Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»

нии Средних веков вплоть до использования его Коперником в лунной и пла-
нетной таблицах. Он послужил основой  для  дальнейших  совершенствований
солнечного календаря.
          
   Ю Л И А Н С К И Й К А Л Е Н Д А Р Ь
 
   К А Н У Н
 
   В настоящее время почти все  народы  мира  пользуются  солнечным  ка-
лен-дар„м, практически унаследованным от древних римлян, которые в  свою
оче-редь заимствовали его у премудрых египтян.
   История не сохранила точных сведений о  времени  зарождения  римского
календаря. Как полагал Марк Теренций Варрон (116 -27 гг. до н. э.),  ещ„
до Ромула  -  легендарного  основателя  Рима  и  первого  римского  царя
(753-716 гг. до н. э.), то есть до середины VIII века до н. э.,  римляне
пользовались календар„м, в котором год состоял из 10 месяцев и  содержал
всего 304 дня. Остававшийся промежуток времени, по свидетельству  Макро-
бия (V в. н. э.), они на месяцы не разделяли, а просто  "в  безвремении"
ждали прихода весны, чтобы опять на-чать сч„т по месяцам. Первым из  них
был м а р т (назван в честь бога войны Марса). Следующим ш„л а п р е л ь
(от латинского "aperire" - "раскрывать", так как в этом месяце раскрыва-
ются почки на деревьях). Третий месяц был посвящ„н богине Майе -  матери
Меркурия. Четв„ртый в честь  богини  Юноны,  супруги  Юпитера,  покрови-
тельницы женщин, был назван и ю н е м. Последу-ющие месяцы носили число-
вые обозначения, некоторые сохранили их вплоть до наших дней: с е н т  я
б р ь (то есть седьмой по сч„ту), о к т я б р ь (то есть восьмой ), н  о
я б р ь (девятый), д е к а б р ь (десятый).
   Дальнейшее реформирование системы сч„та времени римские историки свя-
зывают с именами самого Ромула и полулегендарного  диктатора  Рима  Нумы
Помпилия (( около 673 до н. э.).
   Последним, по Макробию, был введ„н лунный год в 354 дня  (затем  -  в
355 дней) с добавлением двух новых месяцев - я н в а р я (в честь двули-
кого бога Януса: он одновременно мог и созерцать прошедшее, и предвидеть
будущее) и ф е в р а л я (от латинского "februarius"- "очищение": в  се-
редине этого месяца проводился обряд очищения; посвящ„н богу  подземного
царства Фебруусу).
   Для согласования сч„та времени по Луне с Солнцем через год вставлялся
дополнительный месяц - м е р ц е д о н и й (от  латинского  "marcere"  -
"увядать": месяц как бы увядал в конце одного двулетия, чтобы вновь воз-
никнуть лишь в следующем; по другой версии - от "marces" - "плата": мер-
цедоний являлся ме-сяцем окончания всех денежных расч„тов по  прошедшему
году).
   "По весьма остроумному и высоко вероятному предположению Г. Ф.  Унге-
ра, - замечает священник Д. А. Лебедев в книге "К истории времясчисления
у евреев,  греков  и  римлян"  (Петроград,  1914),  -  римляне  называли
собственными именами шесть месяцев, с января по  июнь,  потому  что  они
приходятся на ту половину года, когда день увеличивается, почему  она  и
считалась счастливой и только на не„ в древнейшее  время  приходились  и
все праздники (от которых обычно получали свои названия и  месяцы);  ос-
тальные же шесть месяцев, соответствующие той половине года,  в  которую
увеличивается ночь и  в  которую  поэтому,  как  в  неблагоприятную,  не
справ-лялось никаких празднеств, не имели ввиду  этого  особых  им„н,  а
про-сто только считались от первого месяца марта.
   Полную аналогию с этим представляет и тот факт, что при  лунном  годе
римляне отмечали только три лунные фазы: новолуние (Calendae), 1-ю  чет-
верть (nonae) и полнолуние (idus). Эти фазы соответствуют  той  половине
месяца, когда светлая часть Луны увеличивается ..."
   Средняя продолжительность римского календарного года с уч„том  встав-
ного месяца составляла 366, 25 суток, то есть более чем  на  сутки  была
больше истинной. Чтобы ликвидировать расхождение между календарными чис-
лами и циклическими явлениями природы, приходилось время от времени при-
бегать к увеличению или уменьшению количества дней в мерцедонии.
   Право определения продолжительности последнего ("назначать для  вста-
вочного месяца столько дней, сколько потребуется"), согласно закону  Ма-
ния Ацилия Глабриона, начиная с 191 года до н. э.  было  полностью  пре-
до-ставлено римским понтификам, во главе которых  стоял  верховный  жрец
(Pontifex Maximus). Новоявленные  "хронометристы"  часто  злоупотребляли
своим положе-нием, произвольно и  не  без  корысти  манипулировали  дли-
тельностью календарного года, сокращая или растягивая его.
   По свидетельству Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.), пользуясь  предос-
тавленной им бесконтрольной властью, понтифики удлиняли сроки пребывания
на общественных должностях для своих друзей или за взятку и  укорачивали
эти сроки для оппонентов. По своему произволу они  могли  манипулировать
также временем уплаты различных налогов. Поэтому нетрудно себе  предста-
вить, как тв„р-до жрецы держали в своих руках  всю  политическую  и  хо-
зяйственную жизнь Рима. В отличие от  жизни  сакральной,  пущенной,  как
всегда при чрезмерном увлечении земными утехами, на самот„к.
   Наслаиваясь, искусственные искажения календаря прибавлялись к его ес-
тественным погрешностям, связанным с неточностью  определения  продолжи-
тельности циклов Солнца и Луны и несоразмерностью, некратностью их целым
числам. В результате ко дням Цезаря он был столь деформирован,  что,  по
словам священника Д. А. Лебедева, представлял собою "настоящее  хроноло-
ги-ческое monstrum". Не совпадая ни с движением Солнца, ни с фазами  Лу-
ны, "это был календарь не лунный и не солнечный, а псевдолунный и  псев-
до-солнечный. Обладая всеми недостатками лунного, он не имел  ни  одного
из его достоинств. И точно в таком же отношении стоял он и  к  солнечно-
му".
   Естественные хронологические ориентиры с очевидностью  оказались  ут-
ра-ченными. И теперь уже, следуя календарю, праздник  жатвы  приходилось
отме-чать зимой. По словам известного американского уч„ного, специалиста
в области хронологии Э. Бикермана, сей - по определению  -  путеводитель
во времени "скорее полностью блуждал наугад ..."
   Неразбериху и хаос, господствовавшие в римском календаре в к а н у  н
его реформы, лучше всего охарактеризовал как и обычно остроумный Вольтер
(1694-1778 гг.). По словам философа, "римские полководцы всегда побежда-
ли, но они никогда не знали, в какой день это случалось ..."
 
 ЯНВАРСКИЕ КАЛЕНДЫ 45 ГОДА ДО Н. Э. 
   
   К середине I века до н. э. проблема календаря,  создававшего  большую

Страницы: « 1   2   3  4   5   6   7   8   9   10   11   12   13  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре