Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » 1492 году по Р. Х. заканчивалась седьмая тысяча лет от сотворения мира (5508 + 1492 = 7000). И здесь ждали конца света. Эти эсхатологические ожидания получили отражение и в списках пас-ха- лии. В частности, хотя в 1408 году закончился 13-й великий индиктион - 532-летний пасхальный круг (877-1408 гг.), никто из пасхалистов не ре- шался расписать расч„тные таблицы празднования Пасхи на полный но-вый цикл. Последние были ограничены ... 1492 годом по Р. Х. (то есть 7 000 годом от сотворения мира). И на последнем листе одной из таких таблиц была даже сделана при-пис- ка: (Зде страх, зде скорбь, зде беда велика, в распятии Христове сии круг бысть, и се лето на конци явися, в ня же чаем всемирное Твое при-шествие, о Владыко...( Другой же писец записал: (Неции глаголют - тогда же будет вто-рое пришествие Господне; глаголет же святый Марко Евангелист: о дни том и о часу никто же не весть...( Но и здесь таблица ограничена 7 000 го-дом от сотворения мира, то есть 1492 годом по Р. Х. Н. М. Карамзин в своей "Истории Государства Российского" отмечал: "Истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по греческим хроногра- фам: суеверие с концом е„ ждало конца миру". Но вот и миновал со страхом и трепетом ожидавшийся год. "Суевер-ные успокоились, - заключил, как его именовали, последний летописец Ру-си, - увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется с исходом седьмой тысячи лет". И сразу же в сентябре 1492 года (то есть 7 001 года от сотворения ми- ра при мартовском новолетии) Московский церковный собор утвер-дил пасха- лию на последующие годы 14-го великого индиктиона. Тогда же было принято решение о перенесении начала года с 1 марта на 1 сентября, как и подоба- ло греко-православным. ПЕТРОВСКАЯ КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА Около двухсот лет россияне жили и пользовались такой системой сч„та лет. Однако на исходе лишь первой трети 7208 года от сотворения мира им пришлось усугубить празднование новолетия. 19 декабря юлианского годово- го круга с сентябрьским началом был подписан и опубликован именной указ царя и великого князя Петра I Алексеевича. Царский указ назывался так: (О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения ми- ра( (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. - Том III (1689-1699 гг.). - СПб., 1830. - С. 680-681. - ј 1735). Настоящим рескриптом предписывалось изменение эры и новолетия: с 1 января 7208 года от сотворения мира полагалось впредь (в Розряде и во всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших Великаго Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всяких крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и по- метных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и чис- лить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рожде-ства Гос- пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, "а с того но-ваго года Ген- варя месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Ген-варя непременно и в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому ж(". Реформа была обусловлена объективными обстоятельствами. В указе гово- рилось: (А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во мно- гих Христианских окрестных народех, которые православную Хри-стианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова(. Впрочем, чтобы нововведение было принято без особых осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: (А буде кто похочет писать и от сотворения мира: и им писать оба те лета - от сотворения мира и от Рож- дества Христова сряду свободно(. Юлианский календарь сам по себе был Петром I на Руси сохран„н, по присказке, до следующей оказии. Как уже говорилось, русский ц а р ь, ви- димо, не дерзнул посягнуть на овеянное древностью и неоспоримым ав-тори- тетом достояние великого и божественного Ц е з а р я. А это означало, что сохранилось и запаздывание календарных дат - в то время - на 10 дней. 19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформа- ци-онный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рож- де-ства Христова по григорианскому календарю. Русская Православная Церковь в богослужебном обиходе наряду с юли-анским календар„м сохранила и ставшее к тому времени традиционным сентябрьское начало года, что наблюдается и поныне. В память о столь важном событии, как введение в России нового летосчисления, был разрабо- тан проект памятной медали. Оригинал проекта хранится в фондах Рукопис- ного отдела Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыко- ва-Щедрина в Санкт-Петербурге. ВСТРЕЧА ПЕРВОГО ГРАЖДАНСКОГО НОВОГО ГОДА В МОСКВЕ На следующее утро после оглашения в Москве на Красной площади указа Петра I о реформе календаря, то есть 20 (30) декабря 7208 года от сотво- рения мира был выпущен второй царский указ - (О праздновании Новаго го- да"( (Там же. - ј 1736). Новолетие во многих христианских государствах мира наступило уже че- рез день после появления последнего царского волеизъявления. В России же оно должно было отмечаться с опозданием на декаду. В указе ещ„ раз и пространнее подтверждалось прежнее реформен-ное де- яние. В качестве его обоснования выдвигался более широкий аргу-мент: (Великий Государь указал сказать: известно Ему Великому Госу-дарю не только что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем сог- ласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и са-мые Его Вели- каго Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша пра- вославная принята, все те народы согласно лета свои счис-ляют от Рож- дества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 чис-ла, а не от создания мира(. При этом подч„ркивалось, что сч„т лет от сотворения мира у них уп- раздн„н по причине существования широкой палитры мнений в определении величины последней эры, о ч„м здесь уже говорилось ранее: (за многую разнь и считание в тех летах(. Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |