|
Главная - Наука - История
Кравчинский Сергей - Подпольная Россия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 127 Размер файла: 892 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» 7 апреля 1885 г.
Часть первая
РАЗВИТИЕ САМОДЕРЖАВИЯ
Глава I
МИР
О народе, как и о человеке, судят по внешности. Поэтому деспотизм,
властвующий чад русским народом, рассматривается, естественно, как
выражение и следствие национального характера. Правда, в последние годы в
России появились люди - мужчины и женщины, равных которым по силе
патриотизма и любви к родине не бывало во все времена. Однако в кажущейся
тщетности их усилий общественное мнение Европы видит только лишнее
доказательство неизменной рабской покорности народных масс, в одинаковой
мере не способных понять свободолюбивые устремления и не желающих
участвовать в освободительном движении.
Факты невозможно отрицать. Крестьянство, составляющее огромную часть
русского народа, все еще проникнуто преданностью идеальному царю -
порождению собственной фантазии - и все еще верит, что близок час, когда он
изгонит помещиков из страны и раздаст их земли своим верным крестьянам.
Но если мы, не ограничиваясь этими чисто внешними обстоятельствами,
глубже и серьезнее исследуем характер и жизнь простого народа, нас поразят
многие его черты, как будто резко противоречащие общепринятым
представлениям о его раболепии и приниженности.
В стране, где все зависит от воли самодержца, можно было бы ожидать,
что низшие царские чиновники в порученной им ограниченной сфере
деятельности наделены всей полнотой власти. Но в России дело обстоит иначе.
Крестьянство деспотического государства - и в этом есть некое странное
противоречие - пользуется, если не считать злоупотреблений властью, почти
столь же широким самоуправлением, как сельские общины в Швейцарии или
Норвегии. Сельская сходка, куда собираются все мужчины, уже вышедшие из-под
отцовской власти, решает все дела, и эти решения не подлежат обжалованию.
Со времени освобождения крестьян в 1861 году правительство произвело
некоторые изменения в порядке сельского самоуправления. Создан, например,
особый сельский суд в составе десяти судей, избранных на сходке, в то время
как прежде по закону только мир, или народное собрание, вершил суд.
Правительство попыталось также прибрать к рукам мир и урезать его права,
усилив власть старосты и признав правомочными лишь созванные им собрания;
избрание же старосты должно утверждаться мировым посредником, назначенным
правительством и местным дворянством. Однако в первоначальном своем виде,
то есть в тех местах, где власти были недостаточно сильны, чтобы
ограничивать права мира, общинная автономия не претерпела никакого
ущемления.
Мир в Центральной России (в Южной России - громада) представляет
крестьянскую концепцию верховной власти. Мир охраняет благоденствие всей
общины и вправе требовать от каждого ее члена безоговорочного повиновения.
Мир может быть созван самым бедным членом общины в любое время и в любом
месте в пределах села. Общинные власти должны уважительно отнестись к
созыву сходки, и, если они нерадивы в исполнении своих обязанностей, мир
может без предупреждения отрешить их от должности, а то и навсегда лишить
всех полномочий.
Сходки сельской общины, подобно собраниям "ландесгемейнде" в
средневековых швейцарских кантонах, проводятся под открытым небом перед
домом старосты, деревенским кабаком или в другом подходящем месте.
Что больше всего поражает тех, кто впервые присутствует на такой
сходке, - это царящий там, как кажется, полнейший беспорядок. Председателя
нет; обсуждение являет собой сцену совершенного ералаша. После того как
член общины, созвавший собрание, объяснил побудившие его к этому причины,
все наперебой спешат высказать свое мнение, и некоторое время словесное
состязание уподобляется всеобщей свалке в кулачном бою.
Слово принадлежит тому, кто сумел привлечь к себе слушателей. Если он
угодит им, крикунов быстро заставят замолчать. Если же он не говорит ничего
дельного, никто не обращает на него внимания и его прерывает первый же
противник. Но когда обсуждается жгучий вопрос и атмосфера на сходке
накаляется, все говорят разом и никто никого не слушает. Тогда миряне
разбиваются на группы, и в каждой из них вопрос обсуждается отдельно. Все
выкрикивают свои доводы во всю глотку; вопли и брань, оскорбления и
насмешки сыплются со всех сторон, и поднимается невообразимый гам, при
котором, казалось бы, никакого толку не получится.
Однако кажущийся хаос не имеет никакого значения. Это необходимое
средство к достижению определенной цели. На наших сельских собраниях
голосование неведомо; разногласия никогда не разрешаются большинством
голосов. Всякий вопрос должен быть улажен единодушно. Поэтому общий
разговор, как и групповые споры, продолжается до тех пор, пока не вносится
предложение, примиряющее все стороны и получающее одобрение всего мира.
Несомненно также, что полное единодушие может быть достигнуто лишь после
тщательного разбора и всестороннего обсуждения предмета спора. И для того
чтобы устранить возражения, существенно важно столкнуть тех, кто защищает
противоположные мнения, и побудить их решить свои несогласия в
единоборстве.
Описанный мной способ разрешения споров чрезвычайно характерен для
русской сходки. Мир не навязывает меньшинству решений, с которыми оно не
может согласиться. Каждый должен идти на уступки ради общего блага, ради
спокойствия и благополучия общины. Большинство слишком благородно, чтобы
воспользоваться своим численным превосходством. Мир не господин, а любящий
отец, одинаково благодетельный ко всем своим сынам. Именно этим свойством
сельского самоуправления в России объясняется высокое чувство человечности,
составляющее столь замечательную особенность наших деревенских нравов -
взаимная помощь в полевых работах, содействие беднякам, больным, сиротам -
и вызывающее восхищение всех, кто наблюдал сельскую жизнь в нашей стране.
Этому же надо приписать безграничную преданность русских крестьян своему
миру. "Что мир порядил, то бог рассудил" - гласит народная пословица.
Существует много других подобных же пословиц, как, например: "Мир один бог
рассудит", "Кто больше мира будет?", "С миром не поспоришь", "Где у мира
рука, там моя голова", "Хоть на заде, да в том же стаде; отстал - сиротою
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |