Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» Азии). В жизнеописании от первого лица повествуется о деяниях божественного Августа на благо римского народа, ради утверждения его величия, процве- тания и могущества, ради воцарения мира, возрождения старых добрых нра- вов; перечислены все его победы и триумфы, все благотворения, адресован- ные римским гражданам, воинам, ветеранам когорт. Среди прочего здесь говорится и о проведении кесарем Августом п е р е- п и с и "по всей земле". За годы его правления она проводилась т р и ж д ы: "Перепись была произведена после промежутка в сорок два года ... Вторую перепись я произв„л один, обладая консульскими полномочиями, в консуль-ство Гая Ценсорина и Гая Асиния ... Третью перепись, обладая консульскими полномочиями, я произв„л вместе с сыном моим Тиберием Цеза- рем в консульство Секста Помпея и Секста Аппулея". Согласно принятой в современной историографии датировке, первая пере- пись в империи была проведена в 28 году до н. э., вторая - в 8 году до н. э., третья - в 14 году н. э. Результаты последней переписи были опуб- ликованы за 100 дней до кончины Августа (См., в частности: Хрестоматия по истории Древ-него Рима. - М., 1962. - С. 528). Иудея не считалась провинцией Рима вплоть до 6 года н. э., когда при Архелае, сыне царя Ирода, она была присоединена к Сирии. Однако страна находилась в сильной зависимости от империи, правители е„ назначались в Вечном городе. Ирод был утвержд„н на престоле Иудеи в 40 году до н. э. в римском сенате, откуда он вышел в сопровождении двух из триумвиров - Гая Юлия Цезаря Октавиана и Марка Антония. Иосиф Флавий, как мы видели ра- нее, говорит о провозглашении Ирода цар„м "со стороны римлян". Поэтому евангелист Лука и упоминает о проведении переписи повелением кесаря. В свете прежде изложенного становится более понятной применитель-но к Иудее и временная шкала "Деяний божественного Августа". Правда, до- ку-ментально подтверждено назначение Квириния наместником Сирии лишь в 6 го-ду н. э. Однако, исходя из евангельского текста: "Эта перепись была п е р в о й в правление Квириния Сириею" (Лк.2,2), - кажется вполне воз- можным пред-положить, что он мог быть там д в а ж д ы: не только в новое время, но и несколько ранее. Как считают комментаторы, это могло быть в 3-2 гг. до н. э. и в 6-7 гг. н. э. (Иосиф Флавий. Иудейские древнос- ти.-Т. 2.- Минск: "Белоруссия", 1994. - Примечания к книге XVIII. - С. 591). Но там, где допускается мультиплицирование событий, проблема двух - тр„х лет, полагаем, - отнюдь не проблема. Правда, вряд ли можно ут- верждать при этом, что тем самым вопрос закрыт. В заключение и в подтверждение последнего тезиса привед„м весьма ком-петентное в данном случае мнение, принадлежащее видному русскому ис- торику Древней Церкви и авторитетнейшему специалисту в области именно церковной хронологии, профессору Санкт-Петербургской духовной академии В. В. Б о л о- т о в у (1854 -1900 гг.). Когда в 1899 году на заседании Комиссии Русского астрономического об- щества по реформе календаря, на котором уч„ный присутствовал в качестве представителя Святейшего Синода Русской Православной Церкви, была затро- нута проблема исходного момента (эпохи) перспективной системы всемир- но-го летосчисления, он заявил: "Год рождения Христа лучше исключить из списка тех эпох, на которых Комиссия может остановить свой выбор. Научно год рождения Христа (даже только г о д, а не м е с я ц и ч и с - л о!) установить н е в о з м о ж н о" (Цит. по: С. И. Селешников. История ка- лендаря и хронология. - М.: "Наука", 1970. - С. 190). АПРОБАЦИЯ ЭРЫ "ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА" Эра "от Рождества Христова", введ„нная Дионисием Малым в 525 го-ду, уже в начале VII века была апробирована папой Римским Бонифацием IV. Она встречается и в документах папы Иоанна XIII (965 - 972 гг.). Но лишь со времени Евгения IV, с 1431 года, данная эра применяется в документах канце-лярии Ватикана регулярно. Одновременно в обязательном порядке дол- жен был указываться и год от сотворения мира. Вскоре после введения эра была использована также и некоторыми запад- ными историками и писателями, в частности, современником папского архи- вари-уса Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже - Юлианом Толедс- ким, затем - Бедой Достопочтенным. На протяжении VIII - IX веков новая эра получила широкое распростра- нение во многих государствах Западной Европы. Что же касается Восточной Церкви, то она, по словам Э. Бикермана, дол-гое время избегала пользования эрой "от Рождества Христова", так как споры о времени явления в мир Вифлеемского Младенца в Константинополе продол-жались вплоть до XIV века. Правда, бывали и исключения. Так, в греческой пасхалии, составленной в IX веке на весь 13-й великий индиктион (877-1408 гг.) Иоанном Пресви- те-ром, наряду с годом от сотворения мира, кругами Солнца и Луны и т. п. про-ставлен также и год от Рождества Христова. В России христианское летосчисление и январское новолетие, как уже го-ворилось, было введено в конце 1699 года указом Петра I, по которому (луч-шего ради согласия с народами европейскими в контрактах и тракта- тах( год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова. Однако юлианский кален- дарь сохранил сво„ существование до 1918 года. Видимо, русский царь не дерзнул посягнуть на овеянное древностью достояние великого и божествен- ного Цезаря. При этом, как уже отмечалось, Петр I ошибочно считал 1700 год н а ч а л о м нового столетнего века. К настоящему времени эра "от Рождества Христова", созданная Дио-ниси- ем Малым более полутора тысячелетия тому, "стала как бы абсолют-ной шка- лой для фиксирования исторических событий во времени" (Е. И. Каменцева. Хронология. - М.: "Высшая школа", 1967. - С. 24). В В Е Д Е Н И Е Г Р И Г О Р И А Н С К О Г О К А Л Е Н Д А Р Я ПРЕДПОСЫЛКИ Как уже отмечалось, начиная с IV века важнейший пасхальный годичный круг праздников и постов Христианской Церкви оказался ж„стко связанным с существовавшими тогда солнечным и лунным календарями. К сожалению, и та, и другая системы сч„та времени оказались недостаточно точными. В ре- зультате дата празднования Пасхи со временем постепенно передвигалась вс„ далее впер„д по хронологической шкале - с весны к л е т у. Поэтому Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |