Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: «« « 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » ется рождественский стиль. А вот папская булла о реформе календаря 1582 года "Среди наиважнейших" датирована по-флорентий-ски - 1581 годом... Благовещенский стиль использовался в Англии вплоть до 1753 года. Во Франции он применялся в IX-Х вв., но во второй половине XI века был за- мен„н пасхальным (начало года - с предпасхальной Великой Субботы). И последний постепенно стал господствующим в стране. При этом, однако, в одних областях Франции ещ„ долгое время сохранялся благовещенский, в других же появился рождественский стиль. Пасхальный стиль в XIV веке ши- роко использовался во многих городах Германии (в К„льне, Мюнстере и дру- гих). В южной части Италии (например, в Неаполе) ещ„ с византийских врем„н начало года отсчитывалось от 1 сентября. В России сентябрьское новолетие использовалось с 1493 по 1699 год по Р. Х. (то есть 7208 год от сотворе- ния мира). Начало года с 1 января отмечается в документах Священной Римской им- перии с XIII-XIV вв., в Испании - с 1556 года, в Дании и Швеции - с 1559 года, во Франции - с 1563 года, в Нидерландах - с 1575 года, в Шот-лан- дии - с 1600 года, в Германии - с 1691 года, в Венеции - с 1797 года. В документах Папской канцелярии начало года совмещено с 1 января, начи-ная с 1601 года. Сориентироваться в этом хаосе стилей действительно было бы невозмож- но, если бы авторы тех или других документов не указывали дополнительных элементов датировки - индиктов, вруцелет, кругов Солнца и "зо-лотых чи- сел"... Попутно отметим также, что во многих странах средневековой Европы да- тировка проводилась по Сisiojanus: по 12-ти состоящим из двух строк сти- хотворениям. Составлялись они из первых слогов названий важнейших празд- ников или памятей святых так, что каждый слог, начинавшийся с про-писной буквы, соответствовал порядковому дню месяца, на который этот празд-ник приходился (по одному слогу на день). Само название метода сч„та дней произошло от стихотворения на январь (И. А. Климишин. - Цит. соч. - С. 293-294): Cisio Janus Epi Sibi vendicat Oc Feli Mar An Prisca Fab Ag Vincen Ti Pau Po nobile lumen. Но отвлеч„мся немного от всех этих сложностей, чтобы хоть краешком глаза посмотреть, как встречали и встречают Новый год различные народы Европы. А так как долгое время этот день совмещался с праздником Рож- дества Христова, то нельзя при этом оставлять в стороне и некоторые об- рядовые моменты последнего. С незапамятных врем„н у германских народов существовал обычай укра- шать дом на Рождество и Новый год зел„ными ветками. Считалось, что в наступающем году это дарует человеку здоровье и счастье. Сначала то были ветки вишен, слив, яблонь, которые ставились в воду за несколько недель до праздников в надежде, что пробудившиеся к жизни силы растения перей- дут на человека и животных. Со временем ветки были заменены вечнозел„ной „лкой. Эта традиция в петровские времена была перенесена и в Россию. В Англии также к Рождеству дома украшаются ветками зелени - плющом, остролистом и т. п., символизирующими неумирающую приро-ду. Над дверью укрепляют ветку омелы, дающую право поцеловать каждого входящего в дверь, над которой она висит. В Шотландии накануне Нового года в камине разводят яркий огонь, и вся семья молча садится у него. Когда стрелки часов приближаются к 12, хозя- ин молча открывает дверь и держит е„ открытой до тех пор, пока не проз- вучит последний удар. Так он выпускает старый год и впускает новый. Важное место в ритуальной рождественской трапезе народов Югославии занимала чесница - хлеб украшенный различными фигурками и узорами из теста, а также зел„ными ветками. Он был символом плодоро-дия, ему припи- сывалась чудодейственная сила. Для приготовления чесницы муку брали из первого или из последнего снопа жатвы, воду для замеса приносили из ис- точника до восхода Солнца. При этом, подходя к источни-ку, приветствова- ли его и бросали в воду мелкие монеты, з„рна, яблоки. Примерно за неделю до Рождества австрийские хозяйки также выпе-кали специальный хлеб. Когда тесто сажали в печь, при этом присутство-вали все домашние: чем больше глаз смотрит на него, тем лучше должен быть урожай в следующем году. Согласно поверью, этот хлеб, на котором амбар- ным ключом делались знаки креста или круги (знак Солнца!), отгонял бо- лезни, придавал силу и здоровье. На ритуальном хлебе земледельцы Северной Греции изображают плуг с бы- ками, скотоводы - овец. Этим хлебом делятся с домашним скотом. В канун Рождества и Нового года на севере Германии на ужин подавали блюда, "несущие в себе зародыш жизни": рыбную икру, горох, бобы, мак, яйца, просяную или ячменную кашу. Непременным блюдом на этой трапезе бы- ла свинина с квашеной капустой. Итальянцы полагали, что вкушая под Новый год миндаль и другие виды орехов, они содействуют улучшению плодородия почвы, увеличению поголовья скота, благополучию семьи. Здесь существует предание, что в рождественскую ночь в реках теч„т масло, а в источниках - м„д. Тот, кто стремился стать богатым, в полночь на Рождество набирал воды из источника. Утром 1 января в некоторых об- ла-стях Италии люди и в наши дни спешат к источникам набрать "новую во- ду". В Греции придают большое значение личности человека, первым на Новый год вошедшего в дом. На острове Аморгос им бывает сам хозяин. Выйдя на улицу, он затем возвращается, делает два шага внутрь дома, при-говари- вая: "Входи, добро, входи счастье". Потом отступает на два шага на-зад и произносит: "Выходите, неудачи, выходите несчастья!" Так повто-ряется трижды. В различных местах люди, отправляясь в гости к родным и близким, что- бы поздравить их с Новым годом, приносят с собой обомшелый камень и, сбросив его в комнате, говорят: "Пусть деньги хозяина будут так же тя-желы, как этот камень!" В некоторых областях Венгрии, чтобы в Новом году быть здоровым и бо- гатым, умываясь утром, т„рли руки монетами. Накануне же Нового го-да, за несколько минут до полуночи, кто-нибудь из семьи, зажав в кулак деньги, вставал на стол и с последним ударом часов прыгал на пол. Это должно бы- ло означать: "В Новый год с деньгами". В Италии до сих пор жив„т поверье, что под Новый год необходимо осво- бодиться от всего плохого и печального. Поэтому там в полночь 31 де-каб- ря из окон домов на улицы городов с грохотом летит старая рухлядь - ло- маная мебель, битая фарфоровая и стеклянная посуда и т. д. Страницы: «« « 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |