|
Главная - Наука - История
Ким Сун-чжон - Дан Кальвин и некоторые проблемы швейцарской реформации Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 48 Размер файла: 349 Кб Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 » »» конкретизировалась, но его принципиальная оценка не менялась.
Антифилософские инвективы Кальвина направлены на то, чтобы доказать,
что ответственность за все виды "порчи веры" несет именно гуманизм. Если Бог
и есть в мировоззрении гуманистов, это отнюдь не свидетельствует об их
религиозности. По Кальвину гуманизм является не больше и не меньше как
отрицанием Бога. Мысль о том, что самодеятельность в догматике и отступление
от основных христианских догматов и определенного круга источников ведут к
утрате веры, впервые была высказана Кальвином в 1534г., когда он
отказывается от принципов Эразма, которые разделял ранее.
В "Наставлении в христианской вере" он упоминает "христианскую
философию", но этот термин кардинально отличается от "философии Христа"
Эразма, Бюде и Кастеллионе. У гуманистов он означал вершину развития
античной философской мысли, для Кальвина - это всего лишь синоним теологии,
"божественного учения". Отталкиваясь от антично-гуманистического определения
философии как формы познания Бога и человека, он делает оговорку: "человеку
никогда не достичь ясного представления о себе, если прежде не узреет лик
Божий и лишь после этого обратится к познанию себя"(Цит. по: 79,с.180).
Гуманистическое представление о величии человека, уверенность в возможности
соучастия человека в Божественной деятельности Кальвин считал крайне
опасными для религии. И это вполне справедливо, ибо подобные утверждения
фактически становились средством опровержения догмата о первородном грехе.
Симптоматично, что Кальвин рассматривает философов как некую единую "нацию",
ставя в один философский ряд Платона, Аристотеля и своих современников,
отчасти и католических теологов за их склонность к философии и введение в
богословие античных философских категорий. "Когда некоторые философы, -
пишет он, - учат "познай самого себя", они направляют человека к размышлению
о своем достоинстве и превосходстве... хотя истина Божья требует совсем
иного, уверенности в невозможности собственной добродетели и отречения от
тщеславия... Кое-кто, стремясь быть скромнее, признают нечто божественное,
но они таким образом распределяют человеческое и божественное, будто главная
часть добродетели, мудрости и справедливости пребывает в них самих". В
результате появляются люди, дошедшие "до такого безумия, что похваляется,
будто они, получая от Бога благо жизни, добродетельный способ жизни обретают
сами" (79,с. 180).
Таким образом, в качестве главного греха гуманизма Ж. Кальвин видит
именно сочетание человеческой и Божественной мудрости, смешение в итоге
Божественного и человеческого, религии и философии, земли и неба.
Гуманистическая рационалистическая идея единства познания Бога, мира и
человека и приводит, по его мнению, к религиозно-общественному равнодушию
(gens d'estude) и чрезмерному увлечению наукой, недопустимому на такой
основе исследованию Священного Писания и т.д. Появлялась возможность
сомнений в отдельных богословских положениях, критика догматов или их
игнорирование. В целом критическую позицию гуманистов Ж. Кальвин определяет
как "недостаток христианского рвения", что является не просто пагубным
заблуждением, но и серьезнейшей помехой для реформирования религии и церкви.
Следовательно, дополняет он, веротерпимость, отстаивание гуманных методов в
отношении к еретикам - не что иное, как своеобразное проявление ереси.
Гуманисты и все те, "кто занимается чтением писания" "довольствуются
размышлениями о познании Бога и правильном пути спасения в своих кабинетах"
и проявляют равнодушие или насмешку "над людьми, озабоченными истинной
реформацией". Четко и ясно указывается причина равнодушия гуманистов к
Реформации: Во-первых, "они наполовину обратили христианство в философию",
а, во-вторых, "вбив в свои головы платонические идеи о способах служения
божеству, они тем самым извиняют как несущественные большинство безумных
папских суеверий" (79, с. 181). Таким образом, указан и конкретный
философский исток такой "снисходительности" в вопросах веры - неоплатонизм.
"Недостаток христианского рвения" прямо зависит от занятий
"человеческими науками" (sciences humaines): "Философы и диалектики...
клеветнически превратили в истину науки, данные Богом в помощь людям как
орудия познания истины... Пусть же они не думают, что Божья истина,
названная в писании непобедимой, так слаба, что они смогли бы потеснить ее
видимостью собственных доводов или тонкими уловками". И как практический
вывод: "Я предпочел бы истребить все человеческие науки на земле, если бы
они являлись причиной охлаждения христианского рвения и отвращения от Бога"
(Цит. по: 79,с.181). Иначе говоря, Кальвин готов высоко отзываться о
мудрости и эрудиции отдельных гуманистов (Эразм, Бюде и др. ), но
гуманистическая мудрость в целом для него подозрительна, ибо не доверяет
Божественному покровительству и считает необходимым сочетать его с
человеческой мудростью. Эти "фантазия" и "безумие" приравниваются
реформатором к "духовной смерти" верующего: "вожделение к знанию - это вид
безумия".
Утвердившийся в гуманистической философии взгляд на "божественное"
начало в природе человека Кальвин обличает как ересь. Обоснования этого
представления - рассуждения о добродетели, о естественной
предрасположенности человека к добру, гуманистическая трактовка разума и
воли. Все это составляет угрозу основам религии. От этих "орудий безбожия"
надо решительно избавляться. "Тебе, - обращается он к верующему, -
необходимо разоружиться, сломать, изорвать и сжечь все орудия безбожия, так
чтобы никакой подмоги в себе не было. Чем больше в тебе бессилия, тем
охотнее примет тебя Бог" (81,с.67).
Последовательно Кальвин критикует гуманистическую оценку разума как
божественного дара, который руководит человеческой волей и гарантирует его
свободу (Леон Батиста Альберти: "Разум по своей природе всегда влечет душу к
самым хорошим и похвальным делам, умеряет желания и удерживает тебя от
стремления к тому, что ты предварительно хорошо не исследовал"). ( 13, с.
172) Разум у Кальвина не "благородный", "исключительный", "широкий",
"огромный", "божественный", а "поврежденный", "суетный", "шатающийся". Он не
может быть, как утверждал Б. Кастеллионе, "исследователем и переводчиком
истины", ибо несовершенен как инструмент познания в силу своей
ограниченности. Пределы для разума и воли есть и они являются одним из
величайших даров Бога, поскольку эффективно помогают людскому роду не впасть
в пучину безумия. Противоразумность веры, по Кальвину, - основное ее
достоинство и, если бы можно было понять справедливость и милость Божью, то
отпала бы и нужда в вере. Поэтому ученый должен обладать, прежде всего,
"христианским смирением": "Трудно быть послушным Богу тому, кто слишком
высоко ценит себя". Гордыня - мать пороков, - повторяет вслед за Августином
Кальвин, - а любопытство - их кормилица. Право разума на достоверное
суждение об истине Кальвин отрицает, поскольку истина относилась им к
разряду "божественных вещей". Когда Кастеллионе поставил вопрос о
неуместности "Песни Песней" в Священном Писании, то был осужден не за это, а
Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |