Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Климишин И.А. - Заметки о нашем календаре

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 25
Размер файла: 159 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

(то есть 25 декабря 1999 года - по старому). Однако к этому времени пра-
вославные во мно-гих странах уже отметят о ч е р е д  н  о  е  Рождество
вместе с католиками и про-тестантами. И не будут  же  они  называть  это
празднование ю б и л е й н ы м, коль скоро на дворе-то у них всего  лишь
1999 год? Но будет ли для них юби-лейной датой и 25 декабря  2000  года?
Формально этого не должно быть.
   Что же в таком случае будут торжествовать во Святом Граде предстояте-
ли тех Церквей, которые живут по н о в о м у стилю, за два почти года до
календарного 2000-летия Рождества Христова?  Собственно,  что  же  будут
празд-новать и все остальные, собравшиеся в Иерусалиме 7 января 2000 го-
да? Бе-зусловно, совсем не то, что возвещено и продекларировано.
   Римо-Католическая  Церковь,  как  уже  отмечалось,  ещ„  не   приняла
окон-чательных планов относительно празднования 2000-летия христианства.
Ватикану, естественно, ещ„ предстоит решение этого, со всей очевидностью
оказавшегося не простым вопроса.
   Более  подробное  рассмотрение  упомянутых  календарных  и  некоторых
свя-занных с этим хронологических проблем общего характера и  предложено
ниже. В основу изложения положены следующие труды:
   А. И. Георгиевский. О церковном календаре. -  М.:  Моск.  Патриархия,
1948;
   Е. И. Каменцева. Хронология. - М.: "Высшая школа", 1967;
   И. А. Климишин. Календарь и хронология.- Изд.  2-е.  -  М.:  "Наука",
1985;
   С. И. Селешников. История календаря  и  хронология.  -  М.:  "Наука",
1979;
   Хронологический справочник (XIX и XX века). - Л.: "Наука", 1984.
   К А Л Е Н Д А Р Н Ы Е Д А Л И В Е К О В
 
   (Измеряй вс„ доступное измерению
   и делай не доступное измерению доступным(
 
   Г а л и л е й
   (Природа да„т готовыми и большую (год), и меньшие (месяц, сутки)
   единицы сч„та времени. Но единицы эти несоизмеримы. Построение же
   систем времясчисления чрезвычайно усложняется этой несоизмеримостью
   астрономических периодов в движении Солнца, Луны и Земли(
   Е. И. К а м е н ц е в а
 
   К а л е н д а р „ м принято называть основывающуюся на  периодичности
явлений природы систему счисления продолжительных промежутков времени  с
разбиением их на более краткие периоды: тысячелетия, века, годы, месяцы,
недели и дни.
   Само слово "к а л е  н  д  а  р  ь"  происходит  от  латинских  caleo
("про-возглашать"),  calendae  ("первый  день  месяца")  и,  собственно,
calendarium ("долговая книга"). В Древнем Риме начало каждого  месяца  в
новолуние про-возглашалось особо. И именно в этот день было принято пла-
тить проценты по долгам. 1 января, например, римляне  называли  Calendae
Januariae (январские календы). Последний же день предыдущего месяца, де-
кабря, отметим, назывался кануном январских календ.
   Известное выражение "до  греческих  к  а  л  е  н  д"  ("ad  calendas
graecas") должно означать: "н и к о г д а". Ведь в календаре Древней Эл-
лады термин "к а -л е н д ы" не использовался, хотя он, как  полагают  и
римляне, греческого происхождения.
   Периодичность смены дня и ночи, чередование врем„н года в  их  цикли-
чески повторяющейся последовательности уже в глубокой древности  челове-
чество научилось сопоставлять с суточным вращением Земли, видимым движе-
нием Луны вокруг земного шара и с годичным движением Солнца.  Археология
и хронология не дают точного ответа на вопрос, когда на смену  примитив-
ным системам сч„та времени, связанным  с  очевидными  и  непосредственно
наблюдаемыми изменениями в природе (разливы рек, розы ветров и  т.  п.),
пришли календари, ос-нованные на астрономических явлениях. Следы  наибо-
лее древних из них прослеживаются почти за шесть тысячелетий  до  нашего
времени.
 
   ЛУННЫЙ И ЛУННО-СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРИ
 
   Создателями л у н н о г о календаря считаются древние шумеры - жители
южной Месопотамии, расположенной на широкой равнине,  по  которой  несут
свои полные воды могучие реки Тигр и Евфрат. Здесь в  середине  третьего
ты-сячелетия до н. э. возникло несколько городов-государств  Урук,  Киш,
Ур и дру-гие. Шумеры не только изобрели колесо, соху, серп. Они  создали
также пись-менность (образцы шумерской клинописи на обожж„нных  глиняных
таблич-ках дошли до наших дней) и свою систему времясчисления.
   Продолжительность года в календаре легендарного Двуречья, состоявшего
из 12 "лун", или "месяцев" длительностью в 29,5 суток каждый, состав-ля-
ла всего 29,5 х 12 = 354 дня, то есть была значительно короче солнечной.
Истинной величины последней (ныне - 365, 2421988 суток) шумерские  жрецы
ещ„ не знали. Очевидное расхождение  природного  и  календарного  циклов
требовало введения  соответствующей  коррекции.  Она  эпизодически  осу-
ществлялась посредством введения в  хронограф  добавочного  тринадцатого
месяца и проводилась с уч„том весеннего разлива рек, связанного  с  сол-
нечным круговоротом в природе. Так постепенно складывался  календарь,  в
котором основное значение имел сч„т времени по Луне с приведением его  в
соответствие годовому циклу Солнца.
   В качестве примера привед„м рассуждения по этому поводу К и р и к  а,
" ""(диакона доместика (т. е. регента церковного хора) Новгородского Ан-
тоние-ва монастыря(, в его труде (Учение, им же  ведати  человеку  число
всех лет(, относящемся к 1036 году по Рождестве  Христове.  "(Вестно  да
будет, - некогда писал древнерусский уч„ный монах, - яко в  едином  лете
книжных (т. е. сол-нечно-календарных) месяцев 12, а небесных лун исходит
12, а накоеждо лето оставасть 11 дний и в тех днех на 4-е лето  приходит
луна 13-я...(
   Первоначально каждый шумерский город имел свой  календарь.  Но  после
объединения обширных территорий  Месопотамии  под  властью  вавилонского
ца-ря Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) календарь города Ур стал офи-
циальным для всей Вавилонии. Он был уже лунно-солнечным. Вавилонский ка-
лендарь оказал безусловное влияние на календари древних народов Передней
Азии, при-нявших за основание времясчисление по Луне.
 
   СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Климишин И.А., Заметки о нашем календаре