и
категоричность.
     Отправной  точкой  для учения  о  предопределении  в  кальвинизме стало
учение   о   Боге,  считающееся  иногда  даже   ядром   этого  христианского
направления.  Как  писал  известный   немецкий  философ  Вильгельм  Дильтей,
кальвинист того времени всегда ставил Бога в центре своих размышлений. Еще в
прошлом  веке  было  подмечено,  что  "подобно  тому,  как  методист  отдает
приоритет идее спасения грешников, баптист - таинству возрождения, лютеранин
-  оправданию  верой,  моравский  брат  -  ранам  Христовым, греко-католик -
таинству Святого Духа,  а  римский католик - всеобщности Церкви,  кальвинист
ставит во главу угла мысль о  Боге" (60,с. 14 - 15). Мысль  эта основывается
на евангельском положении: "Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки.
Аминь" (Рим 11:36). При  этом  речь идет не о сути  Бога,  его  самосущности
(aseitas), а  о  "всевластии  Бога  в  природной  и  моральной сферах",  его
"абсолютном всевластии". Бог - источник любых норм и установлений, абсолютно
суверенной воли.
     Отношение к Богу  в  кальвинизме  кардинально меняется  по сравнению со
средневековыми  представлениями.  В  средневековом  католицизме  происходило
совмещение   библейского   личностного   Бога   ("совершенная  сущность")  и
платоновско-аристотелевских   представлений   ("первопричина  всех   вещей",
"чистое  бытие").  Для  последователей  новых  протестантских   течений  Бог
становится личностным партнером человека, которому тот поручает свою жизнь и
спасение души.  Поэтому для  средневекового человека важны  онтологические и
космологические  доказательства  бытия   Бога,  а  для   нового  человека  -
моральные. По словам С. С.  Аверинцева, "с  точки зрения  протестантизма бог
существует потому,  что  он  необходим  человеку и человек в него  верит (по
формуле Лютера "во  что  веришь, то и  имеешь"). По этой причине центральное
положение в данных представлениях  занимает Иисус Христос и акцент  делается
на  его человеческих  чертах.  Его порой  даже  считают  "сверхморалистом" и
"совершенным учителем". Трактовка взаимоотношений человека и Бога в  средние
века  была  абстрактно-юридической.  В кальвинизме речь  идет  не  об оплате
услуг,  а  о  свободном  даре.  Бог теперь  требует  от  человека полного  и
безусловного доверия  и под верой понимается уже не рациональная, умственная
убежденность, а чувство  "пребывания в руках Божьих", охватывающее  всю душу
человека. В средневековой религии соответственно  акцент делался на культе и
аскезе, которые требовали  особого  магического посвящения. В новых  учениях
этот акцент  делался уже на сиюминутной жизни. С крещением каждый христианин
становится  "священником".  По  словам  М.  Лютера,  "все мы  посвящаемся  в
священство",  "служить Богу есть не что  иное, как служить ближнему, будь то

Страницы: «« « 24   25   26   27   28   29   30   31   32  33   34   35   36   37   38   39   40   41   42  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ким Сун-чжон, Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации