Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» Церковь, именно - Римо-Католическая Церковь, и стала инициатором после- дующей календарной реформы 1582 года. При составлении александрийской пасхалии, в основание которой был по- ложен 19-летний лунный цикл, момент весеннего равноденствия был отнес„н на 21 марта. Считалось, что именно в этот день оно произошло в 325 году по Р. Х., когда состоялся Никейский Собор, на котором обсуждалась пасха- лическая проблема. В реальности это было не совсем так. Действительное "равноденственное солнцестояние" случилось тогда 20 марта в 12 часов по Гринвичу или в 14 ча-сов по александрийскому времени (П. Попов. - Цит. соч. - С. 3, прим. 1). Послед-ний раз оно пришлось на 21 марта в 323 го- ду. Но даже и не это в данном случае главное. Проблема заключалась в том, что "александрийские астрономы, - как пи- сал доцент, затем профессор литургики Московской духовной академии А. И. Георгиевский, - стали считать 21 марта [неподвижной] границей для Пасхи ч е р е з в е с ь в е л и к и й и н д и к т и о н". И не только, доба- вим, но и вообще на все времена. Более того, неподвижной пасхальной гра- ницей внутри недостаточно точного юлианского календаря При этом, отмеча- ется, они о т л и ч - н о знали, "что момент равноденствия подвижен и что в период пасхаль-ного индиктиона (в течение 532 лет) равноденствие не может оставаться на одном месте" (А. И. Георгиевский. О церковном ка- лендаре. - М.: Издание Московской Патриархии, 1948. - С. 12). Быть может, здесь сказались выразительные эсхатологические настроения древних христиан, которые уповали на скорое второе пришествие Христа и отнюдь не предполагали, что их земное странствие может продлиться нес- колько дольше. И при составлении пасхальных таблиц они практиковали ещ„ менее точный 95-летний малый пасхальный круг. Как уже говорилось, принятая в юлианском календаре продолжитель-ность солнечного года в 365, 25 суток несколько больше астрономической, о ч„м знал ещ„ за три четверти века до римской реформы древний грек Гиппарх. Последняя составляет 365, 2421988 суток, или 365 дней 5 часов 48 минут 46 се-кунд. Разность двух величин составляет 0, 0078012 суток, или приб- лизительно 11 минут 14 секунд. В результате календарь сразу же после его введения постоянно запаздывал на эти мгновения относительно истинного течения времени. Каждые 128 лет накапливалась ошибка уже в целые сутки. Неподвижный относительно календарной шкалы день в е с е н н е г о равно- денствия в реальной картине смены врем„н года соответственно передвигал- ся на сутки впер„д, к л е т у. К концу XVI столетия погрешность состав- ляла уже около 10 дней: астрономиче-ское равноденствие, предваряя медли- тельный календарь, вместо 21 приходи-лось тогда на 11 марта. Вместе с календарным дн„м весеннего равноденствия смещались к л е т у и Пасха, и все весенние праздники расч„тного пасхально-го круга и т. д. О погрешительности юлианского календаря и небезгрешности цезарианских астрономов-реформаторов знал уже, по крайней мере, Данте (1265-1321 гг.). Создатель поэтической энциклопедии Средневековья высказал даже предостережение в адрес современных ему хранителей времени. Согласно его адекватному перспективному прогнозу, вскоре "январь возьм„т весна пос- ред-ством сотой, (ими) небреж„нной..." (Данте Алигьери. Божественная ко- ме-дия. - М.: ГИХЛ, 1961. - С. 599). В свою очередь по причине неточности метонова цикла действительные фазы Луны по отношению к датам юлианского календаря о т с т а в а л и примерно на полтора часа на круг (точнее - на 0, 06135 суток = 1 час 28 мин. 20 сек.) или на целые сутки каждые 310 лет. По отношению к исходным данным в расч„тных таблицах, которые были составлены в IV-VI веках и в которых соответствующая коррекция не предусмотрена, к концу XVI столетия они сдвинулись уже на четверо суток назад. И довольно часто Пасха празд- новалась тогда не в п е р в о е, а во в т о р о е воскресенье после ис- тинного (астрономического) полнолуния. Привед„м пример из цитированной книги П. Попова, который привязан к концу XIX века по Р.Х. По словам автора, "с течением веков накопляется и доселе накопилась со времени Никейского Собора значительная разница меж- ду исчисляемыми в церковной пасхалии и действительными фазами Луны, именно от 4 до 5 дней. Оттого-то нередко и бывает то, что случилось, на-пример, в 1894 году, именно: по церковному сч„ту пасхальное полнолу- ние в этом году приходилось на 12 апреля и Пасха праздновалась 17 апре- ля; а действительное полнолуние было 8 апреля, в пятницу, по которому празднование Пасхи пришлось бы на 10-е апреля, то есть седмицею ранее, чем она праздновалась у нас на самом деле" (С. 7, прим. 7). П Р Е Д Ы С Т О Р И Я Как видим, и дата весеннего равноденствия, и даты пасхальных полнолу- ний, принятые в качестве основы для расч„тов дней празднования Пасхи, вс„ больше не соответствовали реальным природным и астрономическим явле- ниям. Это запаздывание юлианского календаря не осталось, как мы видели, незаме-ченным. Несколько позже Данте, в 1324 году, византийский уч„ный Никифор Григора привл„к внимание императора Андроника II к постепенному смещению Пасхи с весны на более позднее время. Он считал необходимым исправление календаря и корректирование пасхалии, по Брокгаузу, "на тех же нача-хлах, на каких дело это впоследствии и осуществлено было". Одна- ко импе-ратор отклонил предложение Никифора. Он сч„л реформу практически не осуществимой по причине невозможности достичь соглашения между от- дельными Восточными Православными Церквами. По его опасениям, подобное нововведение могло быть чревато церковной смутой. На неточность юлианского календаря указывал и византийский уч„ный ка- нонист первой половины XIV века Матфей Властарь. Однако последний отнюдь не считал нужным вносить в него какие-либо исправления, ибо в запаздыва- нии царственного хронографа он видел даже некоторое неоспоримое, с его точки зрения, преимущество: этим полностью устранялась всякая возмож- ность совпадения христианской Пасхи с пасхой еврейской. Интересно отметить, что в 1373 году византийский уч„ный Исаак Аргир, вполне сознавая необходимость исправления юлианского календаря и коррек- ции принципов расч„та пасхалии, полагал вс„ это бесполезным, ибо был глубоко уверен в предстоящем через ближайшие 119 лет светопреставлении. В 1492 году н. э. исполнялось 7000 лет от сотворения мира. А это счита- лось знаменатель-ной датой для разного толка гадателей и прорицателей. Необходимость исправления юлианского календаря отч„тливо сознавалась и многими высшими представителями Римо-Католической Церкви. В XIV веке в пользу этого высказывался папа Римский Климент VI. Под знаком календар- ной реформы прошли XV и XVI века. В марте 1414 года вопрос обсуждался в Риме по инициативе кардинала Петра Д'Альи. Погрешность юлианского кален- Страницы: «« « 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |