|
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » 1492 году по Р. Х. заканчивалась седьмая тысяча лет от сотворения мира
(5508 + 1492 = 7000). И здесь ждали конца света.
Эти эсхатологические ожидания получили отражение и в списках пас-ха-
лии. В частности, хотя в 1408 году закончился 13-й великий индиктион -
532-летний пасхальный круг (877-1408 гг.), никто из пасхалистов не ре-
шался расписать расч„тные таблицы празднования Пасхи на полный но-вый
цикл. Последние были ограничены ... 1492 годом по Р. Х. (то есть 7 000
годом от сотворения мира).
И на последнем листе одной из таких таблиц была даже сделана при-пис-
ка: (Зде страх, зде скорбь, зде беда велика, в распятии Христове сии
круг бысть, и се лето на конци явися, в ня же чаем всемирное Твое
при-шествие, о Владыко...(
Другой же писец записал: (Неции глаголют - тогда же будет вто-рое
пришествие Господне; глаголет же святый Марко Евангелист: о дни том и о
часу никто же не весть...( Но и здесь таблица ограничена 7 000 го-дом от
сотворения мира, то есть 1492 годом по Р. Х.
Н. М. Карамзин в своей "Истории Государства Российского" отмечал:
"Истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по греческим хроногра-
фам: суеверие с концом е„ ждало конца миру".
Но вот и миновал со страхом и трепетом ожидавшийся год. "Суевер-ные
успокоились, - заключил, как его именовали, последний летописец Ру-си, -
увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется с исходом седьмой
тысячи лет".
И сразу же в сентябре 1492 года (то есть 7 001 года от сотворения ми-
ра при мартовском новолетии) Московский церковный собор утвер-дил пасха-
лию на последующие годы 14-го великого индиктиона. Тогда же было принято
решение о перенесении начала года с 1 марта на 1 сентября, как и подоба-
ло греко-православным.
ПЕТРОВСКАЯ КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА
Около двухсот лет россияне жили и пользовались такой системой сч„та
лет. Однако на исходе лишь первой трети 7208 года от сотворения мира им
пришлось усугубить празднование новолетия. 19 декабря юлианского годово-
го круга с сентябрьским началом был подписан и опубликован именной указ
царя и великого князя Петра I Алексеевича.
Царский указ назывался так: (О писании впредь Генваря с 1 числа 1700
года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения ми-
ра( (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. - Том III
(1689-1699 гг.). - СПб., 1830. - С. 680-681. - ј 1735).
Настоящим рескриптом предписывалось изменение эры и новолетия: с 1
января 7208 года от сотворения мира полагалось впредь (в Розряде и во
всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших Великаго
Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всяких
крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и по-
метных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и чис-
лить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рожде-ства Гос-
пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с
1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа
1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, "а с того но-ваго года Ген-
варя месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Ген-варя непременно и
в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому ж(".
Реформа была обусловлена объективными обстоятельствами. В указе гово-
рилось: (А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во мно-
гих Христианских окрестных народех, которые православную Хри-стианскую
Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества
Христова(.
Впрочем, чтобы нововведение было принято без особых осложнений, указ
заканчивался благоразумной оговоркой: (А буде кто похочет писать и от
сотворения мира: и им писать оба те лета - от сотворения мира и от Рож-
дества Христова сряду свободно(.
Юлианский календарь сам по себе был Петром I на Руси сохран„н, по
присказке, до следующей оказии. Как уже говорилось, русский ц а р ь, ви-
димо, не дерзнул посягнуть на овеянное древностью и неоспоримым ав-тори-
тетом достояние великого и божественного Ц е з а р я. А это означало,
что сохранилось и запаздывание календарных дат - в то время - на 10
дней. 19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформа-
ци-онный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рож-
де-ства Христова по григорианскому календарю.
Русская Православная Церковь в богослужебном обиходе наряду с
юли-анским календар„м сохранила и ставшее к тому времени традиционным
сентябрьское начало года, что наблюдается и поныне. В память о столь
важном событии, как введение в России нового летосчисления, был разрабо-
тан проект памятной медали. Оригинал проекта хранится в фондах Рукопис-
ного отдела Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыко-
ва-Щедрина в Санкт-Петербурге.
ВСТРЕЧА ПЕРВОГО ГРАЖДАНСКОГО НОВОГО ГОДА В МОСКВЕ
На следующее утро после оглашения в Москве на Красной площади указа
Петра I о реформе календаря, то есть 20 (30) декабря 7208 года от сотво-
рения мира был выпущен второй царский указ - (О праздновании Новаго го-
да"( (Там же. - ј 1736).
Новолетие во многих христианских государствах мира наступило уже че-
рез день после появления последнего царского волеизъявления. В России же
оно должно было отмечаться с опозданием на декаду.
В указе ещ„ раз и пространнее подтверждалось прежнее реформен-ное де-
яние. В качестве его обоснования выдвигался более широкий аргу-мент:
(Великий Государь указал сказать: известно Ему Великому Госу-дарю не
только что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах
Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем сог-
ласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и са-мые Его Вели-
каго Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша пра-
вославная принята, все те народы согласно лета свои счис-ляют от Рож-
дества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 чис-ла, а не от
создания мира(.
При этом подч„ркивалось, что сч„т лет от сотворения мира у них уп-
раздн„н по причине существования широкой палитры мнений в определении
величины последней эры, о ч„м здесь уже говорилось ранее: (за многую
разнь и считание в тех летах(.
Страницы: «« « 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |