Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 349 Кб
Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»

первое  сочинение "Наставления  в христианской вере" в 1536г.  Это сочинение
было традиционной апологетикой, в которой автор пытался защитить французских
христиан, доказать их верность государству и призывал покончить с гонениями.
Первыми  приняли кальвинизм  вальденсы в Южной Франции. К концу 50-х годов в
стране насчитывалось до 2 тысяч кальвинистских общин (по некоторым сведениям
до  400 тысяч французов  были протестантами),  а  в  1559г. собрался  первый
церковный синод  в Париже, принявший "Галликанское исповедание веры", первый
набросок которого был подготовлен Кальвином.  В нем  был излагался детальный
план создания  церковной  организации,  которая  должны  была  охватить  всю
Францию. Соседние общины объединялись в коллоквии, коллоквии -  в провинции.
Каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов
и   старейшин.  Функционировали   провинциальные  и   генеральные   собрания
представителей общин.
     Ж.  Кальвин  всячески  поддерживал   французских  протестантов  и  "был
настолько же вождем французских протестантов, сколько и протестантов Женевы"
(45,с.259-260).  Более  150  пасторов, обученных в Женеве, были  посланы  во
Францию в 1555 - 1556гг.
     Наибольший  успех  кальвинизм  имел  на  юге  и  юго-западе Франции и в
соседней  с  Францией Наварре.  Король Наварры Антуан Бурбон стал  одним  из
вождей партии гугенотов. Особенно охотно  принимало кальвинизм дворянство, в
среде которого чисто религиозные устремления  переплетались  с политическими
целями и  социальными идеалами.  Кальвинистские представления представлялись
удобным средством для возвращения феодальному дворянству политических прав и
привилегий, утраченных  ими за предыдущее  столетие.  Ослабление королевской
власти при сыновьях  Генриха II благоприятствовало политическим  притязаниям
феодальной аристократии и борьба за религиозную свободу слилась с борьбой за
власть.  С переходом гугенотов к политическим целям принципы  кальвинистской
организации были  использованы в партийном  строительстве.  Особенно активно
эта  работа  шла после Варфоломеевской  ночи (1572). На юге и западе Франции
гугеноты находят поддержку в  сепаратистских устремлениях части дворянства и
горожан и создают федерацию областей с представительными учреждениями. Целый
ряд талантливых публицистов и историков (Франсуа Отман,  Агриппа д'Обинье  и
др.)  развивает   с  применением   кальвинистских  идей   республиканские  и
конституционные теории, доказывают исконность представительных учреждений во
Франции.  Своего  короля  Генриха  Наваррского  гугеноты   воспринимали  как
конституционного  государя.  Гугеноты   стали   настолько  мощны  и   хорошо
организованы,  что  практически создали как бы  королевство в королевстве. В
связи с  этим  государство перешло  от  политики  гонений  1538 - 1562гг.  к
политике религиозной войны. С 1562 по 1598гг. прошло восемь  жестоких войн и
погромов. Во время Варфоломеевской  ночи только в Париже было убито примерно
2  тысячи человек, а  в  общей  сложности  было  уничтожено  свыше 20  тысяч
человек.
     Политическая  организация  гугенотов  была  признана  Нантским  эдиктом
1598г.,  хотя  и  поставлена  под  контроль  комиссаров   короля.  Гугенотам
разрешалось  иметь  войска в нескольких из  200  городов, находящихся под их
властью.  После падения  гугенотской цитадели  Ла-Рошель в 1628г. и  издания
"эдикта милости" 1629г. интересы политических партий  и  гугенотов  начинают
расходиться. Постепенно разрушается  политическая организация  гугенотов.  В
правление кардиналов  Ришелье  и Мазарини  кальвинисты пользовались свободой
своего  вероисповедания  и  богослужения практически беспрепятственно. Новая
стадия противостояния  католицизма  и протестантизма во Франции начнется  во
второй половине  17в. Людовик XIV  в  1685г.  начинает  новые  преследования
протестантов.  Примерно 400 тысяч гугенотов были вынуждены бежать  в Англию,
Пруссию,  Голландию,  Южную Африку  и  на  Каролинские  острова  в  Северную
Америку. Большинство  этих людей  были выходцами из  ремесленных и  торговых
кругов и их бегство было достаточно серьезным ударом по экономике Франции. С
этого времени реформатский протестантизм не играл большой роли во  Франции и
протестанты составляли меньшинство ее населения.
     В  50-х годах 16в. кальвинизм начинает распространяться в Шотландии. Во
время регентства  Марии Гиз, правившей при малолетней дочери Марии Стюарт, в
среде  дворянства  сформировалась  политическая  оппозиция  против  династии
Стюартов. Эти группировки начинают активно  использовать кальвинистские идеи
и  принципы  организации  кальвинистской  общины.  С  самого  начала  вождем
протестантов становится Джон Нокс (1515  - 1572).  Он получил  образование в
университете  святого Андрея и был рукоположен в священство в 1536г.  Вскоре
стал  последователем  одного  из  первых   шотландских  протестантов  Георга
Висхарта (1513 - 1546) и проповедовал солдатам в гарнизоне св. Андрея. Попал
в  плен к  французам и  19  месяцев провел гребцом на галерах,  пока  не был
освобожден при  обмене пленников. Английские  король Эдуард VI предложил ему
епископство в Рочестере, но  Нокс отказался и  стал королевским  капелланом.
Потерпев  поражение в  борьбе против  католицизма  в Англии  и Шотландии, он
несколько  лет  провел  в  эмиграции и  в  Женеве сблизился  с Ж. Кальвином,
который  стал для  него "выдающимся слугой Бога". Возвратившись в 1559г.  на
родину, он возглавил шотландских протестантов. Человек энергичный, похожий в
чем-то своим характером на  своего  учителя,  великолепный  оратор, он очень
быстро приобрел популярность в Шотландии.  В  своих проповедях он беспощадно
бичевал   "идолослужение"  королевского  двора.   С   его  помощью  в  рядах
аристократической оппозиции появилась так называемая "Христова конгрегация",
в которой  выдвигалось  требование  к  регентше  ввести  "божественную форму
первоначальной   церкви".  После  отказа  регентши  началось  иконоборческое
движение,  сопровождавшееся  разрушением монастырей  (1559).  Регентша  была
низложена. Во время этой  борьбы Нокс доказывал цитатами из Ветхого  Завета,
что  низложение нечестивых  государей угодно  Богу. В 1558г. он  опубликовал
трактат  "Первый  удар  трубы  чудовищного  правления  женщин",   в  котором
утверждал, что иметь женщину правителем противоречит природе, Богу  и  Слову
Божьему, поскольку означает "подрывание доброго порядка, всей справедливости
и равенства". Теоретическая деятельность Д. Нокса была связана с разработкой
преимущественно в  духе  кальвинизма  богословских вопросов, новой  редакции
Псалтири. Он  был  автором  капитальной  "Истории  реформации в  Шотландии",
вышедшей  в свет  уже  после  его  смерти  (1587). Джон  Нокс и  шотландские
кальвинисты  большое  внимание   уделяли  различным   социально-политическим
вопросам. Он  высказал  мысль  о  народной воле  как  источнике  гражданской
власти,  обосновывал   необходимость   ограничения  полномочий   монарха   и
правомерность  сопротивления  тирании.  Его идеи окажут  большое  влияние на
радикальные слои английских пуритан.
     В  1560г.  постановлением   парламента  была   проведена  секуляризация
церковных  земель,  большая   часть  которых  досталась  дворянству.  "Шесть
Иоаннов"  (Нокс и пять других людей  по имени Джон) за одну неделю составили
так  называемое "Шотландское  исповедание веры", которое оставалось основным
шотландским исповеданием  до принятия Вестминстерского  исповедания в 1647г.

Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ким Сун-чжон, Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации