Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » Югославии и Греции. В этих странах доминирующее положение занимала Пра- вославная Церковь, которая по-прежнему продолжала держа-ться последнего. Однако необходимость осуществления реформы вызывалась самой жизнью. Католическая часть населения государств-диссидентов уже давно отмечала все религиозные праздники по новому стилю, тогда как православная - по старому. Подобный хронологический разнобой создавал в обществе множество проблем и приводил к досадным недоразумениям. Вс„ это и побудило церков- ные и правительственные круги заняться календарной реформой всерь„з. "Церковь, - согласно утверждению проф. А. И. Георгиевского, - не зап- рещает усовершенствование календаря и пасхальных вычислений и приведение их в возможно точное согласие с данными астрономии и метеорологии и, следовательно, в согласие с Библией и церковными установлениями" (А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - Издание Московской Патриархии. - М. 1948. - С. 13). Однако, несмотря на эти благопристойные благопожелания, выска-занные уже в наше время, вскоре после реформы 1582 года со стороны Православной Церкви последовало категорическое отрицание, как оказа-лось уже в бли- жайшее время, общечеловеческого пути развития в совершенствовании систе- мы летосчисления. Это было сделано на Константинопольском соборе 1583 года. Хотя и признав неточность юлианума, послед-ний декларировал нека- ноничность нововвед„нного григорианского календа-ря. И доныне принятое соборное определение оста„тся в силе. "К тому же, - по словам проф. А. И. Георгиевского, - вселенский пат- риарх Иеремия II григорианский календарь считал орудием папист-ской за- воевательной политики в отношении к Автокефальным грече-ским Церквам и резко порицал этот календарь как произведение пап-ства - силы, враждеб- ной Православному Востоку" (А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - С. 15). (Интересно отметить, что Константинопольский патриарх Иеремия II сто- ял у истоков учреждения и становления Московского Патриаршего Пре-стола. Именно при его участии 23 января состоялось наречение, а 26 янва-ря 1589 года - поставление митрополита Иова в патриарха Московско-го и всея Ру- си. На Константинопольских соборах 1590 и 1593 годов восточные патриархи признали за Московским первосвятителем пятое по чести место в диптихе поместных Православных Церквей и все права предстоятеля Авто-кефальной Церкви.) В отличие от григорианума, писал уже рубеже XIX-XX вв. митро-полит Русской Православной Церкви Антоний Вадковский, юлианский календарь "в применении его к церковной практике во всех случаях является над„жным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения ми- ром инославным, является как бы знаменем, под которым чада православные собираются воедино. Позволение од-ним из православных чад отделиться от нас в церковной практике и идти в согласии с инославными, при всей кажу- щейся пользе и без разли-чия догмата, может иметь в будущем нежела- тельные и даже пагуб-ные последствия для благостояния Вселенской Церкви и может послу-жить оружием в руках е„ врагов, которые под предлогом яко- бы инте-ресов православных народов издавна ополчаются на вселенское единство" (А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - С. 16-17). Подобные настроения, естественно, царили и в 1923 году, когда в Конс- тантинополе на совещании представителей Православных Церквей, созванном патриархом Мелетием IV, обсуждался-таки проект обусловленной объективной необходимостью календарной реформы. В конечном итоге было решено отказаться от принятия неканоничного па- пистского григорианского календаря и ввести хоть какой, но свой. В ре- зультате и появился так называемый н о в о ю л и а н с к и й календарь. Календарь был разработан югославским астрономом, профессором матема- тики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланкови- чем (1879-1956 гг.). Его статья, появившаяся в 1924 году в аст-рономи- ческом вестнике "Astronomische Nachrichten", называлась: "Конец юлианс- кого календаря и новый календарь Восточной Церкви". Здесь уже говорилось о некоторой неточности григорианума, пог- реш-ность которого составляет одни сутки за 3280 лет. Поэтому священник Д. А. Лебедев в начале XX века говорил о том, что новый стиль уже уста- рел: его 400-летний цикл не верен, 500-летний был бы лучше, всего же точнее 128-летний (Священник Д. А. Лебедев. Календарь и пасхалия. - М., 1924. - С. 30). Однако Милутин Миланкович для своего детища выбрал 900-лет-ний, срав- нительно более сложный цикл: в течение этого периода упраздняются 7 ве- ковых високосов. При этом за високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке ос-та„тся 2 или 6. Начиная с 2000 года таковыми будут: сам 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д. Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в гри- горианском - 303 простых и 97 високосных годов). Точность новоюлианского календаря несколько выше, чем григорианского. Средняя продолжительность года в н„м составляет 365, 242222 суток. Это больше истинной продолжительности тропического года (365, 2421988 суток) всего на 0, 000023 суток или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43 500 лет! Оба календаря идут впереди старого юлианского на 13 дней и п о л- н о с т ь ю будут совпадать до 2800 года. И потому никакой действи-тельной необходимости в изобретении подобной новизны отнюдь не было. Если не иметь в виду, конечно, конфессиональных противоречий. Видимо, именно поэтому решения Константинопольского совещания предс- тавителей Православных Церквей остались без реальных практиче-ских пос- ледствий. Несколько ранее, в 1919 году, Румыния и Югославия, а несколько позже и Греция ввели у себя григорианский календарь. Церкви Русская, Сербская и Иерусалимская остались с прежним, юлианским календар„м. Лишь Константинопольский Патриархат и некоторые этногреческие Православные Церкви в настоящее время практикуют новоюлианум. Но в ближайшие 800 лет, как уже было сказано, н и к а к и х расхождений по-следнего с григори- анским календар„м не будет. Что же касается православной пасхалии, то в Константинополе вы-числе- ние е„ по какому-либо циклу отменялось. Пасху положено было совершать в п е р в о е воскресенье после п е р в о г о полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Последнее должно было определяться не расч„тным, а астрономическим способом для Иерусалимского меридиана. "По этому принципу, - резюмировал проф. А. И. Георгиевский, - Пасха, например, в 1924 году определялась на 10/23 марта, то есть на четыре не- Страницы: «« « 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |