|
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 25 Размер файла: 159 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 » »» (то есть 25 декабря 1999 года - по старому). Однако к этому времени пра-
вославные во мно-гих странах уже отметят о ч е р е д н о е Рождество
вместе с католиками и про-тестантами. И не будут же они называть это
празднование ю б и л е й н ы м, коль скоро на дворе-то у них всего лишь
1999 год? Но будет ли для них юби-лейной датой и 25 декабря 2000 года?
Формально этого не должно быть.
Что же в таком случае будут торжествовать во Святом Граде предстояте-
ли тех Церквей, которые живут по н о в о м у стилю, за два почти года до
календарного 2000-летия Рождества Христова? Собственно, что же будут
празд-новать и все остальные, собравшиеся в Иерусалиме 7 января 2000 го-
да? Бе-зусловно, совсем не то, что возвещено и продекларировано.
Римо-Католическая Церковь, как уже отмечалось, ещ„ не приняла
окон-чательных планов относительно празднования 2000-летия христианства.
Ватикану, естественно, ещ„ предстоит решение этого, со всей очевидностью
оказавшегося не простым вопроса.
Более подробное рассмотрение упомянутых календарных и некоторых
свя-занных с этим хронологических проблем общего характера и предложено
ниже. В основу изложения положены следующие труды:
А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - М.: Моск. Патриархия,
1948;
Е. И. Каменцева. Хронология. - М.: "Высшая школа", 1967;
И. А. Климишин. Календарь и хронология.- Изд. 2-е. - М.: "Наука",
1985;
С. И. Селешников. История календаря и хронология. - М.: "Наука",
1979;
Хронологический справочник (XIX и XX века). - Л.: "Наука", 1984.
К А Л Е Н Д А Р Н Ы Е Д А Л И В Е К О В
(Измеряй вс„ доступное измерению
и делай не доступное измерению доступным(
Г а л и л е й
(Природа да„т готовыми и большую (год), и меньшие (месяц, сутки)
единицы сч„та времени. Но единицы эти несоизмеримы. Построение же
систем времясчисления чрезвычайно усложняется этой несоизмеримостью
астрономических периодов в движении Солнца, Луны и Земли(
Е. И. К а м е н ц е в а
К а л е н д а р „ м принято называть основывающуюся на периодичности
явлений природы систему счисления продолжительных промежутков времени с
разбиением их на более краткие периоды: тысячелетия, века, годы, месяцы,
недели и дни.
Само слово "к а л е н д а р ь" происходит от латинских caleo
("про-возглашать"), calendae ("первый день месяца") и, собственно,
calendarium ("долговая книга"). В Древнем Риме начало каждого месяца в
новолуние про-возглашалось особо. И именно в этот день было принято пла-
тить проценты по долгам. 1 января, например, римляне называли Calendae
Januariae (январские календы). Последний же день предыдущего месяца, де-
кабря, отметим, назывался кануном январских календ.
Известное выражение "до греческих к а л е н д" ("ad calendas
graecas") должно означать: "н и к о г д а". Ведь в календаре Древней Эл-
лады термин "к а -л е н д ы" не использовался, хотя он, как полагают и
римляне, греческого происхождения.
Периодичность смены дня и ночи, чередование врем„н года в их цикли-
чески повторяющейся последовательности уже в глубокой древности челове-
чество научилось сопоставлять с суточным вращением Земли, видимым движе-
нием Луны вокруг земного шара и с годичным движением Солнца. Археология
и хронология не дают точного ответа на вопрос, когда на смену примитив-
ным системам сч„та времени, связанным с очевидными и непосредственно
наблюдаемыми изменениями в природе (разливы рек, розы ветров и т. п.),
пришли календари, ос-нованные на астрономических явлениях. Следы наибо-
лее древних из них прослеживаются почти за шесть тысячелетий до нашего
времени.
ЛУННЫЙ И ЛУННО-СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРИ
Создателями л у н н о г о календаря считаются древние шумеры - жители
южной Месопотамии, расположенной на широкой равнине, по которой несут
свои полные воды могучие реки Тигр и Евфрат. Здесь в середине третьего
ты-сячелетия до н. э. возникло несколько городов-государств Урук, Киш,
Ур и дру-гие. Шумеры не только изобрели колесо, соху, серп. Они создали
также пись-менность (образцы шумерской клинописи на обожж„нных глиняных
таблич-ках дошли до наших дней) и свою систему времясчисления.
Продолжительность года в календаре легендарного Двуречья, состоявшего
из 12 "лун", или "месяцев" длительностью в 29,5 суток каждый, состав-ля-
ла всего 29,5 х 12 = 354 дня, то есть была значительно короче солнечной.
Истинной величины последней (ныне - 365, 2421988 суток) шумерские жрецы
ещ„ не знали. Очевидное расхождение природного и календарного циклов
требовало введения соответствующей коррекции. Она эпизодически осу-
ществлялась посредством введения в хронограф добавочного тринадцатого
месяца и проводилась с уч„том весеннего разлива рек, связанного с сол-
нечным круговоротом в природе. Так постепенно складывался календарь, в
котором основное значение имел сч„т времени по Луне с приведением его в
соответствие годовому циклу Солнца.
В качестве примера привед„м рассуждения по этому поводу К и р и к а,
" ""(диакона доместика (т. е. регента церковного хора) Новгородского Ан-
тоние-ва монастыря(, в его труде (Учение, им же ведати человеку число
всех лет(, относящемся к 1036 году по Рождестве Христове. "(Вестно да
будет, - некогда писал древнерусский уч„ный монах, - яко в едином лете
книжных (т. е. сол-нечно-календарных) месяцев 12, а небесных лун исходит
12, а накоеждо лето оставасть 11 дний и в тех днех на 4-е лето приходит
луна 13-я...(
Первоначально каждый шумерский город имел свой календарь. Но после
объединения обширных территорий Месопотамии под властью вавилонского
ца-ря Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) календарь города Ур стал офи-
циальным для всей Вавилонии. Он был уже лунно-солнечным. Вавилонский ка-
лендарь оказал безусловное влияние на календари древних народов Передней
Азии, при-нявших за основание времясчисление по Луне.
СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |