Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25  »

1492 году по Р. Х. заканчивалась седьмая тысяча лет от  сотворения  мира
(5508 + 1492 = 7000). И здесь ждали конца света.
   Эти эсхатологические ожидания получили отражение и в списках  пас-ха-
лии. В частности, хотя в 1408 году закончился 13-й великий  индиктион  -
532-летний пасхальный круг (877-1408 гг.), никто из пасхалистов  не  ре-
шался расписать расч„тные таблицы празднования Пасхи  на  полный  но-вый
цикл. Последние были ограничены ... 1492 годом по Р. Х. (то есть  7  000
годом от сотворения мира).
   И на последнем листе одной из таких таблиц была даже сделана при-пис-
ка: (Зде страх, зде скорбь, зде беда велика,  в  распятии  Христове  сии
круг бысть, и се лето на конци  явися,  в  ня  же  чаем  всемирное  Твое
при-шествие, о Владыко...(
   Другой же писец записал: (Неции глаголют -  тогда  же  будет  вто-рое
пришествие Господне; глаголет же святый Марко Евангелист: о дни том и  о
часу никто же не весть...( Но и здесь таблица ограничена 7 000 го-дом от
сотворения мира, то есть 1492 годом по Р. Х.
   Н. М. Карамзин в своей  "Истории  Государства  Российского"  отмечал:
"Истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по  греческим  хроногра-
фам: суеверие с концом е„ ждало конца миру".
   Но вот и миновал со страхом и трепетом ожидавшийся  год.  "Суевер-ные
успокоились, - заключил, как его именовали, последний летописец Ру-си, -
увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется с исходом седьмой
тысячи лет".
   И сразу же в сентябре 1492 года (то есть 7 001 года от сотворения ми-
ра при мартовском новолетии) Московский церковный собор утвер-дил пасха-
лию на последующие годы 14-го великого индиктиона. Тогда же было принято
решение о перенесении начала года с 1 марта на 1 сентября, как и подоба-
ло греко-православным.
 
   ПЕТРОВСКАЯ КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА
 
   Около двухсот лет россияне жили и пользовались такой  системой  сч„та
лет. Однако на исходе лишь первой трети 7208 года от сотворения мира  им
пришлось усугубить празднование новолетия. 19 декабря юлианского годово-
го круга с сентябрьским началом был подписан и опубликован именной  указ
царя и великого князя Петра I Алексеевича.
   Царский указ назывался так: (О писании впредь Генваря с 1 числа  1700
года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения  ми-
ра( (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. -  Том  III
(1689-1699 гг.). - СПб., 1830. - С. 680-681. - ј 1735).
   Настоящим рескриптом предписывалось изменение эры и  новолетия:  с  1
января 7208 года от сотворения мира полагалось впредь (в  Розряде  и  во
всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших  Великаго
Государя указех о всяких делех и в приказных и  на  площадях  во  всяких
крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных  и  по-
метных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и  чис-
лить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рожде-ства  Гос-
пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с
1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1  числа
1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, "а с того но-ваго года  Ген-
варя месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Ген-варя непременно  и
в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому ж(".
   Реформа была обусловлена объективными обстоятельствами. В указе гово-
рилось: (А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во  мно-
гих Христианских окрестных народех, которые  православную  Хри-стианскую
Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут  числом  от  Рождества
Христова(.
   Впрочем, чтобы нововведение было принято без особых осложнений,  указ
заканчивался благоразумной оговоркой: (А буде кто похочет  писать  и  от
сотворения мира: и им писать оба те лета - от сотворения мира и от  Рож-
дества Христова сряду свободно(.
   Юлианский календарь сам по себе был Петром I  на  Руси  сохран„н,  по
присказке, до следующей оказии. Как уже говорилось, русский ц а р ь, ви-
димо, не дерзнул посягнуть на овеянное древностью и неоспоримым ав-тори-
тетом достояние великого и божественного Ц е з а р я.  А  это  означало,
что сохранилось и запаздывание календарных дат - в  то  время  -  на  10
дней. 19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан  реформа-
ци-онный указ, в Европе соответствовало 29 декабря  1699  года  от  Рож-
де-ства Христова по григорианскому календарю.
   Русская  Православная  Церковь  в  богослужебном  обиходе  наряду   с
юли-анским календар„м сохранила и ставшее к  тому  времени  традиционным
сентябрьское начало года, что наблюдается и поныне.  В  память  о  столь
важном событии, как введение в России нового летосчисления, был разрабо-
тан проект памятной медали. Оригинал проекта хранится в фондах  Рукопис-
ного отдела Государственной публичной библиотеки имени  М.  Е.  Салтыко-
ва-Щедрина в Санкт-Петербурге.
    
   ВСТРЕЧА ПЕРВОГО ГРАЖДАНСКОГО НОВОГО ГОДА В МОСКВЕ
    
   На следующее утро после оглашения в Москве на Красной  площади  указа
Петра I о реформе календаря, то есть 20 (30) декабря 7208 года от сотво-
рения мира был выпущен второй царский указ - (О праздновании Новаго  го-
да"( (Там же. - ј 1736).
   Новолетие во многих христианских государствах мира наступило уже  че-
рез день после появления последнего царского волеизъявления. В России же
оно должно было отмечаться с опозданием на декаду.
   В указе ещ„ раз и пространнее подтверждалось прежнее реформен-ное де-
яние. В качестве его обоснования  выдвигался  более  широкий  аргу-мент:
(Великий Государь указал сказать: известно  Ему  Великому  Госу-дарю  не
только что во многих Европейских Христианских странах, но  и  в  народах
Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем сог-
ласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и са-мые Его  Вели-
каго Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера  наша  пра-
вославная принята, все те народы согласно лета свои  счис-ляют  от  Рож-
дества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 чис-ла, а  не  от
создания мира(.
   При этом подч„ркивалось, что сч„т лет от сотворения мира  у  них  уп-
раздн„н по причине существования широкой палитры  мнений  в  определении
величины последней эры, о ч„м здесь уже  говорилось  ранее:  (за  многую
разнь и считание в тех летах(.

Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре