Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»

Азии).
   В жизнеописании от первого лица повествуется о деяниях  божественного
Августа на благо римского народа, ради утверждения его величия,  процве-
тания и могущества, ради воцарения мира, возрождения старых добрых  нра-
вов; перечислены все его победы и триумфы, все благотворения, адресован-
ные римским гражданам, воинам, ветеранам когорт.
   Среди прочего здесь говорится и о проведении кесарем Августом п  е  р
е- п и с и "по всей земле". За годы его правления она проводилась т р  и
ж д ы: "Перепись была произведена после промежутка в сорок два года  ...
Вторую перепись я произв„л один, обладая  консульскими  полномочиями,  в
консуль-ство Гая Ценсорина и Гая Асиния  ...  Третью  перепись,  обладая
консульскими полномочиями, я произв„л вместе с сыном моим Тиберием Цеза-
рем в консульство Секста Помпея и Секста Аппулея".
   Согласно принятой в современной историографии датировке, первая пере-
пись в империи была проведена в 28 году до н. э., вторая - в 8  году  до
н. э., третья - в 14 году н. э. Результаты последней переписи были опуб-
ликованы за 100 дней до кончины Августа (См., в  частности:  Хрестоматия
по истории Древ-него Рима. - М., 1962. - С. 528).
   Иудея не считалась провинцией Рима вплоть до 6 года н. э., когда  при
Архелае, сыне царя Ирода, она была присоединена к Сирии.  Однако  страна
находилась в сильной зависимости от империи, правители е„ назначались  в
Вечном городе. Ирод был утвержд„н на престоле Иудеи в 40 году до н. э. в
римском сенате, откуда он вышел в сопровождении двух из триумвиров - Гая
Юлия Цезаря Октавиана и Марка Антония. Иосиф Флавий, как мы  видели  ра-
нее, говорит о провозглашении Ирода цар„м "со стороны  римлян".  Поэтому
евангелист Лука и упоминает о проведении переписи повелением кесаря.
   В свете прежде изложенного становится более понятной применитель-но к
Иудее и временная шкала  "Деяний  божественного  Августа".  Правда,  до-
ку-ментально подтверждено назначение Квириния наместником Сирии лишь в 6
го-ду н. э. Однако, исходя из евангельского текста: "Эта перепись была п
е р в о й в правление Квириния Сириею" (Лк.2,2), - кажется  вполне  воз-
можным пред-положить, что он мог быть там д в а ж д ы: не только в новое
время, но и несколько ранее. Как считают комментаторы, это могло быть  в
3-2 гг. до н. э. и в 6-7 гг. н. э.  (Иосиф  Флавий.  Иудейские  древнос-
ти.-Т. 2.- Минск: "Белоруссия", 1994. - Примечания к книге XVIII.  -  С.
591). Но там, где допускается мультиплицирование событий, проблема  двух
- тр„х лет, полагаем, - отнюдь не проблема. Правда, вряд  ли  можно  ут-
верждать при этом, что тем самым вопрос закрыт.
   В заключение и в  подтверждение  последнего  тезиса  привед„м  весьма
ком-петентное в данном случае мнение, принадлежащее видному русскому ис-
торику Древней Церкви и авторитетнейшему специалисту  в  области  именно
церковной хронологии, профессору Санкт-Петербургской  духовной  академии
В. В. Б о л о- т о в у (1854 -1900 гг.).
   Когда в 1899 году на заседании Комиссии Русского астрономического об-
щества по реформе календаря, на котором уч„ный присутствовал в  качестве
представителя Святейшего Синода Русской Православной Церкви, была затро-
нута проблема исходного момента (эпохи)  перспективной  системы  всемир-
но-го летосчисления, он заявил: "Год рождения Христа лучше исключить  из
списка тех эпох, на которых Комиссия может остановить свой выбор. Научно
год рождения Христа (даже только г о д, а не м е с я ц и ч и с -  л  о!)
установить н е в о з м о ж н о" (Цит. по: С. И. Селешников. История  ка-
лендаря и хронология. - М.: "Наука", 1970. - С. 190).
 
   АПРОБАЦИЯ ЭРЫ "ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА"
      
   Эра "от Рождества Христова", введ„нная Дионисием Малым в  525  го-ду,
уже в начале VII века была апробирована папой Римским Бонифацием IV. Она
встречается и в документах папы Иоанна XIII (965 - 972 гг.). Но лишь  со
времени Евгения IV, с 1431 года, данная  эра  применяется  в  документах
канце-лярии Ватикана регулярно. Одновременно в обязательном порядке дол-
жен был указываться и год от сотворения мира.
   Вскоре после введения эра была использована также и некоторыми запад-
ными историками и писателями, в частности, современником папского  архи-
вари-уса Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже - Юлианом  Толедс-
ким, затем - Бедой Достопочтенным.
   На протяжении VIII - IX веков новая эра получила широкое  распростра-
нение во многих государствах Западной Европы.
   Что же касается Восточной Церкви, то она,  по  словам  Э.  Бикермана,
дол-гое время избегала пользования эрой "от Рождества Христова", так как
споры о времени явления в мир Вифлеемского  Младенца  в  Константинополе
продол-жались вплоть до XIV века.
   Правда, бывали и исключения. Так, в греческой пасхалии,  составленной
в IX веке на весь 13-й великий индиктион (877-1408 гг.) Иоанном  Пресви-
те-ром, наряду с годом от сотворения мира, кругами Солнца и Луны и т. п.
про-ставлен также и год от Рождества Христова.
   В России христианское летосчисление и январское  новолетие,  как  уже
го-ворилось, было введено в конце 1699 года указом Петра I, по  которому
(луч-шего ради согласия с народами европейскими в контрактах  и  тракта-
тах( год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года  от  сотворения  мира,
стал считаться 1700 годом от Рождества Христова. Однако юлианский кален-
дарь сохранил сво„ существование до 1918 года. Видимо, русский  царь  не
дерзнул посягнуть на овеянное древностью достояние великого и божествен-
ного Цезаря. При этом, как уже отмечалось, Петр I ошибочно  считал  1700
год н а ч а л о м нового столетнего века.
   К настоящему времени эра "от Рождества Христова", созданная Дио-ниси-
ем Малым более полутора тысячелетия тому, "стала как бы абсолют-ной шка-
лой для фиксирования исторических событий во времени" (Е. И.  Каменцева.
Хронология. - М.: "Высшая школа", 1967. - С. 24).
 
   В В Е Д Е Н И Е
   Г Р И Г О Р И А Н С К О Г О К А Л Е Н Д А Р Я
 
   ПРЕДПОСЫЛКИ
 
   Как уже отмечалось, начиная с IV века важнейший  пасхальный  годичный
круг праздников и постов Христианской Церкви оказался ж„стко связанным с
существовавшими тогда солнечным и лунным календарями. К сожалению, и та,
и другая системы сч„та времени оказались  недостаточно  точными.  В  ре-
зультате дата празднования Пасхи со  временем  постепенно  передвигалась
вс„ далее впер„д по хронологической шкале - с весны к л е т  у.  Поэтому

Страницы: «« « 3   4   5   6   7   8   9   10   11  12   13   14   15   16   17   18   19   20   21  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре