Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»

дар„м закрепилось название старого  стиля  (обозначаются  соответственно
"н. ст." и "ст. ст.").
 
  ТОЧНОСТЬ ГРИГОРИАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ 
 
   Григорианский календарь тоже не совсем точен. Ведь в целях  коррекции
из чреды дней выбрасывается трое суток за 400 лет, тогда как в  действи-
тельности такая ошибка, исходя из принятой в настоящее  время  ве-личины
солнечного года набегает всего за 384 (= 128 х  3)  года.  В  результате
средняя продолжительность григорианского  календарного  года  составляет
365, 24250 суток. Как видим, она больше действительной е„ величины (365,
2421988 суток) округл„нно на 0, 00030 суток, то есть  приблизительно  на
26 секунд. Погрешность в целые сутки накапливается за 3280 лет.
   Вполне очевидно, что на самом деле в григорианском календаре к исход-
ному моменту в цикле не возвращается и равноденствие. Отмечен-ное превы-
шение длины истинного тропического года на 26 секунд за 400 лет составит
уже 2 часа 52 минуты 48 секунд, или 0, 12 суток. Именно на  такое  время
истинное весеннее равноденствие в 2000 году наступит  рань-ше,  чем  оно
было в 1600 году.
   Григорианский календарь можно было бы усовершенствовать и сделать бо-
лее точным. Для этого достаточно однажды в 4 000 лет один из  високосных
годов считать простым. Такими годами в последовательных циклах могли  бы
быть, например, 4 000, 8 000 и т. д.
   Календарная погрешность в 0, 00030  суток  в  год  за  4  000  лет  в
дей-ствительности составит немногим более 1, 2 суток. В  случае  предло-
женной коррекции сохранится ошибка в 0, 2 суток за 4 000 лет или в  одни
сутки за почти 20 000 лет. Однако такая точность, как  заметил  один  из
исследо-вателей, "уже не представляет никакого практического интереса".
         
   РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГРИГОРИАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ
 
   Григорианский календарь не сразу получил всеобщее признание. В  стра-
нах, где господствующей религией был католицизм (Италия, Испа-ния,  Пор-
тугалия, Польша, Франция и другие), он был введ„н уже в 1582 году или же
лишь несколько позднее. В других это произошло через мно-гие десятилетия
и даже столетия.
   В ряде стран при проведении реформы пришлось преодолеть большие труд-
ности. Известны "календарные беспорядки", возникшие в 1584 году в  Риге.
Они были вызваны указом польского короля Стефана Батория о введении  но-
вого календаря не только в Речи  Посполитой,  но  и  в  Задвинском  гер-
цогстве, находившемся в то  время  под  польско-литовским  владычеством.
Возглавители восстания были схвачены, подвергнуты жестоким пыткам и каз-
нены.
   В Англии, порвавшей с Римом во второй четверти  XVI  века,  введе-ние
нового календаря сопровождалось перенесением нового года с 25 мар-та  на
1 января. Поэтому 1751 год в туманном Альбионе состоял всего лишь из 282
дней. Лорда Честерфильда, по инициативе которого была проведена реформа,
горожане встречали криками: "Верни нам наши три месяца!" ПОЛЕМИКА ВОКРУГ
ГРИГОРИАНСКОЙ РЕФОРМЫ
 
   Как и большинство, пользуясь словами  Петра  I,  добрых,  полезных  и
просто необходимых начинаний, календарная реформа 1582 года вы-звала бу-
рю протестов и ожесточ„нную полемику, в частности, в уч„ном ми-ре.  Про-
тив не„ высказывались почти все университеты Западной  Европы.  Особенно
категоричной была позиция Парижского и Венского из них.
   Многие авторитетные уч„ные того времени утверждали, что григорианский
календарь астрономически не обоснован, что это  всего  лишь  "ис-кажение
юлианского" и т. д. Однако с не меньшим настоянием защищал реформу  один
из членов папской календарной комиссии Христоф Клавий,  именем  которого
впоследствии назван самый большой кратер на Луне.
   В ответ на папскую буллу появился целый поток  памфлетов,  аноним-ных
писем. Стали распространяться слухи о  близком  конце  света.  Особен-но
усердствовали в этом протестанты, откровенные антипаписты, деклара-тивно
заявлявшие: "Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой".
   Справедливости ради следует отметить, что сам Лютер  был  за  реформу
календаря. Но многие из его последователей мыслили и  рассуждали  иначе.
Например, в 1583 году протестантский профессор богословия Лука  Осиандер
назвал реформу безбожной, а папу - антихристом, который дерзновенно воз-
желал повелевать зв„здами, яко Бог ...
   Однако выдающийся уч„ный, "великий законодатель неба"  Иоганн  Кеплер
(1571-1630 гг.), который был последовательным протестантом и от-казывал-
ся вернуться в католичество, пренебрегая всеми выгодами, которые ему  за
то сулили, выступил в поддержку реформы календаря.
 
   ОППОЗИЦИЯ СО СТОРОНЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
        
   Восточная Православная Церковь сразу же отказалась  принять  григори-
анскую календарную реформу и до сих пор незыблемо стоит  на  этом,  хотя
ещ„ в 1583 году состоявшийся в Константинополе собор признал  неточность
юлианского календаря.
   Дело в том, что в григорианском календаре христианская  Пасха  иногда
приходится вместе с еврейской или даже раньше не„. В частности,  с  1851
по 1951 год католическая Пасха случалась прежде еврейской 15  раз.  Сог-
ласно же традиции Православной Церкви это считается недопустимым.
   Православная пасхалическая традиция, к тому времени уже  окончательно
оформившаяся, в "Синтагмах" упоминавшегося выше Матфея Властаря (XIV в.)
получила следующее запечатление:
   "Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре пос-
тановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два  ве-
дут начало из неписанного предания.
   Первое - мы должны праздновать Пасху после весеннего равно-денствия.
   Второе - не праздновать вместе с иудеями в один день.
   Третье - праздновать не просто после равноденствия, но после  первого
полнолуния, имеющего быть после равноденствия.
   И четв„ртое - после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то
есть в воскресенье)".
   Касаясь конкретных фактов,  исследователи  отмечают,  что  совпадения
христианской Пасхи  с  иудейской  в  древности  (в  частности,  в  Алек-
сан-дрийской П р а в о с л а в н о й Церкви) продолжались вплоть до  783
го-да. Притом они  прекратились  лишь  только  потому,  что  принятый  в

Страницы: «« « 6   7   8   9   10   11   12   13   14  15   16   17   18   19   20   21   22   23   24  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре