Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 48
Размер файла: 349 Кб
Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»

Университет в Гейдельберге стал центром кальвинизма.
     В период  Тридцатилетней войны  (1618-1648) враждебность по отношению к
кальвинистам  со  стороны  немецких реформаторов  сохранялась.  Лютеране  не
поддержали заключенную кальвинистскими князьями унию 1609г. Вестфальский мир
1648г. распространил принцип терпимости и на кальвинистов. В 17в. кальвинизм
был принят  могущественным  бранденбургским  курфюрстом, что  способствовало
некоторому  распространению  данного  вероучения  на  территории  германских
княжеств.
     В Нидерландах кальвинизм начал распространяться довольно рано и широко.
Лютеранским идеям императором  Карлом V был нанесен здесь серьезный удар и в
50-х годах начал распространяться  кальвинизм, на  первых порах среди низших
слоев города. С самого начала он  принимает форму оппозиционного  течения. К
1560г.   большинство   протестантов   были  кальвинистами,   а   меньшинство
анабаптистами, во главе которых стоял Менно  Симонс, часть  следовала за  М.
Лютером.  "Ни   пассивное  повиновение  лютеранство,  ни  революционный  дух
анабаптистов  не  устраивали  независимых голландских  бюргеров,  тогда  как
кальвинизм  привлекал  их  тем,  что   настаивал   на  свободе  от  тирании"
(45,с.267).  Проповеди  кальвинистов  собирали   многотысячные  толпы,  если
правительственные  чиновники производили  аресты,  арестованных  освобождали
силой.  С  1566г.  развернулось   иконоборческое  движение.  Во  Фландрии  и
Голландии за 1565 - 1566гг.  протестанты разрушили 400 католических церквей.
Кальвинист  Марникс де  Сент-Альдегоид написал протест, который  был  вручен
правительнице Маргарите Пармской. После  ввода  в Нидерланды испанских войск
под  командованием герцога  Альбы и  репрессий (казнь Эгмонта, Горна  и др.)
начинается сближение оппозиционно настроенных дворян с кальвинистами. Многие
дворяне стали переходить в  протестантизм или эмигрировать в  протестантские
страны. Вильгельм  Оранский  начал переговоры с французскими  кальвинистами.
После  выступлений "морских  гезов" и  захвата ими  г. Бриля  в дельте Рейна
северные области страны  оказались  под  контролем  кальвинистов.  В  1576г.
Вильгельм Оранский  после  смерти  преемника  Альбы  Луиса  Рекезенса  через
Генеральные  штаты  добился мирного  договора  с южными районами страны, где
преобладало  влияние  испанцев  ("Гентское  умиротворение").   Но  по  этому
договору  кальвинистское  богослужение  запрещалось. Политическими уступками
испанцам  удалось  удержать  южные  области  от  "соблазнов"  кальвинистской
"ереси". Сказались также этнические и  языковые различия между католическими
фламандцами (совеременные бельгийцы) на юге и кальвинистскими  голландцами в
северных провинциях. Семь северных провинций образовали в 1581г. независимую
Республику  Соединенных  провинций,  ядром  которой   стала  Голландия.  Эта
республика  становится зоной,  где находили убежище  многие  политические  и
религиозные эмигранты из соседних  стран.  На  протестантской  основе  здесь
развивается политическая литература, представленная такими именами, как Гуго
Гроций,   Салмазий  и  др.  Принципы  и  формы  кальвинистского   церковного
устройства  были  использованы при строительстве нового государства. Так,  в
частности,  религиозные дела  были объявлены  прерогативой отдельных  общин,
которые добивались  известной автономии. На национальном соборе  в Эмдоне  в
1571г.  было  решено,  что  церковь должна принять  пресвитерианскую систему
церковного  управления. Подразделениями этой организации  должны были  стать
консистория   и  синод.   Синод   принял  также  "Бельгийское  исповедание",
подготовленное  Гвидо  де  Бре  (1527  -  1567) в  1561г.  и  пересмотренное
Френсисом  Юнием,  кальвинистским  пастором  в  Антверпене. Исповедание было
принято синодом в Антверпене  в  1566г. и одобрено на национальном синоде  в
Дорте в 1574г. Оно и  Гейдельбергский  катехизис стали богословскими нормами
Реформатской церкви в Голландии.
     Вскоре в среде нидерландских кальвинистов произошел раскол.  Выделилась
группа  "гомаристов" во  главе  с  профессором  Лейденского  университета Ф.
Гомарием  (Gomarus,  1563   -  1641)  -  рьяных  кальвинистов,   принимавших
беспрекословно концепцию предопределения и последовательно  придерживавшихся
остальных постулатов. От  них отделились "арминиане", которых возглавил Якоб
Арминий (1560 - 1609),  бывший сначала проповедником в  Амстердаме, а  потом
профессором в  Лейденском  университете. Он обучался в Лейдене и Женеве у Т.
Безы и  много  путешествовал по Италии. "Ересь" Арминия начала формироваться
еще во  время  пребывания его  в Амстердаме,  где он  вмешался в  спор между
"супралапсариями"    и    "инфралапсариями".    Первые    утверждали,    что
предопределение к спасению было дано еще  до  грехопадения, а вторые - после
него и в  связи с  ним. Позиция самого Арминия  была близка взглядам Пелагия
(5в.), утверждавшего,  что  первородный грех не  может иметь принципиального
значения для  человеческого рода,  ибо является  личным делом  только самого
Адама. В  1609г.  уже  в  Гааге  Арминий  резко  выступил  против  учения  о
предопределении в целом, ибо считал, что оно  противоречит  понятию о Боге и
представляет  его виновником  греха. В 1610г., вскоре после  смерти Арминия,
группа  его сторонников (среди которых был  и  автор трудов  о международном
праве   Гуго  Гроций)  сделала  штатам   Голландии   и  Западной  Фрисландии
представление ("remonstrantia"), где утверждалось,  что Бог до творения мира
вечным непреложным установлением (aeterno immutabili decreto)  ,  благоволил
во Христе, ради Христа и через Христа спасти тех, которые благодатью Святого
Духа (spiritus sancti gratia) веруют в Сына Его,  и наоборот, - осудить тех,
кто не обратился. К этому  религиозному спору примкнули разные  политические
партии. Республиканская партия и арминиане  потерпели поражение в  борьбе  с
гомаристами  и  монархической  партией.  Учение  арминиан  было осуждено  на
национальном  соборе   в  Дордрехте   (1618-19).   Это  была   действительно
международная ассамблея кальвинистов, поскольку из 130 ее участников 28 были
кальвинистами из Англии, Бремена,  Гессы,  Палатината, Швейцарии и  Франции.
Были  выработаны   5  кальвинистских  статей   -   каноны   Дорта,   которые
противостояли "Ремонстрации" 1610г..  Гонения  на  арминиан продолжались  до
1625г. Арминианство оказало значительное  влияние на  одну из разновидностей
англиканской церкви в  17в.,  на  движение методистов  в  18в.  и  на  Армию
спасения.
     Французский  кальвинизм по своим идеям и организации  был ближе всего к
кальвинизму швейцарскому. Интерес  французских гуманистов к истории  раннего
христианства   и   лютеранское  влияние  стали  факторами,  стимулировавшими
возникновение своих протестантских  настроений. Жан Кальвин стал  именно тем
человеком,  которого  не хватало  на  первом  этапе  французской Реформации.
Широко  стали распространяться идеи Кальвина  во  Франции при короле Генрихе
II. В отличие от  Франциска I, нередко использовавшего  протестантов в своей
борьбе с императором Карлом V, этот король прямо поставил перед собой задачу
искоренения  этой ереси. Он издал против французских протестантов (гугенотов
-  huguenots)  целый  ряд строгих  постановлений  и учредил  при парламентах
особые палаты для суда над еретиками (chambres ardentes). Результат, однако,
оказался  прямо противоположным. Именно при Генрихе II кальвинизм во Франции
достиг  наибольшего распространения. Сами гонения вдохновили Кальвина на его

Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ким Сун-чжон, Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации