Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » римскими когортами, но и круговоротом Солнца. Согласно профес-сорскому мнению, "по распоряжению Цезаря дн„м весеннего равноденст-вия должно бы- ло быть 21 марта". И далее утверждалось: "Когда в IV сто-летии нашего летосчисления этот (то есть юлианский) календарь был принят (?), то на Никейском Соборе было постановлено ... так как ве-сеннее равноденствие отодвинулось в то время на 18-е марта, то от-бросить т р и дня ..." Комментарий И. А. Климишина: "Конечно, вс„ сказанное здесь - сплошные домыслы. Никейский Собор никуда весеннего равноденствия не смещал, пос- кольку оно к 18 марта и не передвигалось. Доказательством является то, что выдающийся древний астроном Птолемей (II век н. э.) в сво„м "Альма- гесте" считал датой весеннего равноденствия 22 марта!" Речь в данном случае, безусловно, отнюдь не о теоретичеких преиму- ществах того или иного календаря, а о практической целе-сообразности, скажем так, абсолютной календарной реформы: чтобы не как у всех! Вот ес- ли бы И. Г. Медлер предложил свой проект самому Григорию XIII, тогда и можно было бы вволю и по-теоретизировать. А тут, как говорят на Руси, из огня - да в полы-мя! Но верн„мся в 1899 год. Продолжая пользовать огненный лексикон, ска- жем так: из календарной искры, оброненной Русским астрономическим об- ществом, разгорелось пламя. Императорская Академия наук, восстав от сна, бросилась в догонку - по высочайшему, естественно, изволению - со-зда- вать собственную календарную комиссию. Последней свыше же было предписа- но в своей деятельности принять "во внимание соображения быв-шего ми- нистра народного просвещения князя Ливена по вопросу о введе-нии в Рос- сии григорианского стиля". Вскоре поступило и мнение Святей-шего Синода Русской Православной Церкви за подписью печально извест-ного в истории страны обер-прокурора К. П. Победоносцева: "Считать вве-дение неблагов- ременным". И воз остался там же. Окончательно проблема календарной реформы в России поддалась решению лишь после революции. Вопрос был поставлен уже на одном из первых засе- даний СНК 16 (29) ноября 1917 года. На заседании 23 января (5 февраля) 1918 года были предложены два проекта и образована комиссия для их расс- мотрения. Декрет "О введении в Российской республике западноевропейского календаря" принят на заседании СНК 24 января (6 февраля) 1918 года и подписан В. И. Лениным. В декрете говорилось: "В целях установления в России одинако-вого почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января ме-сяца сего года в гражданский обиход новый календарь". Поскольку к тому моменту разница между старым и новым стиля-ми сос- тавляла уже 13 дней, то декретом предписывалось после 31 янва-ря 1918 года считать не 1, а 14 февраля и т. д. А для связи врем„н пред-лагалось до 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках проставлять и число по старому. Русская Православная Церковь осталась при ветхом календаре. Мнение проф. В.В.Болотова, в качестве представителя Святейшего Синода при- ни-мавшего участие в работе календарной комиссии при Русском астроно- ми-ческом обществе, которая закончилась ничем, уже приводилось. Он гово- рил, напомним, о том, что именно в удержании ю л и а н у м а "в жизни ещ„ не-сколько столетий" будто бы и состоит "культурная миссия России по это-му вопросу", чтобы "чрез то облегчить для западных народов возвраще- ние от не нужной никому григорианской реформы", которая-де "не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения", "к неиспорченному ста-ро- му стилю". (См. по вопросу: Свящ. К. Буфеев. О целесообразности перехода России на старый календарный стиль" (!). - "Москва", 1998, ј 3, с. 217.) Современную, можно сказать, церковную позицию некогда выразил доцент, затем - профессор Московской духовной академии А. И. Георгиев-ский: "На- ша Русская Православная Церковь для своей внутренней жиз-ни вполне удов- летворяется этой юлианской системой и, принимая григорианский календарь для гражданского обихода, не видит в настоя-щее время необходимости в е„ реформе" (А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - Издание Московс- кой Патриархии. - М., 1948. - С. 17). И далее следуют слова митрополита Антония Вадковского: "Юли-анский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является над„жным якорем, который удерживает православных от окончательного пог- лощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино..." Кроме Русской, юлианского календаря в мире придерживаются ещ„ лишь только Иерусалимская и Сербская Православные Церкви, а также не-большие группы так называемых старостильников, отколовшихся, в част-ности, от Элладской Православной Церкви. Так что в настоящее время юлианум отнюдь не собирает "воедино", не соединяет, а, наоборот, разъеди-няет. Н О В Ы Й Г О Д Н А Д Е В Р О П О Й В различных странах средневековой Европы, как мы видели, всего ка- ких-нибудь 600 или 1000 лет назад в разное (а иногда и в одно и то же) время использовались различные календарные стили. Начало года могло отс- читываться с 25 декабря, 1 января, 1 марта, 25 марта, со дня Пасхи и да- же с 1 сентября. Сч„т дней в году от праздника Рождества Христова (то есть от 25 де- кабря) в„лся в Риме с IV века н. э., во Франции с VIII и до конца Х ве- ка, в Германии - с IX века, прич„м в масштабах всей страны начало года было перенесено здесь на 25 декабря в 1310 году. Начало года с 1 марта, применявшееся уже в III веке н. э. при вычис- лении дат празднования христианской Пасхи, постепенно распространилось во многих европейских странах. С VI века мартовское новолетие использо- валось во Франции, Венеции и в ряде других государств. Весьма популярным в Европе был благовещенский стиль (от Воплощения Господа - 25 марта). Последний к тому же использовался в двух вариантах. Так, во Флоренции год начинался 25 марта после того, как год с тем же обозначением пош„л в других городах и областях, использовавших другие стили. В Пизе же обозначение года также меняли 25 марта, но на 12 меся- цев раньше, чем во Флоренции. Папская канцелярия в Риме в XII и начале XIII века следовала благове- щенскому стилю флорентийского типа, хотя в вышедших из не„ документах того времени встречается и рождественский стиль, которого она придержи- валась раньше, примерно до середины Х века. В первые десятилетия XII ве- ка в папских документах встречается благовещенский стиль пизанского ти- па. Затем, примерно в конце второго десятилетия XIII века снова появля- Страницы: «« « 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |