|
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »»
Родиной с о л н е ч н о г о календаря является Древний Египет. Именно
на берегах Нила начало созданию его было положено за четыре тысячи лет
до нашей эры.
Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодич-
ность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летне-
го с о л н ц е с т о я н и я (ныне - 21-22 июня), с появлением в лучах
утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так называемым гелиаки-
ческим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-су-
точного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал
годом Солнца, Сириуса и Нила.
Л ю б о п ы т н ы й ф а к т. В русский язык вошло слово, тесно свя-
занное с Сириусом и названием созвездия Большого Пса и согревающее душу
всякого школяра и студиоза: к а н и к у л ы. В Древнем Египте Сириус
имел два име-нования: С о т и с (то есть "Лучезарная" или "Блиста-
тельная") и А н и б у с (то есть "Звезда Пса"). Именно последнее перешло
затем к древним римля-нам. Они называли это дал„кое светило "Stella
canicula" или просто "Canicula" ("Каникула"). Предутреннее появление Ка-
никулы совпадало с наступлением са-мого жаркого времени года. Тогда
прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха
- дни Каникулы. Из латинского языка слово перешло в русский. Но здесь
оно стало писаться с малой буквы и приобрело значение перерыва в учебных
занятиях не только летом, но и в другие времена года.
Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян про-
изводило совпадение тр„х великих явлений природы: наступления летнего
солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала
плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячеле-
тия до нашей эры это нашло иероглифическое запечатление на стенах древ-
них еги-петских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит
из берегов своих".
На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звез-
доч„ты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с
этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год. Продолжи-
тельность его, то есть по существу период времени между двумя летними с
о л н ц е - с т о я н и я м и, первоначально была установлена в 360, а
затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были
прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они празд-
новались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и
богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже
почитались за богов.
Однако календарный год и в 365 суток был несколько короче периода
между двумя восходами Блистательной, так называемого "года Сириуса". По
счастливой случайности последний был более близок к действительному и
равен 365, 25 суток. И каждые четыре года летний восход звезды запазды-
вал ровно на один день календаря. Достаточно было древним египтянам,
несколько тысяче-летий тому назад установившим этот факт, сделать соот-
ветствующую вставку - и их календарь приобр„л бы необходимую ста-
бильность на многие века, подоб-но позднейшему - ю л и а н с к о м у.
Однако тогда это осуществлено не было.
Благочестивых жителей плодородной долины Нила вполне удовлетворяло то
обстоятельство, что праздники, в которые они приносили жертвы своим бо-
гам, с течением времени случались не в одни и те же дни, но, последова-
тельно перемещаясь, приходились, освящая их, на все месяцы годичного
цикла. Тем самым египетский календарный год по отношению к "году Сириу-
са", более продолжительному, был "блуждающим". В уважение богобоязнен-
ности своих подданных фараоны при вступлении на престол приносили клятву
не изменять традицион-ной продолжительности календарного года.
Последнее стало необходимым после однажды предпринятой попытки прове-
дения календарной реформы с целью упразднения "блуждающего" года. Около
1700 года до н. э. северная часть дельты Нила была покорена азиатскими
кочевыми племенами гиксосов, цари которых и составили XV династию Егип-
та. Согласно упоминанию Платона (427 - 347 гг. до н. э.) в "Тимее", ре-
форматором стал один из них - Салитис. Однако по изгнании гиксосов из
страны тради-ционный календарь был восстановлен.
Спустя почти полторы тысячи лет предпринималась и другая безуспешная
попытка календарной реформы. Об этом стало известно на основании одной
из археологических находок - так называемого Канопского декрета царя
Птоле-мея III Евергета из династии Птолемеев, родоначальником которой
был один из полководцев царя Александра Македонского. Документ-билингва
в пе-реводе на юлианский календарь датирован 7 марта 238 года до н. э.
В 1866 году при раскопках в одном из храмов в дельте Нила была обна-
ружена каменная плита. На ней иероглифическим и греческим письмом была
начертана надпись, гласившая: "Чтобы времена года неизменно приходились,
как должно, по теперешнему порядку мира и не случилось бы то, что неко-
торые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-ни-
будь пришлись на лето, - так как звезда [Сириус] за каждые четыре года
уходит на один день впер„д, - а другие, празднуемые летом, в будущее
время не пришлись бы на зиму, как это бывало и как будет случаться, если
год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним до-
бавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать
праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом.
Пусть всякий знает, что прежние недостатки в счислении врем„н года и лет
отныне счастливо исправлены цар„м Евергетом".
Как видим, декретом предписывалось введение того, что позднее будет
названо "високосным годом". В случае его осуществления средняя продолжи-
тельность египетского календарного года составила бы 365, 25 суток и
равнялась длине года в юлианском календаре, принятом двумя столетиями
позже. Однако и на этот раз объективная и столь нужная коррекция не ут-
вердилась.
По завоевании Египта римлянами в 26 году до н. э. здесь вс„-таки была
проведена календарная реформа с добавлением необходимого шестого дня
один раз в четыр„хлетие, но с иной системой чередования високосных годов
и иным началом эры и года (29 августа), чем это было в метрополии. На
протяжении 1600 лет этот стабильный а л е к с а н д р и й с к и й кален-
дарь ш„л в параллели с ю л и а н с к и м, введ„нным несколько ранее, но
со сдвигом новолетия. Египетский календарь, созданный в глубокой древ-
ности и характеризовавшийся своей простотой и очевидностью, по словам
известного американского уч„ного О. Нейгебауэра, единственный разумный
календарь во всей ранней человеческой истории, приобр„л в астрономии
статус стандартной системы сч„та времени и сохранил эту роль на протяже-
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |