Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25  »

римскими когортами, но и круговоротом Солнца.  Согласно  профес-сорскому
мнению, "по распоряжению Цезаря дн„м весеннего равноденст-вия должно бы-
ло быть 21 марта". И далее утверждалось: "Когда в  IV  сто-летии  нашего
летосчисления этот (то есть юлианский) календарь был принят (?),  то  на
Никейском Соборе было постановлено ... так как  ве-сеннее  равноденствие
отодвинулось в то время на 18-е марта, то от-бросить т р и дня ..."
   Комментарий И. А. Климишина: "Конечно, вс„ сказанное здесь - сплошные
домыслы. Никейский Собор никуда весеннего равноденствия не смещал,  пос-
кольку оно к 18 марта и не передвигалось. Доказательством  является  то,
что выдающийся древний астроном Птолемей (II век н. э.) в сво„м  "Альма-
гесте" считал датой весеннего равноденствия 22 марта!"
   Речь в данном случае, безусловно, отнюдь не  о  теоретичеких  преиму-
ществах того или иного календаря, а  о  практической  целе-сообразности,
скажем так, абсолютной календарной реформы: чтобы не как у всех! Вот ес-
ли бы И. Г. Медлер предложил свой проект самому Григорию XIII,  тогда  и
можно было бы вволю и по-теоретизировать. А тут, как говорят на Руси, из
огня - да в полы-мя!
   Но верн„мся в 1899 год. Продолжая пользовать огненный лексикон,  ска-
жем так: из календарной искры, оброненной  Русским  астрономическим  об-
ществом, разгорелось пламя. Императорская Академия наук, восстав от сна,
бросилась в догонку - по высочайшему, естественно, изволению  -  со-зда-
вать собственную календарную комиссию. Последней свыше же было предписа-
но в своей деятельности принять "во внимание  соображения  быв-шего  ми-
нистра народного просвещения князя Ливена по вопросу о введе-нии в  Рос-
сии григорианского стиля". Вскоре поступило и мнение Святей-шего  Синода
Русской Православной Церкви за подписью печально извест-ного  в  истории
страны обер-прокурора К. П. Победоносцева: "Считать вве-дение  неблагов-
ременным". И воз остался там же.
   Окончательно проблема календарной реформы в России поддалась  решению
лишь после революции. Вопрос был поставлен уже на одном из первых  засе-
даний СНК 16 (29) ноября 1917 года. На заседании 23 января  (5  февраля)
1918 года были предложены два проекта и образована комиссия для их расс-
мотрения. Декрет "О введении в Российской республике западноевропейского
календаря" принят на заседании СНК 24 января (6  февраля)  1918  года  и
подписан В. И. Лениным.
   В декрете говорилось: "В целях  установления  в  России  одинако-вого
почти со всеми культурными народами исчисления  времени  Совет  Народных
Комиссаров постановляет ввести по истечении января ме-сяца сего  года  в
гражданский обиход новый календарь".
   Поскольку к тому моменту разница между старым и новым  стиля-ми  сос-
тавляла уже 13 дней, то декретом предписывалось после  31  янва-ря  1918
года считать не 1, а 14 февраля и т. д. А для связи врем„н пред-лагалось
до 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому  стилю  в  скобках
проставлять и число по старому.
   Русская Православная Церковь осталась при  ветхом  календаре.  Мнение
проф. В.В.Болотова, в  качестве  представителя  Святейшего  Синода  при-
ни-мавшего участие в работе календарной комиссии  при  Русском  астроно-
ми-ческом обществе, которая закончилась ничем, уже приводилось. Он гово-
рил, напомним, о том, что именно в удержании ю л и а н у м  а  "в  жизни
ещ„ не-сколько столетий" будто бы и состоит "культурная миссия России по
это-му вопросу", чтобы "чрез то облегчить для западных народов возвраще-
ние от не нужной никому григорианской реформы", которая-де "не имеет для
себя не только оправдания, но даже извинения", "к неиспорченному ста-ро-
му стилю". (См. по вопросу: Свящ. К. Буфеев. О целесообразности перехода
России на старый календарный стиль" (!). - "Москва", 1998, ј 3, с. 217.)
   Современную, можно сказать, церковную позицию некогда выразил доцент,
затем - профессор Московской духовной академии А. И. Георгиев-ский: "На-
ша Русская Православная Церковь для своей внутренней жиз-ни вполне удов-
летворяется этой юлианской системой и, принимая григорианский  календарь
для гражданского обихода, не видит в настоя-щее время необходимости в е„
реформе" (А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - Издание  Московс-
кой Патриархии. - М., 1948. - С. 17).
   И далее следуют слова митрополита  Антония  Вадковского:  "Юли-анский
календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является
над„жным якорем, который удерживает православных от окончательного  пог-
лощения миром инославным, является как бы  знаменем,  под  которым  чада
Православия собираются воедино..."
   Кроме Русской, юлианского календаря в мире  придерживаются  ещ„  лишь
только Иерусалимская и Сербская Православные Церкви, а также  не-большие
группы так называемых старостильников, отколовшихся,  в  част-ности,  от
Элладской Православной Церкви. Так что в настоящее время юлианум  отнюдь
не собирает "воедино", не соединяет, а, наоборот, разъеди-няет.
 
   Н О В Ы Й Г О Д Н А Д Е В Р О П О Й
 
   В различных странах средневековой Европы, как мы  видели,  всего  ка-
ких-нибудь 600 или 1000 лет назад в разное (а иногда и в одно и  то  же)
время использовались различные календарные стили. Начало года могло отс-
читываться с 25 декабря, 1 января, 1 марта, 25 марта, со дня Пасхи и да-
же с 1 сентября.
   Сч„т дней в году от праздника Рождества Христова (то есть от  25  де-
кабря) в„лся в Риме с IV века н. э., во Франции с VIII и до конца Х  ве-
ка, в Германии - с IX века, прич„м в масштабах всей страны  начало  года
было перенесено здесь на 25 декабря в 1310 году.
   Начало года с 1 марта, применявшееся уже в III веке н. э. при  вычис-
лении дат празднования христианской Пасхи,  постепенно  распространилось
во многих европейских странах. С VI века мартовское новолетие  использо-
валось во Франции, Венеции и в ряде других государств.
   Весьма популярным в Европе был благовещенский  стиль  (от  Воплощения
Господа - 25 марта). Последний к тому же использовался в двух вариантах.
Так, во Флоренции год начинался 25 марта после того, как год  с  тем  же
обозначением пош„л в других городах и  областях,  использовавших  другие
стили. В Пизе же обозначение года также меняли 25 марта, но на 12  меся-
цев раньше, чем во Флоренции.
   Папская канцелярия в Риме в XII и начале XIII века следовала благове-
щенскому стилю флорентийского типа, хотя в вышедших  из  не„  документах
того времени встречается и рождественский стиль, которого она  придержи-
валась раньше, примерно до середины Х века. В первые десятилетия XII ве-
ка в папских документах встречается благовещенский стиль пизанского  ти-
па. Затем, примерно в конце второго десятилетия XIII века снова  появля-

Страницы: «« « 14   15   16   17   18   19   20   21   22  23   24   25  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре