|
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: «« « 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » Алек-сандрии для расч„та пасхальных дней метонов лунный цикл оказался
ме-нее точным, чем механизм еврейского календаря.
К XIV же веку, когда Властарь формулировал привед„нные прави-ла, пог-
решности юлианского календаря и метонова цикла увели календар-ную хрис-
тианскую Пасху достаточно далеко от действительных астроно-мических ори-
ентиров. И потому о совпадении е„ с еврейской уже и не при-ходилось го-
ворить. Сам Властарь, напомним, именно в этом и видел преимущество пог-
решительного и с его точки зрения юлианского календаря.
К тому же нелишне отметить и следующее. В недавнее время в христианс-
ком мире - в контексте обсуждения проблемы установления стабиль-ных дат
празднования Пасхи - рассматривался, естественно, и вопрос о действи-
тельной христианской пасхалической традиции: что же, собствен-но, решал
и к чему обязывал, в частности, Никейский Собор, на авторитет которого
всегда и все обычно ссылаются?
Позиция представителей, в частности, Русской Православной Церкви была
выражена в ряде журнальных публикаций. По их общему мнению, об обяза-
тельном праздновании Пасхи в первое воскресенье после весеннего полнолу-
ния ни на одном из соборов речи вообще не было. Но об этом, собственно,
говорит и Властарь: он относит это "постановление" к чи-слу таких, кото-
рые "ведут начало из н е п и с а н н о г о предания". И та-ковое преда-
ние, конечно же, издавна существует.
Касательно проблемы временного соотношения дней празднования Пасхи
христианской и пасхи еврейской профессор Московской духовной академии Д.
П. Огицкий в статье "Канонические нормы православной пасхалии и проблемы
датировки Пасхи в условиях нашего времени", опубликованной в издаваемых
Московским Патриархатом "Богословских трудах" (ј 7. - 1971. - С. 204 -
211), в частности, писал: "Утверждение ... будто, согласно канонам,
христианская Пасха всегда должна следовать за иудей-ской, в к о р н е о
ш и б о ч н о" (Цит. по: И. А. Климишин. Календарь и хронология. - Изд.
2-е. - М.: "Наука", 1985. - С. 226). Это утверждение, к тому же, автором
приписывается Властарю. Но данном случае важен лишь сам контртезис.
В IV-VIII вв. запрещение "не праздновать Пасху вместе с иудеями в
один и тот же день", по всей вероятности, понималось в том именно смыс-
ле, что не подобает верным христианам, как сказано в Книге правил,
праздновать "святый день Пасхи п р е ж д е весеннего равноденствия с и у
д е я м и", а также в другие кроме воскресенья дни, как это свой-ственно
последним. Ибо иудеи, по словам императора Константина Ве-ликого в пос-
лании к Восточным Церквам, писанном в соборной Никее, "вместо надлежаще-
го исправления, в одном и том же году (то есть внутри границ "равно-
денственного солнцестояния", разделяющего между собой года) совершают
пасху д в а раза".
Об этом и должна свидетельствовать реальная практика Александ-рийской
Православной Церкви, в которой в ближайшее после Никейского Собора время
- в 343, 347, 367, 370, 374, 394 гг. и вплоть, как уже гово-рилось, до
783 года - Пасха отмечалась в один день с иудеями. Разв„л же православ-
ный и иудейский праздники лишь неточный метонов цикл, по-ложенный в ос-
нование александрийской пасхалии (И. А. Климишин. Ка-лендарь и хроноло-
гия. - С. 213-214).
Имея в виду именно относительную лишь точность последней, профессор
(тогда) Ленинградской духовной академии протоиерей Ливерий Воронов в
статье "Календарная проблема. Е„ изучение в свете решений I Вселенского
Собора о пасхалии и пути к сотрудничеству между Церк-вами в этом вопро-
се" ("Богословские труды". - ј 7. - М., 1971. - С. 170-203) отмечал:
"Никейский Собор ... не вв„л во всеобщее, непременное и вечное употреб-
ление какую-либо строго определ„нную пасхалию как унифици-рованную сис-
тему расч„тов и определения дня празднования Пасхи", поскольку "сама
александрийская пасхалия вряд ли мыслилась как "веч-ная и неисходная"
(Цит. по: И. А. Климишин. Календарь и хронология. - С. 226).
В качестве примера погрешностей в традиционных пасхалических расч„тах
можно привести следующее. Вследствие неточности метонова цикла, как уже
отмечалось, фазы Луны отстают по отношению к датам юлианского календаря
на сутки каждые 310 лет. Это отставание, которое к 1582 году составляло
уже четверо суток, было устранено в контексте григорианской реформы. Од-
нако оно сохранилось и продолжает нарастать применительно к случаю неп-
реклонного использования, вопреки проф.-прот. Ливерию Воронову, "вечных
и неисходных" пасхалий. В результате это приводит к сдвигу расч„тных дат
Пасхи, о ч„м говорилось, в частно-сти, и в цитированном фрагменте из
книги П. Попова (см. выше, с. 39). К тому же прибавляется и проблема не-
обходимости расхождения в праздно-вании с иудеями. В результате Правос-
лавная Церковь каждые 19 лет лишь только п я т ь раз отмечает Пасху сог-
ласно декларируемым установлениям, то есть в п е р в о е воскресенье
после п е р в о г о полнолуния после весен-него равноденствия. В част-
ности, в 1986, 1989 и 1994 гг. православная Пасха праздновалась даже
после в т о р о г о весеннего полнолуния (И. А. Климишин. Календарь и
хронология. - С. 217-218).
Но при этом сохраняется несокрушимая верность уже давно изжившему се-
бя юлианскому календарю. Гимн ему как вершине совершенства некогда на
одном заседаний Комиссии по реформе календаря (1899 г.), в работе кото-
рой он принимал участие качестве представителя Святейшего Синода Русской
Православной Церкви, воспел профессор Санкт-Петер-бургской духовной ака-
демии В. В. Б о л о т о в, который в принципе готов был поступиться даже
эрой "от Рождества Христова", о ч„м говорилось выше, но отнюдь не юлиа-
нумом!
Прокламировав, что, с его точки зрения, "григорианская реформа не
имеет для себя не только оправдания, но даже извинения", В. В. Б о - л о
т о в далее заявил: "Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу от-
нюдь не желательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем ка-
лендаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное (?)
преимущество перед всякими другими кален-дарными исправлениями. Думаю,
что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещ„
несколько столетий (!) удер-жать в жизни юлианский календарь и чрез то
облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григори-
анской реформы к неиспорченному старому стилю" (Цит. по: И. А. Климишин.
Календарь и хронология. - С. 218).
"Конечно, это было заблуждением, - констатирует в связи с
при-вед„нной декларацией И. А. Климишин. - Трудно представить себе,
что-бы человечество, непрерывно повышая уровень своего технологического
развития, отказалось от разработки и использования для своих нужд такой
единицы времени, которая была бы адекватной е„ астрономи-ческому прооб-
разу. А с этой точки зрения григорианский календарь, как высказался аме-
Страницы: «« « 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |