Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»

Церковь, именно - Римо-Католическая Церковь, и стала инициатором  после-
дующей календарной реформы 1582 года.
   При составлении александрийской пасхалии, в основание которой был по-
ложен 19-летний лунный цикл, момент весеннего равноденствия был  отнес„н
на 21 марта. Считалось, что именно в этот день оно произошло в 325  году
по Р. Х., когда состоялся Никейский Собор, на котором обсуждалась пасха-
лическая проблема. В реальности это было не совсем  так.  Действительное
"равноденственное солнцестояние" случилось тогда 20 марта в 12 часов  по
Гринвичу или в 14 ча-сов по александрийскому времени (П. Попов.  -  Цит.
соч. - С. 3, прим. 1). Послед-ний раз оно пришлось на 21 марта в 323 го-
ду. Но даже и не это в данном случае главное.
   Проблема заключалась в том, что "александрийские астрономы, - как пи-
сал доцент, затем профессор литургики Московской духовной академии А. И.
Георгиевский, - стали считать 21 марта [неподвижной] границей для  Пасхи
ч е р е з в е с ь в е л и к и й и н д и к т и о н". И не  только,  доба-
вим, но и вообще на все времена. Более того, неподвижной пасхальной гра-
ницей внутри недостаточно точного юлианского календаря При этом, отмеча-
ется, они о т л и ч - н о знали, "что момент  равноденствия  подвижен  и
что в период пасхаль-ного индиктиона (в течение 532  лет)  равноденствие
не может оставаться на одном месте" (А. И. Георгиевский. О церковном ка-
лендаре. - М.: Издание Московской Патриархии, 1948. - С. 12).
   Быть может, здесь сказались выразительные эсхатологические настроения
древних христиан, которые уповали на скорое второе пришествие  Христа  и
отнюдь не предполагали, что их земное странствие может  продлиться  нес-
колько дольше. И при составлении пасхальных таблиц они практиковали  ещ„
менее точный 95-летний малый пасхальный круг.
   Как уже говорилось, принятая в юлианском календаре продолжитель-ность
солнечного года в 365, 25 суток несколько больше астрономической, о  ч„м
знал ещ„ за три четверти века до римской реформы древний  грек  Гиппарх.
Последняя составляет 365, 2421988 суток, или 365 дней 5 часов  48  минут
46 се-кунд. Разность двух величин составляет 0, 0078012 суток, или приб-
лизительно 11 минут 14 секунд. В результате календарь сразу же после его
введения постоянно запаздывал на эти  мгновения  относительно  истинного
течения времени. Каждые 128 лет накапливалась ошибка уже в целые  сутки.
Неподвижный относительно календарной шкалы день в е с е н н е г о равно-
денствия в реальной картине смены врем„н года соответственно передвигал-
ся на сутки впер„д, к л е т у. К концу XVI столетия погрешность  состав-
ляла уже около 10 дней: астрономиче-ское равноденствие, предваряя медли-
тельный календарь, вместо 21 приходи-лось тогда на 11  марта.  Вместе  с
календарным дн„м весеннего равноденствия смещались к л е т у и Пасха,  и
все весенние праздники расч„тного пасхально-го круга и т. д.
   О погрешительности юлианского календаря и небезгрешности цезарианских
астрономов-реформаторов знал уже,  по  крайней  мере,  Данте  (1265-1321
гг.). Создатель поэтической  энциклопедии  Средневековья  высказал  даже
предостережение в адрес современных ему хранителей времени. Согласно его
адекватному перспективному прогнозу, вскоре "январь возьм„т  весна  пос-
ред-ством сотой, (ими) небреж„нной..." (Данте Алигьери. Божественная ко-
ме-дия. - М.: ГИХЛ, 1961. - С. 599).
   В свою очередь по причине неточности  метонова  цикла  действительные
фазы Луны по отношению к датам юлианского календаря о т с т а в  а  л  и
примерно на полтора часа на круг (точнее - на 0, 06135 суток = 1 час  28
мин. 20 сек.) или на целые сутки каждые 310 лет. По отношению к исходным
данным в расч„тных таблицах, которые были составлены в IV-VI веках  и  в
которых соответствующая коррекция не предусмотрена, к концу XVI столетия
они сдвинулись уже на четверо суток назад. И довольно часто Пасха празд-
новалась тогда не в п е р в о е, а во в т о р о е воскресенье после  ис-
тинного (астрономического) полнолуния.
   Привед„м пример из цитированной книги П. Попова, который	 привязан  к
концу XIX века по Р.Х. По словам автора, "с течением веков накопляется и
доселе накопилась со времени Никейского Собора значительная разница меж-
ду исчисляемыми в церковной  пасхалии  и  действительными  фазами  Луны,
именно от 4 до 5 дней. Оттого-то нередко и  бывает  то,  что  случилось,
на-пример, в 1894 году, именно: по церковному сч„ту пасхальное  полнолу-
ние в этом году приходилось на 12 апреля и Пасха праздновалась 17  апре-
ля; а действительное полнолуние было 8 апреля, в  пятницу,  по  которому
празднование Пасхи пришлось бы на 10-е апреля, то есть  седмицею  ранее,
чем она праздновалась у нас на самом деле" (С. 7, прим. 7).
  
   П Р Е Д Ы С Т О Р И Я
 
   Как видим, и дата весеннего равноденствия, и даты пасхальных полнолу-
ний, принятые в качестве основы для расч„тов  дней  празднования  Пасхи,
вс„ больше не соответствовали реальным природным и астрономическим явле-
ниям. Это запаздывание юлианского календаря не осталось, как мы  видели,
незаме-ченным. Несколько позже Данте, в 1324 году,  византийский  уч„ный
Никифор Григора привл„к внимание императора Андроника II к  постепенному
смещению Пасхи с весны на более позднее  время.  Он  считал  необходимым
исправление календаря и корректирование пасхалии, по Брокгаузу, "на  тех
же нача-хлах, на каких дело это впоследствии и осуществлено было". Одна-
ко импе-ратор отклонил предложение Никифора. Он сч„л реформу практически
не осуществимой по причине невозможности достичь  соглашения  между  от-
дельными Восточными Православными Церквами. По его  опасениям,  подобное
нововведение могло быть чревато церковной смутой.
   На неточность юлианского календаря указывал и византийский уч„ный ка-
нонист первой половины XIV века Матфей Властарь. Однако последний отнюдь
не считал нужным вносить в него какие-либо исправления, ибо в запаздыва-
нии царственного хронографа он видел даже некоторое неоспоримое,  с  его
точки зрения, преимущество: этим полностью  устранялась  всякая  возмож-
ность совпадения христианской Пасхи с пасхой еврейской.
   Интересно отметить, что в 1373 году византийский уч„ный Исаак  Аргир,
вполне сознавая необходимость исправления юлианского календаря и коррек-
ции принципов расч„та пасхалии, полагал вс„  это  бесполезным,  ибо  был
глубоко уверен в предстоящем через ближайшие 119 лет  светопреставлении.
В 1492 году н. э. исполнялось 7000 лет от сотворения мира. А это  счита-
лось знаменатель-ной датой для разного толка гадателей и прорицателей.
   Необходимость исправления юлианского календаря отч„тливо  сознавалась
и многими высшими представителями Римо-Католической Церкви. В XIV веке в
пользу этого высказывался папа Римский Климент VI. Под знаком  календар-
ной реформы прошли XV и XVI века. В марте 1414 года вопрос обсуждался  в
Риме по инициативе кардинала Петра Д'Альи. Погрешность юлианского кален-

Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре