|
Главная - Наука - История
Кравчинский Сергей - Подпольная Россия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 127 Размер файла: 892 Кб Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 » »» выборов. Княжеский род так сильно размножался, пускал столько боковых
ветвей в различных русских землях, что подходящие кандидаты всегда
находились в избытке.
Некоторые историки так называемой московской школы из чистой любви к
монархическим принципам утверждают, будто они открыли происхождение
самовластия в якобы существовавших у князей Древней Руси законах преемства
и правах первородства. Но более глубокие и беспристрастные исследования
новой школы показывают, что таких законов не было и такие права не
признавались; отношения между правящим князем и народом в каждом случае
устанавливались вечем. Разумеется, ближайший родич правителя имел
наибольшие возможности показать себя в выгодном свете. В Древней Руси, как
у всех патриархальных народов, старость внушала всеобщее уважение, и, если
князь умирал или его изгоняли, преемником обычно избирался его старший
брат, являвшийся чаще всего и главой рода или той его ветви, которой народу
угодно было оказать эту честь. Но допустим, что брат не пользовался любовью
народа, тогда его обходили и выбор падал на сына последнего князя. Или
опять-таки если народ желал, то оба они, и племянник и дядя, вытеснялись
князем, чье родство с владетельной княжеской линией было столь отдаленным,
что его почти уже невозможно было проследить. Ибо родословная сама по себе
ничего не стоила в этом деле, и древняя история России дает множество
свидетельств тому, что единственное непреложное право устанавливать
преемство принадлежало вечу.
Призвание князя было только первым шагом к его избранию. Затем
следовало подписание соглашения - ряда - между городом и новым правителем.
Обе стороны торжественно присягали соблюдать уговор, и без ряда князь не
мог считать свое положение достаточно прочным. Ряд - это, в сущности,
конституционный договор, определяющий взаимные обязательства сторон.
Условия ряда подвергались изменениям не только в различных княжествах и в
разные времена, но и с отдельными князьями. Все же главные условия были
почти тождественны. Высшее назначение князя - "суды судити". В небольших
княжествах он один выполнял эту обязанность, и во многих рядах особо
оговаривалось, что князь должен судить сам, а не через своих приказных, так
как народ больше верил в беспристрастность и независимость своего князя. В
позднейшие времена, когда князья, проникшись уже иными идеями, стали
нарушать права народа, в рядах обозначалось, что князь вершит суд только с
помощью тиуна, назначенного вечем.
Второй, и едва ли менее важной, обязанностью князя была оборона земли
от внешних врагов. Но право объявлять войну и распоряжаться войском,
состоявшим из всех граждан, способных носить оружие, принадлежало вечу.
Князь, который обычно с малолетства привык владеть оружием, назначался
воеводой лишь после объявления войны, а в крупных княжествах он делил эту
обязанность с избранным вечем военным старшиной. На службе у князя всегда
состояло более или менее многочисленное наемное войско, вольные стрелки
наполовину из местных людей и наполовину из иноплеменных, так называемая
дружина, то есть "други князя". Они и вправду были друзьями князя,
собирались день-деньской в княжеской палате, сидели с ним за одним столом -
его наперсники в увеселениях и сподвижники в борьбе. Князь содержал дружину
на собственные средства: либо на деньги, отпущенные ему вечем, либо на
личные доходы. Если он задумал отправиться на войну, вече вправе было
отказать ему в помощи ополчения. Однако князь мог воевать на собственный
страх и риск вместе со своими дружинниками, и этим правом князья в те
времена часто пользовались к большой своей выгоде. Дружина, вернее,
соратники князя следовали за ним повсюду. Когда он покидал свой стол, чтобы
княжить в более богатой или крупной земле, они сопровождали его и разделяли
его удачу. Но если вече прогоняло не полюбившегося ему князя, дружина
изгонялась вместе с ним.
Подобные переходы князей со стола на стол были в порядке вещей, и
редко кто не занимал в продолжение своей жизни полдюжины престолов (или
"столов", по бывшему тогда в употреблении многозначительному выражению).
Смена правителей происходила без особых конфликтов. Когда князь становился
неугоден городу, вечу просто надо было собраться и произнести
сакраментальную фразу: "Приветствуем тебя, княже!" После этого светлый
князь удалялся, испытывая к своим бывшим избирателям не большую
недоброжелательность, чем, скажем, провалившийся на выборах кандидат в
члены английского парламента. Если преемник не оправдал ожиданий и вече,
изменив свои намерения, снова призывало прежнего князя, последний с
величайшей готовностью садился на стол. Бывали случаи, когда в том же
городе тот же князь избирался, прогонялся и снова призывался три-четыре
раза подряд.
Таким образом, княжества в средневековой Руси вопреки монархической
форме правления в действительности были отдельными свободными республиками.
Республиками их называет также один из лучших наших современных историков,
Костомаров, хотя он из осторожности и помня о цензуре избегает употребления
латинского термина, заменяя его равнозначащим славянским выражением
"народоправство". Князья, по существу, были наемные воины с боевыми
отрядами, которых республика практически брала себе на службу. Такой уклад
во многом сходен с положением, существовавшим в небольших итальянских
республиках средневековья, с той единственной разницей, что русские
condottieri составляли особую касту и происходили из одного владетельного
рода.
Однако этот факт ни в коей мере не ущемлял демократического строя того
времени, ибо самое поразительное в нашей древней истории - полное
отсутствие каких-либо тиранических тенденций. Лишь редко случалось, что
князь силой оружия сопротивлялся воле народа. Это значило бы слишком много
потерять и слишком мало выиграть. Полуоседлый народ, обитавший в стране,
столь редко населенной, что земля не представляла ценности, едва ли
испытывал особенно крепкую привязанность к месту. Равно и князь не питал
чрезмерной приверженности к своему стольному городу. Кочуя так же, как
кочевал народ, князь и его дружина довольно безразлично относились к тому,
куда направиться или где обосноваться. Князь сам для себя, а дружина для
своего князя стояли лишь на страже своих интересов, то есть ценили город
покрупнее и кормление пожирнее. Поэтому не к выгоде князя было противиться
воле веча, ибо такое пятно на его репутации значительно ограничило бы
возможности дальнейшего возвышения. Да и вообще на крайний случай он всегда
мог найти какое-нибудь захудалое княжество, готовое принять его, ибо,
посадив на стол князя вместо простого посадника, город приобретал большую
славу и независимость. А тем временем наш князь мог уверенно смотреть в
будущее в ожидании чего-либо лучшего. Князья так часто прогонялись из
стольных городов и раздоры с вечем были столь обычны, что княжескому
искателю приключений с добрым нравом, если он не зевал, нетрудно было
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |