Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

   - ЭРА "ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА"
 
   П Р Е Д В А Р Е Н И Я
 
   Как уже отмечалось, эра "от Рождества  Христова"  была  введена  post
factum "кончиком пера". Впервые от Рождества Христова (в латинской  тра-
диции - "Anno Domini" (AD) - "года Господня") был обозначен год, который
стал 525-м годом нового летосчисления.
   Эра была создана римским монахом,  папским  архивариусом,  скифом  по
происхождению Дионисием Малым. Никаких сведений о том, на основании  ка-
ких расч„тов и соображений это было сделано, не имеется. Поэтому относи-
тельно схемы перехода на новое летосчисление предлагаются различные  до-
гадки, хотя ни одна из них не представляется убедительнее другой. Допод-
линно известно лишь то, что связано это было  с  подготовкой  пасхальных
таблиц (пасхалии) на дальнейшую перспективу.
   По сложившейся в свете решений Никейского Собора 325  года  церковной
традиции, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье пос-
ле первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с  несораз-
мерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется,  дата
праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по
25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она опреде-
ляется расч„тным пут„м.
   При составлении пасхалий дн„м весеннего равноденствия с 325 года при-
нято было считать 21 марта по юлианскому календарю. В основание расч„тов
пасхальных фаз Луны  на  каждый  год  был  положен  относительно  точный
19-летний лунный цикл, открытый великим греческим астрономом  Метоном  в
432 - олимпийском - году до н. э. Как было установлено,  каждые  19  лет
все фазы Луны приходятся на те же числа месяца солнечного года. Это  так
называ-емый "круг Луны".
   С другой стороны, в юлианском календаре каждые 28 лет все  числа  ме-
ся-ца приходятся на те же самые дни недели.  Это  так  называемый  "круг
Солнца".
   Поскольку 19 и 28 - числа некратные, то все  (расч„тные!)  фазы  Луны
со- впадают с теми же числами месяца и днями недели через период  време-
ни, равный произведению 19 х 28, то есть через 532 года. Поэтому  каждые
532 года (этот период  называется  великим  индиктионом)  повторяются  и
расч„тные даты пасхальных воскресений. В современной традиции индиктионы
принято отсчи-тывать от исходного момента византийской эры - от 5508 го-
да до Р. Х. В настоящее время ид„т 15-й великий индиктион,  который  на-
чался в 1941 году.
   Исходя из практических соображений, при разработке пасхальных  таблиц
пользовались менее точным, но более удобным 95-летним (= 19 х 5)  циклом
(это так называемый малый пасхальный круг). По обычаю, восходящему к на-
чалу IV века, такие таблицы подготавливались пасхалистами  Александрийс-
кой Церкви и затем рассылались по всему христианскому миру.
 
   П Р Е Д П О Л О Ж Е Н И Я
  
   В 247 году эры Диоклетиана заканчивался малый пасхальный  круг,  сос-
тавленный на истекавшее 95-летие (153-247 гг.) патриархом  Александрийс-
ким Кириллом (( 444 г. по Р. Х.). В связи с этим в 241 году Дионисий Ма-
лый приступил к вычислению новой пасхалии,  которая  должна  была  начи-
наться с 248 го-да эры Диоклетиана. Однако названный  император,  о  ч„м
уже говорилось выше, был жестоким гонителем христиан. Поэтому Дионисий в
одном из своих писем высказал предложение отказаться от эры, связанной с
именем ненавист-ного правителя, и впредь считать годы от Рождества Хрис-
това (по другим данным - "ab Incarnatio Domini"- "от  Воплощения  Госпо-
да", то есть от празд-ника Благовещения  Пресвятой  Богородицы,  который
тогда уже отмечался 25 марта).
   Существует предположение, что Дионисий в своих  расч„тах  принимал  в
соображение следующее обстоятельство. Согласно одной из трактовок синоп-
тических Евангелий и древнему преданию,  Иисус  Христос,  "начиная  Свое
служе-ние, был лет тридцати" (Лк. 3, 23), а распят был на кресте, умер и
восстал из мертвых на 31-м году жизни. Воскресение  Его  совершилось  25
марта. Это была первая христианская Пасха, которая совпала с дн„м Благо-
вещения Пресвятой Богородицы и называется поэтому Кириопасхой  ("Господ-
ней Пасхой").
   Подобное совпадение, как уже говорилось, может наблюдаться один раз в
532 года, в период, называемый великим индиктионом. Именно через 532 го-
да все фазы Луны приходятся на одни и те же числа месяца и дни недели.
   Как Дионисий мог определить по своим пасхальным таблицам,  ближай-шая
Кириопасха, то есть Пасха, приходящаяся на воскресный день  25  марта  и
совпадающая с праздником Благовещения, должна была быть в 279  году  эры
Диоклетиана. Следовательно, первая Кириопасха, по  римскому  пасхалисту,
была за 532 - 279 = 253 года до начала данного летосчисления. Присовоку-
пив же к сему число 31 (предполагаемый возраст Христа к моменту крестной
смерти), он получил, что сама эра Диоклетиана началась в 253 + 31 =  284
году по Воплощении Господа, как об этом говорилось выше (с. 24-25).
   Таким образом, в согласии с предполагаемой  схемой  рассуждений  Дио-
ни-сия Малого, начало эры "от Рождества Христова", то есть 1 января 1-го
го-да, пришлось на 1 января 753-го года от основания Рима, 43-го года от
воца-рения Августа, 4-го года 194-й олимпиады. В этот  день  вступили  в
свои долж-ности консулы Гай Цезарь и Эмилий Павл. С 1 марта 1-го года по
Р. Х. начи-нался 5509-й год от сотворения мира византийской  эры,  с  21
апреля - 754-й год от основания Рима, с новолуния  10  июня  -  1-й  год
195-й олимпиады, с 1 августа - 44-й год от воцарения Августа.
   Нелишне отметить, что сам Дионисий начинал сч„т  дней  в  году  с  25
мар-та, с праздника Благовещения Пресвятой  Богородицы  (Напомним  соот-
вет-ствующий фрагмент из евангельского повествования: "(И  ...  вошед  к
... Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова,  ...  сказал
ей Ангел: ... радуйся, Благодатная! Господь с тобою ... И  вот,  зачнешь
во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус" ( (Лк. 1, 27. 28. 30.
31)).
   Рождество же Христово (воспроизвед„м евангельский текст:  (Иисус  ро-
дился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода" ( (Мф. 2, 1); "(И  родила
(Мария) Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила  Его  в  ясли,
потому что не было им места в гостинице ( (Лк. 2, 7)) папский архивариус
и пасхалист относил, естественно, ровно на  девять  месяцев  впер„д,  то
есть на 25 декабря 1-го года введ„нного им летосчисления (см.: П. Попов.
Краткая пасхалия с изложением наикратчайших способов к определению числа

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре