Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»

 
   Родиной с о л н е ч н о г о календаря является Древний Египет. Именно
на берегах Нила начало созданию его было положено за четыре  тысячи  лет
до нашей эры.
   Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодич-
ность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летне-
го с о л н ц е с т о я н и я (ныне - 21-22 июня), с появлением  в  лучах
утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так  называемым  гелиаки-
ческим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые  после  70-су-
точного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря  стал
годом Солнца, Сириуса и Нила.
   Л ю б о п ы т н ы й ф а к т. В русский язык вошло слово,  тесно  свя-
занное с Сириусом и названием созвездия Большого Пса и согревающее  душу
всякого школяра и студиоза: к а н и к у л ы.  В  Древнем  Египте  Сириус
имел два име-нования: С о т и  с  (то  есть  "Лучезарная"  или  "Блиста-
тельная") и А н и б у с (то есть "Звезда Пса"). Именно последнее перешло
затем к древним римля-нам. Они  называли  это  дал„кое  светило  "Stella
canicula" или просто "Canicula" ("Каникула"). Предутреннее появление Ка-
никулы совпадало с наступлением  са-мого  жаркого  времени  года.  Тогда
прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха
- дни Каникулы. Из латинского языка слово перешло в  русский.  Но  здесь
оно стало писаться с малой буквы и приобрело значение перерыва в учебных
занятиях не только летом, но и в другие времена года.
   Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян  про-
изводило совпадение тр„х великих явлений  природы:  наступления  летнего
солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала
плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего  тысячеле-
тия до нашей эры это нашло иероглифическое запечатление на стенах  древ-
них еги-петских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и  Нил  выходит
из берегов своих".
   На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние  звез-
доч„ты научились предсказывать наступление нильских разливов.  Именно  с
этого момента в Египте  начинался  новый  хозяйственный  год.  Продолжи-
тельность его, то есть по существу период времени между двумя летними  с
о л н ц е - с т о я н и я м и, первоначально была установлена в  360,  а
затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного  года  не  были
прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они  празд-
новались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и
богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды,  -  которые  тоже
почитались за богов.
   Однако календарный год и в 365 суток  был  несколько  короче  периода
между двумя восходами Блистательной, так называемого "года Сириуса".  По
счастливой случайности последний был более близок  к  действительному  и
равен 365, 25 суток. И каждые четыре года летний восход звезды  запазды-
вал ровно на один день календаря.  Достаточно  было  древним  египтянам,
несколько тысяче-летий тому назад установившим этот факт, сделать  соот-
ветствующую вставку -  и  их  календарь  приобр„л  бы  необходимую  ста-
бильность на многие века, подоб-но позднейшему - ю л и а н с к  о  м  у.
Однако тогда это осуществлено не было.
   Благочестивых жителей плодородной долины Нила вполне удовлетворяло то
обстоятельство, что праздники, в которые они приносили жертвы своим  бо-
гам, с течением времени случались не в одни и те же дни, но,  последова-
тельно перемещаясь, приходились, освящая их,  на  все  месяцы  годичного
цикла. Тем самым египетский календарный год по отношению к "году  Сириу-
са", более продолжительному, был "блуждающим". В  уважение  богобоязнен-
ности своих подданных фараоны при вступлении на престол приносили клятву
не изменять традицион-ной продолжительности календарного года.
   Последнее стало необходимым после однажды предпринятой попытки прове-
дения календарной реформы с целью упразднения "блуждающего" года.  Около
1700 года до н. э. северная часть дельты Нила была  покорена  азиатскими
кочевыми племенами гиксосов, цари которых и составили XV династию  Егип-
та. Согласно упоминанию Платона (427 - 347 гг. до н. э.) в "Тимее",  ре-
форматором стал один из них - Салитис. Однако по  изгнании  гиксосов  из
страны тради-ционный календарь был восстановлен.
   Спустя почти полторы тысячи лет предпринималась и другая  безуспешная
попытка календарной реформы. Об этом стало известно на  основании  одной
из археологических находок - так  называемого  Канопского  декрета  царя
Птоле-мея III Евергета из династии  Птолемеев,  родоначальником  которой
был один из полководцев царя Александра Македонского.  Документ-билингва
в пе-реводе на юлианский календарь датирован 7 марта 238 года до н. э.
   В 1866 году при раскопках в одном из храмов в дельте Нила была  обна-
ружена каменная плита. На ней иероглифическим и греческим  письмом  была
начертана надпись, гласившая: "Чтобы времена года неизменно приходились,
как должно, по теперешнему порядку мира и не случилось бы то, что  неко-
торые из общественных праздников, которые приходятся на зиму,  когда-ни-
будь пришлись на лето, - так как звезда [Сириус] за каждые  четыре  года
уходит на один день впер„д, - а другие,  празднуемые  летом,  в  будущее
время не пришлись бы на зиму, как это бывало и как будет случаться, если
год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к  ним  до-
бавляют, то отныне предписывается через каждые четыре  года  праздновать
праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым  годом.
Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении врем„н года и лет
отныне счастливо исправлены цар„м Евергетом".
   Как видим, декретом предписывалось введение того, что  позднее  будет
названо "високосным годом". В случае его осуществления средняя продолжи-
тельность египетского календарного года составила бы  365,  25  суток  и
равнялась длине года в юлианском календаре,  принятом  двумя  столетиями
позже. Однако и на этот раз объективная и столь нужная коррекция не  ут-
вердилась.
   По завоевании Египта римлянами в 26 году до н. э. здесь вс„-таки была
проведена календарная реформа с  добавлением  необходимого  шестого  дня
один раз в четыр„хлетие, но с иной системой чередования високосных годов
и иным началом эры и года (29 августа), чем это было  в  метрополии.  На
протяжении 1600 лет этот стабильный а л е к с а н д р и й с к и й кален-
дарь ш„л в параллели с ю л и а н с к и м, введ„нным несколько ранее,  но
со сдвигом новолетия. Египетский календарь, созданный в  глубокой  древ-
ности и характеризовавшийся своей простотой и  очевидностью,  по  словам
известного американского уч„ного О. Нейгебауэра,  единственный  разумный
календарь во всей ранней человеческой  истории,  приобр„л  в  астрономии
статус стандартной системы сч„та времени и сохранил эту роль на протяже-

Страницы: « 1   2  3   4   5   6   7   8   9   10   11   12  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре