|
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 349 Кб Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» изо всех сил" означало отрицание зла и стремление делать добро. Сказанное
четко демонстрирует действительное влияние взглядов Пелагия (360-418),
считавшего, что человек может добиться оправдания своими усилиями.
Первый отпор идеям "Via moderna" был дан в Оксфордском университете
Томасом Брадвардином, ставшего позже архиепископом Кентерберийском. Свое
опровержение он назвал "De causa Dei contra Pelagium" ("Божье дело против
Пелагия"). Он развил теорию оправдания, представлявшую собой возврат к
взглядам Августина, изложенным в его антипелагианских сочинениях. Позднее
идеи Брадвардина были развиты Джоном Виклифа и подхвачены Григорием
Риминийским в Сорбонне. Взгляды Григория стали распространять члены того
ордена, в котором он состоял (Орден отшельников Святого Августина или
"Августиновский орден"). Так и появилась "Schola Augustiniana moderna"
("Современная Августинианская школа"). В сотериологии этой школы акцент был
сделан на необходимости благодати, на греховности человека, Божественной
инициативе в оправдании и Божественном предопределении. Спасение понимается
как дело Божье от начала до конца и инициативу в деле оправдания мог
проявить только Бог.
Спор этих двух классических средневековых школ был хорошо известен
реформаторам. Во время пребывания Лютера в Эрфуртском университете (1501 -
1505) на факультете семи свободных искусств господствовали представители
"Via moderna". Лютер был хорошо знаком и со стандартным богословским
учебником Гавриила Биля "Комментарий о каноне Мессы". Осенью 1508г. Мартин
Лютер был приглашен читать курс философской этики во вновь основанный
Виттенбергский университет. Именно в этом году были внесены важные изменения
в университетские уставы и отныне преподавателям дозволялось излагать
материал не только с позиций "Via Thomas" и "Via Scoti", но и на основе идей
"Via Gregorii" (еще одно название "Schola Augustiniana moderna",
образованное из имени Григория Риминийского). По мнению некоторых
исследователей, "Лютер и его "истинное богословие" стоят в конце долгой
средневековой августинианской традиции, наводя на мысль о том, что
Лютеранская Реформация представляет собой триумф этой традиции в
шестнадцатом веке" (55,с.105).
Что же касается Жана Кальвина, то на него явно повлияла вторая
традиция. Он начинал свою академическую карьеру в Парижском университете в
20-х годах 16в. В нем о особенно в Коллеж де Монтегю, где обучался Кальвин,
была широко распространена "Via moderna". Особенно очевидным свидетельством
знакомства Кальвина с этой позднесредневековой богословской школой является
волюнтаризм - доктрина, в соответствии с которой окончательным основанием
заслуги является воля Божья, а не благость самого поступка (55,с.107). Эта
мысль встречается еще в сочинениях Дунса Скота и в период позднего
средневековья была очень популярна, особенно в радикальных августинианских
кругах. В 1555г. Кальвин отвечал на вопросы Социна о заслугах Христа и свои
ответы позднее включил в издание "Наставлений" 1559г. Он ясно говорит, что
основание для заслуги Христа заключается не в факте его самопожертвования
(это был бы интеллектуальный подход), а в Божественном решении принять такую
жертву как достаточную для искупления человечества: "без Божественного
соизволения Христос не смог бы ничего достичь" ("Nam Christus nonnisi ex Dei
beneplacito quidquam meriri potuit"). В то же время говорить о том, что
Кальвин является простым продолжателем традиции Дунса Скота нельзя.
Исследования К. Ройтера и А. Маграт доказывают, что через шотландского
схоласта Джона Мэйджора (Майера), преподававшего в Париже, Кальвин был
знаком с "новой концепцией антипелагианства и скотистского богословия и
обновленным августинианством". В учении есть некоторые прямые параллели с
"Schola Augustiniana moderna": "номинализм", волюнтаризм, обильное
использование сочинений Августина, особенно его антипелагианских трудов,
пессимистический взгляд на человеческую природу, акцент на приоритете Бога в
спасении человечества, радикальная доктрина абсолютного двойного
предопределения и др.
Из сказанного очевиден вывод о том, что Жан Кальвин был детально знаком
с различными современными схоластическими произведениями, но в итоге пошел
своим путем, существенно увеличив элемент рационализма при решении отдельных
проблем. Его взгляды на место и роль в жизни человека церкви, природу
человека, понимание Бога и мира дают возможность увидеть в нем не просто
завершителя средневековых традиций, но и мыслителя нового типа.
О своеобразном подходе Жана Кальвина к средневековой культуре говорит и
его отношение к практике церкви, основывающейся во многом на средневековых
традициях мышления и быта. В частности, речь идет об отношении Кальвина к
реликвиям.
Поставив перед собой задачу реставрации раннехристианских апостольских
порядков, реформаторы не могли не обрушиться на почитание святых, реликвий,
мощей и т. п. Культ святых и реликвий был неизвестен новозаветному и раннему
христианству, но католицизм без него немыслим. Один из ранних богословов
необходимость культа святых объяснял следующим образом: "Вследствие нашей
скудной способности к созерцанию, - почему мы не в силах взирать на горний
свет в нем самом, - должны мы, по крайней мере, созерцать его в святых; ибо
вследствие скудной способности к любви человек в своем несовершенстве часто
чувствует большую любовь к какому-нибудь святому, чем к богу". (15,с.314).
Поэт Пруденций добавляет еще один аргумент: "Святые всесильны у господа; они
изливают на землю благодеяния, подобно тому, как поток - воду; приходящие к
их могилам в слезах, возвращаются с веселым сердцем; Христос ни в чем не
может отказать людям, которые, свидетельствуя о нем, подверглись смерти"
(Там же). Почти одновременно с культом святых распространяется и почитание
реликвий. Император Юлиан Отступник жаловался, что галилеяне наводняют его
государство сувенирами (memoriae) в честь святых. Набеги норманнов и
мусульманская угроза стимулировали широкое распространение мощей и реликвий
в странах Западной и Центральной Европы. Сначала под видом реликвий
почитались предметы, связанные с тем или иным святым: обрывки одежды, следы
крови, утварь, обломки гробницы и т. п. После смерти св. Мартина из Тура
самой ценной реликвией в королевской сокровищнице стало его облачение.
Бернара Клервоского как-то в Милане раздели почти догола, поскольку еще при
жизни его почитали за святого. Со временем стали даже расхищать гробницы и
раздроблять реликвии. За реликвиями началась настоящая охота. В повседневной
жизни средневекового человека реликвии стали играть необычайную роль. На них
давали торжественные клятвы, их выставляли во время эпидемий, к ним
обращались за помощью и исцелением, они выступали в качестве свидетелей
истины. Повсеместно развивалась вера в исходящую от них благодать. Уже
Аврелий Августин был возмущен многим: "Не подражайте толпе неопытных людей,
которые даже в своей правой вере погрешают; я знаю, что много есть таких,
которые поклоняются гробницам и изображениям... мы не должны чтить их (т. е.
святых), как богов; мы не хотим подражать язычникам, которые обожествляют
Страницы: «« « 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |