Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»

Пасхи Православной Церкви на всякий данный год. - Печатано с  дозволения
цен-зора Московского духовно-цензурного комитета  священника  Александра
Гиля-ревского от декабря 21 дня 1895 года. - Кострома, 1896. - С. 5;  И.
А. Климишин. Календарь и хронология. - Изд. 2-е. - М.: "Наука", 1985.  -
С. 243.). Именно 25 декабря Рождество Христово тогда  уже  и  празднова-
лось.
 
   П Р Е Д В О С Х И Щ Е Н И Я
 
   Вполне уместен вопрос: а не мог ли Дионисий при установлении эры  "от
Рождества Христова" воспользоваться уже готовыми расч„тами или предполо-
жениями? Каковы мнения по этому вопросу христианских историков предшест-
вовавшего периода?
   Согласно епископу Лионскому Иринею  и  его  современнику  Тертуллиану
(начало III века по Р. Х.), "Христос Господь приш„л в  мир  около  41-го
года правления Августа". По Евсевию  Кесарийскому,  "это  был  42-й  год
правления Августа, а властвования над Египтом 28-й".  Епифаний  Кипрский
указывает 42-й год Августа, 752-й год от основания Рима, при консульстве
Августа в 13-й раз и Сильвана. По Сексту Юлию Африканскому, это произош-
ло около 29-го года после битвы при мысе Акциум. Позже греческий историк
Иоанн Малала (491-578 гг.) относил Рождество Христово на 3-й год  193-ей
олимпиа-ды, 752-й - от основания Города, 42-й - Августа,  а  "Пасхальная
хроника" - на 28-й год воцарения Августа в Египте, в консульство Лентула
и Писона.
   В  "Константинопольском  списке  консулов   395   года"   (Consularia
Constantinopolitana ad a. CCCXCV), как и у Епифания Кипрского, Рождество
Христово относится на год консульства Августа и Сильвана: "При этих кон-
сулах родился Христос в день восьмой до январских календ",  то  есть  25
декабря, по пресвитеру Исихию.
   Как видим, все перечисленные авторы и источники указывают на 3-й  или
2-й год до н. э., а "Пасхальная хроника" - на 1 год до н. э.
   В "Хронографе 354 года" (Chronographus Anni  CCCLIIII)  событие  Рож-
дества Христова отнесено на год консульства Гая Цезаря и  Эмилия  Павла,
то есть на 1-й год новой эры. "При этих консулах, - говорится  здесь,  -
Господь Иисус Христос родился в восьмой день до январских календ в  пят-
ницу 15-й Луны".
   "Хронограф 354 года" - достаточно серь„зный труд, содержащий, в част-
ности, перечень всех римских консулов, начиная с 509 г. до н. э. по  354
г. н. э., списки префектов Рима за сто лет (251- 354 гг. н. э.) и  римс-
ких епископов от апостола Петра до папы Юлия (( 352 г.). Будучи  папским
архивариусом, Дионисий вполне мог знать о документе,  содержавшем  столь
важные хронологические сведения. И потому он мог использовать цитирован-
ное свидетельство при установлении исходной точки системы сч„та  лет  от
Рождества Христова. Быть может, именно оно и натолкнуло его на  мысль  о
введении собственно христианского летосчисления?
   Безусловно, здесь нельзя исключать и возможности позднейшей  интерпо-
ляции. Оригинал "Хронографа" утрачен, и мы располагаем лишь копиями  па-
мятника. Однако в пользу его подлинности может  говорить,  в  частности,
следующее обстоятельство.
   Здесь - после указания под 29-м годом н. э. (безусловно, в позднейшем
уже пересч„те) им„н консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина -  отмечает-
ся: "В их консульство Господь Иисус Христос пострадал в пятницу при воз-
расте Луны 14 дней". И далее, в разделе XIII "Римские епископы", находим
дополнительные сведения: "Во время правления Тиберия  пострадал  Господь
наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в день  восьмой  до  ап-
рельских календ".
   Как видим, в привед„нных фрагментах смерть Христа на кресте  отнесена
на пятницу 25 марта, а Воскресение Его, следовательно, - на 27 марта.  В
Западной Церкви во II-V веках многие авторитетные богословы  и  историки
(епископ Ипполит, пресвитер Тертуллиан и другие) приняли на веру сви-де-
тельство подложных "Актов Пилата", согласно которым "Христос  постра-дал
за восемь дней до апрельских календ (ante diem VIII Kal. Apr.)". В римс-
кий мартиролог (поминальный список мучеников) под этим числом  был  даже
внес„н благоразумный разбойник, один из двух, которые  были  распяты  на
Голгофе рядом со Христом (Лк. 23, 32. 39-43). Но после  Дионисия,  дати-
ро-вавшего первую Кириопасху именно 25 марта 31 года по Р. Х.,  подобный
анахронизм в позднейшей интерполяции вряд ли можно считать возможным.
   Применительно к случаю привед„м и другой пример. В одном из  памятни-
ков, близких  к  "Хронографу  354  года"  по  времени,  в  частности,  в
"Кон-стантинопольском   списке   консулов    395    года"    (Consularia
Constantinopolitana ad A. CCCXCV), под 29 годом н. э. после им„н  "обоих
Геминов" имеется припис-ка: "При этих консулах пострадал Христос в  день
десятый до апрельских календ  и  воскрес  в  восьмой  день  (passus  est
Christus die X Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal. easdem)". При  совпаде-
нии с Дионисием дня в данном случае разнится год смерти Христа. В  позд-
нейших памятниках прямо указывается дата 25 марта.
 
   П О С Т Р А З М Ы Ш Л Е Н И Я
 
   Прямо или косвенно, но в определении времени  Рождества  Христова,  к
сожалению, Дионисий несомненно ошибся. Его датировка вступает  в  прямое
противоречие с привед„нным выше историческим свидетельством Евангелия от
Матфея: "... Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя  Ирода"  (2,
1).
   Как следует из сообщения Иосифа Флавия в "Иудейских древностях" (XIV.
14, 5), царь Ирод I Великий "достиг царской власти  в  сто  восемь-десят
четв„ртую олимпиаду, во вторичное консульство Гнея Дометия Кальвина и [в
первое] Гая Асиния Поллиона".
   По консулам - это 714 год от основания Рима, то есть 40 год до н.  э.
К сожалению, номер года в четыр„хлетие 184-й олимпиады автором  не  ука-
зан, как это часто у него случается.
   В частности, консул Асиний Поллион (76 г. до н. э. -  4  г.  н.  э.),
оратор, по-эт, историк (его "История" до наших дней не сохранилась), об-
щественный дея-тель, известен как основатель первой публичной библиотеки
в Риме и покро-витель выдающегося римского поэта Вергилия (70 -  19  гг.
до н. э.).
   Именно с этим современником Мецената связывает Вергилий в  знаменитой
IV эклоге "Буколик" ("Пастушеских песен") свои проникновенные пророчест-
ва о наступлении "золотого века":
   "Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8   9  10   11   12   13   14   15   16   17   18   19  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре