Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»

раиль, хотя там пользуются и григорианским календар„м.
   Некогда, описывая все структурные сложности древнееврейского календа-
ря, выдающийся хорезмийский уч„ный-энциклопедист Аль-Бируни  (973  -1048
гг. н. э.) восклицал: "Но это только тенета и сети, которые жрецы  расс-
тавили, чтобы уловить простых людей и подчинить их  себе.  Они  добились
то-го, что люди ничего не предпринимали, не согласуясь с их  мнением,  и
пуска-лись на какое-либо дело только по их предначертаниям, не советуясь
с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители мира".
   Что же касается непосредственно эры "от  сотворения  мира",  или  "от
Адама", то здесь, полагаем, небесполезно будет привести мнение одного из
исследователей библейской хронологии И. Спасского.
   По словам уч„ного, "хотя в священных книгах (Библии) лета собы-тий не
считаются от одной какой-либо эры, ... но чрез снесение, сличение и  со-
вокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам Свя-щен-
ного Писания, можно приходить к общему определению времени,  про-текшего
от начала рода человеческого до Иисуса Христа".
   Однако далее И. Спасский сч„л необходимым отметить:  "Как  ни  прост,
по-видимому, метод исследования  библейской  хронологии,  однако  же  он
со-пряж„н с большими затруднениями, окончательно едва  ли  когда  разре-
ши-мыми. Они происходят первее всего от того,  что  хронологические  по-
ка-зания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того  же
тек-ста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, раз-
личны между собой, так что трудно определить, какое  показание  в  каком
те-ксте или списке подлинное и верное"  (И.  Спасский.  Исследование  по
биб-лейской хронологии. - Киев, 1857. - С. 3-4).
   Напомним, что к началу нашей эры, кроме древнееврейского текста  Биб-
лии, в распоряжении хронологов уже находился  перевод  е„  на  греческий
язык (т. н.  перевод  70-ти  толковников,  Септуагинта),  заверш„нный  в
Алек-сандрии при царе Птолемее VIII около 130 года до н. э. как для нужд
прожи-вавших в Египте эллинизированных евреев, так и для  "всех  прочих,
во Вселен-ной сущих". Затем на рубеже IV-V веков по  Рождестве  Христове
появился пере-вод Библии на латинский язык, осуществл„нный с  еврейского
уч„ным пресви-тером Иеронимом Стридонским (т. н. Вульгата).
   Как оказалось, в тексте Библии, который находился в пользовании у иу-
деев по крайней мере с конца II века н. э., и в латинской Вульгате  хро-
нология жизни древних патриархов, правления царей и прочего указана  со-
вершенно иная, чем в греческой Септуагинте (и, естественно, главным  об-
разом с не„ перевед„нной славянской Библии). Между христианами и иудеями
возникли бурные споры, посыпались взаимные обвинения в порче библейского
текста исходя из религиоз-но-богословских соображений.
   Кроме того, библейские цифровые данные прекращаются со времени  вави-
лонского пленения еврейского народа (586  г.  до  н.  э.).  Поэтому  при
подсч„те лет далее приходилось обращаться к различным  небиблейским  ис-
точникам.
   В частности, немаловажное влияние на опыты хронологического  упорядо-
чения событий мировой истории в эре "от сотворения мира"  имел  объ„мный
труд Иосифа Флавия (37 - 95 гг. по Р. Х.) "Иудейские древности", в кото-
ром дано изложение истории еврейского и окрестных народов от Адама до  I
века нашей эры.
   Христианские историки по-разному оценивали те или иные временные про-
межутки этого в точности тогда ещ„ не известного периода. В итоге - 2  0
0 расходящихся между собой более чем на 3500 лет вариаций одной эры.
   Едва ли не первым из христианских писателей к этой проблеме около 180
года обратился антиохийский епископ Феофил. Согласно его подсч„там нача-
ло эры "от сотворения мира" должно было приходиться на 1  сентября  5969
года до Р. Х. (впрочем, некоторые источники  указывают  5515,  другие  -
5507 год до Р. Х.). Это - так называемая а н т и о х и й с к а я эра.
   Климент Александрийский около 190 года возводил начало эры к 5472 го-
ду до Р. Х. (по другим источникам - к 5624 году).
   Составитель пасхального  круга  епископ  Римский  Ипполит  около  200
го-да, а через два десятилетия после него и Секст Юлий Африкан определи-
ли про-должительность этого промежутка времени ровно в 5500 лет.
   Описывая события последних до Христа 500-700 лет, Секст Юлий  Африкан
в своей "Хронографии" упоминает ряд  исторических  личностей  (например,
персидского царя Кира), греческие олимпиады и т. д. По совокупности этих
исторических сведений можно установить, что 5500 год по его  эре  прихо-
дится на 2-й год до н. э., а не на 1-й год новой, как это должно было бы
быть согласно исходной интенции: до Рождества Христова.
   В "Хронике" Евсевия Кесарийского период от сотворения  мира  до  Рож-
дества Христова насчитывает всего 5199 лет.
   Вплоть до IX века н. э. многими византийскими историками  использова-
лась так называемая эра Анниана, или а л е к с а н д р и й с к а я, соз-
данная в начале 400-х годов. Сотворение мира в ней прежде было  отнесено
на 25 марта 5001 года до Р. Х. (фактически - 5493 года,  если  устранить
деформацию вре-менной шкалы  последовательности  исторических  событий).
Однако затем это было сочтено неудобным, так  как  при  подобном  исходе
Пасха в контексте александрийской эры иногда случалась дважды, а  иногда
- ни разу в году. По этой причине новолетие в ней было перенесено  на  1
сентября.
   Уже в VI веке в Византии начала использоваться другая мировая  эра  с
началом 1 марта 5508 года до Р. Х. Сч„т дней в ней в„лся от  Адама,  ко-
то-рый, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1
го-да данной эры. Исходя из того, что это произошло в  середине  шестого
дня творения, по аналогии было принято считать, что Спаситель мира снис-
шел на землю в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа  один  день,
как ты-сяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8),  а  с  не-
большими уточ-нениями, связанными с пасхальными расч„тами, - через  5508
лет по Адаме. Именно в и з а н т и й с к а я схема летосчисления на мно-
го веков заняла важ-ное место в календарной системе Руси.
   Римо-Католическая  Церковь  долгое  время  придерживалась   принципов
вос-точно-христианской хронологии. Но уже с конца IX века по  инициативе
архиепи-скопа Вьенского Адона (Франция)  предпочтение  стало  отдаваться
временной сетке латинского перевода Библии. Со времени  же  Тридентского
собора, состоявшегося в 1545-1563 гг., когда текст Вульгаты был объявлен
каноническим, господствующей в Западной Европе стала "короткая" хроноло-
гическая шкала. Так, по одному из сокращ„нных вариантов эры от  сотворе-
ния мира до Рож-дества Христова насчитывается 4713, по  другому  -  лишь
4004 года.
 
   НАШЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7  8   9   10   11   12   13   14   15   16   17  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре