|
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» нии Средних веков вплоть до использования его Коперником в лунной и пла-
нетной таблицах. Он послужил основой для дальнейших совершенствований
солнечного календаря.
Ю Л И А Н С К И Й К А Л Е Н Д А Р Ь
К А Н У Н
В настоящее время почти все народы мира пользуются солнечным ка-
лен-дар„м, практически унаследованным от древних римлян, которые в свою
оче-редь заимствовали его у премудрых египтян.
История не сохранила точных сведений о времени зарождения римского
календаря. Как полагал Марк Теренций Варрон (116 -27 гг. до н. э.), ещ„
до Ромула - легендарного основателя Рима и первого римского царя
(753-716 гг. до н. э.), то есть до середины VIII века до н. э., римляне
пользовались календар„м, в котором год состоял из 10 месяцев и содержал
всего 304 дня. Остававшийся промежуток времени, по свидетельству Макро-
бия (V в. н. э.), они на месяцы не разделяли, а просто "в безвремении"
ждали прихода весны, чтобы опять на-чать сч„т по месяцам. Первым из них
был м а р т (назван в честь бога войны Марса). Следующим ш„л а п р е л ь
(от латинского "aperire" - "раскрывать", так как в этом месяце раскрыва-
ются почки на деревьях). Третий месяц был посвящ„н богине Майе - матери
Меркурия. Четв„ртый в честь богини Юноны, супруги Юпитера, покрови-
тельницы женщин, был назван и ю н е м. Последу-ющие месяцы носили число-
вые обозначения, некоторые сохранили их вплоть до наших дней: с е н т я
б р ь (то есть седьмой по сч„ту), о к т я б р ь (то есть восьмой ), н о
я б р ь (девятый), д е к а б р ь (десятый).
Дальнейшее реформирование системы сч„та времени римские историки свя-
зывают с именами самого Ромула и полулегендарного диктатора Рима Нумы
Помпилия (( около 673 до н. э.).
Последним, по Макробию, был введ„н лунный год в 354 дня (затем - в
355 дней) с добавлением двух новых месяцев - я н в а р я (в честь двули-
кого бога Януса: он одновременно мог и созерцать прошедшее, и предвидеть
будущее) и ф е в р а л я (от латинского "februarius"- "очищение": в се-
редине этого месяца проводился обряд очищения; посвящ„н богу подземного
царства Фебруусу).
Для согласования сч„та времени по Луне с Солнцем через год вставлялся
дополнительный месяц - м е р ц е д о н и й (от латинского "marcere" -
"увядать": месяц как бы увядал в конце одного двулетия, чтобы вновь воз-
никнуть лишь в следующем; по другой версии - от "marces" - "плата": мер-
цедоний являлся ме-сяцем окончания всех денежных расч„тов по прошедшему
году).
"По весьма остроумному и высоко вероятному предположению Г. Ф. Унге-
ра, - замечает священник Д. А. Лебедев в книге "К истории времясчисления
у евреев, греков и римлян" (Петроград, 1914), - римляне называли
собственными именами шесть месяцев, с января по июнь, потому что они
приходятся на ту половину года, когда день увеличивается, почему она и
считалась счастливой и только на не„ в древнейшее время приходились и
все праздники (от которых обычно получали свои названия и месяцы); ос-
тальные же шесть месяцев, соответствующие той половине года, в которую
увеличивается ночь и в которую поэтому, как в неблагоприятную, не
справ-лялось никаких празднеств, не имели ввиду этого особых им„н, а
про-сто только считались от первого месяца марта.
Полную аналогию с этим представляет и тот факт, что при лунном годе
римляне отмечали только три лунные фазы: новолуние (Calendae), 1-ю чет-
верть (nonae) и полнолуние (idus). Эти фазы соответствуют той половине
месяца, когда светлая часть Луны увеличивается ..."
Средняя продолжительность римского календарного года с уч„том встав-
ного месяца составляла 366, 25 суток, то есть более чем на сутки была
больше истинной. Чтобы ликвидировать расхождение между календарными чис-
лами и циклическими явлениями природы, приходилось время от времени при-
бегать к увеличению или уменьшению количества дней в мерцедонии.
Право определения продолжительности последнего ("назначать для вста-
вочного месяца столько дней, сколько потребуется"), согласно закону Ма-
ния Ацилия Глабриона, начиная с 191 года до н. э. было полностью пре-
до-ставлено римским понтификам, во главе которых стоял верховный жрец
(Pontifex Maximus). Новоявленные "хронометристы" часто злоупотребляли
своим положе-нием, произвольно и не без корысти манипулировали дли-
тельностью календарного года, сокращая или растягивая его.
По свидетельству Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.), пользуясь предос-
тавленной им бесконтрольной властью, понтифики удлиняли сроки пребывания
на общественных должностях для своих друзей или за взятку и укорачивали
эти сроки для оппонентов. По своему произволу они могли манипулировать
также временем уплаты различных налогов. Поэтому нетрудно себе предста-
вить, как тв„р-до жрецы держали в своих руках всю политическую и хо-
зяйственную жизнь Рима. В отличие от жизни сакральной, пущенной, как
всегда при чрезмерном увлечении земными утехами, на самот„к.
Наслаиваясь, искусственные искажения календаря прибавлялись к его ес-
тественным погрешностям, связанным с неточностью определения продолжи-
тельности циклов Солнца и Луны и несоразмерностью, некратностью их целым
числам. В результате ко дням Цезаря он был столь деформирован, что, по
словам священника Д. А. Лебедева, представлял собою "настоящее хроноло-
ги-ческое monstrum". Не совпадая ни с движением Солнца, ни с фазами Лу-
ны, "это был календарь не лунный и не солнечный, а псевдолунный и псев-
до-солнечный. Обладая всеми недостатками лунного, он не имел ни одного
из его достоинств. И точно в таком же отношении стоял он и к солнечно-
му".
Естественные хронологические ориентиры с очевидностью оказались ут-
ра-ченными. И теперь уже, следуя календарю, праздник жатвы приходилось
отме-чать зимой. По словам известного американского уч„ного, специалиста
в области хронологии Э. Бикермана, сей - по определению - путеводитель
во времени "скорее полностью блуждал наугад ..."
Неразбериху и хаос, господствовавшие в римском календаре в к а н у н
его реформы, лучше всего охарактеризовал как и обычно остроумный Вольтер
(1694-1778 гг.). По словам философа, "римские полководцы всегда побежда-
ли, но они никогда не знали, в какой день это случалось ..."
ЯНВАРСКИЕ КАЛЕНДЫ 45 ГОДА ДО Н. Э.
К середине I века до н. э. проблема календаря, создававшего большую
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |