Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: «« « 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » Алек-сандрии для расч„та пасхальных дней метонов лунный цикл оказался ме-нее точным, чем механизм еврейского календаря. К XIV же веку, когда Властарь формулировал привед„нные прави-ла, пог- решности юлианского календаря и метонова цикла увели календар-ную хрис- тианскую Пасху достаточно далеко от действительных астроно-мических ори- ентиров. И потому о совпадении е„ с еврейской уже и не при-ходилось го- ворить. Сам Властарь, напомним, именно в этом и видел преимущество пог- решительного и с его точки зрения юлианского календаря. К тому же нелишне отметить и следующее. В недавнее время в христианс- ком мире - в контексте обсуждения проблемы установления стабиль-ных дат празднования Пасхи - рассматривался, естественно, и вопрос о действи- тельной христианской пасхалической традиции: что же, собствен-но, решал и к чему обязывал, в частности, Никейский Собор, на авторитет которого всегда и все обычно ссылаются? Позиция представителей, в частности, Русской Православной Церкви была выражена в ряде журнальных публикаций. По их общему мнению, об обяза- тельном праздновании Пасхи в первое воскресенье после весеннего полнолу- ния ни на одном из соборов речи вообще не было. Но об этом, собственно, говорит и Властарь: он относит это "постановление" к чи-слу таких, кото- рые "ведут начало из н е п и с а н н о г о предания". И та-ковое преда- ние, конечно же, издавна существует. Касательно проблемы временного соотношения дней празднования Пасхи христианской и пасхи еврейской профессор Московской духовной академии Д. П. Огицкий в статье "Канонические нормы православной пасхалии и проблемы датировки Пасхи в условиях нашего времени", опубликованной в издаваемых Московским Патриархатом "Богословских трудах" (ј 7. - 1971. - С. 204 - 211), в частности, писал: "Утверждение ... будто, согласно канонам, христианская Пасха всегда должна следовать за иудей-ской, в к о р н е о ш и б о ч н о" (Цит. по: И. А. Климишин. Календарь и хронология. - Изд. 2-е. - М.: "Наука", 1985. - С. 226). Это утверждение, к тому же, автором приписывается Властарю. Но данном случае важен лишь сам контртезис. В IV-VIII вв. запрещение "не праздновать Пасху вместе с иудеями в один и тот же день", по всей вероятности, понималось в том именно смыс- ле, что не подобает верным христианам, как сказано в Книге правил, праздновать "святый день Пасхи п р е ж д е весеннего равноденствия с и у д е я м и", а также в другие кроме воскресенья дни, как это свой-ственно последним. Ибо иудеи, по словам императора Константина Ве-ликого в пос- лании к Восточным Церквам, писанном в соборной Никее, "вместо надлежаще- го исправления, в одном и том же году (то есть внутри границ "равно- денственного солнцестояния", разделяющего между собой года) совершают пасху д в а раза". Об этом и должна свидетельствовать реальная практика Александ-рийской Православной Церкви, в которой в ближайшее после Никейского Собора время - в 343, 347, 367, 370, 374, 394 гг. и вплоть, как уже гово-рилось, до 783 года - Пасха отмечалась в один день с иудеями. Разв„л же православ- ный и иудейский праздники лишь неточный метонов цикл, по-ложенный в ос- нование александрийской пасхалии (И. А. Климишин. Ка-лендарь и хроноло- гия. - С. 213-214). Имея в виду именно относительную лишь точность последней, профессор (тогда) Ленинградской духовной академии протоиерей Ливерий Воронов в статье "Календарная проблема. Е„ изучение в свете решений I Вселенского Собора о пасхалии и пути к сотрудничеству между Церк-вами в этом вопро- се" ("Богословские труды". - ј 7. - М., 1971. - С. 170-203) отмечал: "Никейский Собор ... не вв„л во всеобщее, непременное и вечное употреб- ление какую-либо строго определ„нную пасхалию как унифици-рованную сис- тему расч„тов и определения дня празднования Пасхи", поскольку "сама александрийская пасхалия вряд ли мыслилась как "веч-ная и неисходная" (Цит. по: И. А. Климишин. Календарь и хронология. - С. 226). В качестве примера погрешностей в традиционных пасхалических расч„тах можно привести следующее. Вследствие неточности метонова цикла, как уже отмечалось, фазы Луны отстают по отношению к датам юлианского календаря на сутки каждые 310 лет. Это отставание, которое к 1582 году составляло уже четверо суток, было устранено в контексте григорианской реформы. Од- нако оно сохранилось и продолжает нарастать применительно к случаю неп- реклонного использования, вопреки проф.-прот. Ливерию Воронову, "вечных и неисходных" пасхалий. В результате это приводит к сдвигу расч„тных дат Пасхи, о ч„м говорилось, в частно-сти, и в цитированном фрагменте из книги П. Попова (см. выше, с. 39). К тому же прибавляется и проблема не- обходимости расхождения в праздно-вании с иудеями. В результате Правос- лавная Церковь каждые 19 лет лишь только п я т ь раз отмечает Пасху сог- ласно декларируемым установлениям, то есть в п е р в о е воскресенье после п е р в о г о полнолуния после весен-него равноденствия. В част- ности, в 1986, 1989 и 1994 гг. православная Пасха праздновалась даже после в т о р о г о весеннего полнолуния (И. А. Климишин. Календарь и хронология. - С. 217-218). Но при этом сохраняется несокрушимая верность уже давно изжившему се- бя юлианскому календарю. Гимн ему как вершине совершенства некогда на одном заседаний Комиссии по реформе календаря (1899 г.), в работе кото- рой он принимал участие качестве представителя Святейшего Синода Русской Православной Церкви, воспел профессор Санкт-Петер-бургской духовной ака- демии В. В. Б о л о т о в, который в принципе готов был поступиться даже эрой "от Рождества Христова", о ч„м говорилось выше, но отнюдь не юлиа- нумом! Прокламировав, что, с его точки зрения, "григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения", В. В. Б о - л о т о в далее заявил: "Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу от- нюдь не желательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем ка- лендаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное (?) преимущество перед всякими другими кален-дарными исправлениями. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещ„ несколько столетий (!) удер-жать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григори- анской реформы к неиспорченному старому стилю" (Цит. по: И. А. Климишин. Календарь и хронология. - С. 218). "Конечно, это было заблуждением, - констатирует в связи с при-вед„нной декларацией И. А. Климишин. - Трудно представить себе, что-бы человечество, непрерывно повышая уровень своего технологического развития, отказалось от разработки и использования для своих нужд такой единицы времени, которая была бы адекватной е„ астрономи-ческому прооб- разу. А с этой точки зрения григорианский календарь, как высказался аме- Страницы: «« « 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |