|
Главная - Наука - История
Кравчинский Сергей - Подпольная Россия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 127 Размер файла: 892 Кб Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» лишь тому, чтобы превозмочь естественный порыв к мятежу и подавить
возмущение, ибо униженная покорность царю была священным идеалом,
незыблемым для них с ранней юности. Князь Репнин был посажен на кол, и,
умирая медленной смертью в жестоких мучениях, несчастный славил царя,
своего государя и убийцу!
Таковы услуги, оказанные русскому народу православной церковью. Во все
время существования русского государства церковь преданно исполняла
возложенную на нее унизительную обязанность. И разве удивительно, что, как
только началось пробуждение политического сознания в просвещенных кругах
русского общества, их первыми словами были слова проклятия против религии.
И теперь, когда первые проблески культуры достигают широких слоев народа,
разве не справедливо то, что они тысячами отказываются от веры своих отцов
и дедов!
Глава VII
РУССКАЯ ТЕОКРАТИЯ
Московия превратилась в подлинную теократию. Правда, царь не отправлял
церковную службу, но он объединял в своем лице все свойства абсолютного
монарха и главы государства, столь же безответственного, как татарский хан,
и столь же непогрешимого, как римский папа. Только всесильная власть
духовенства могла привести к удивительному превращению главарей ci-devant
condottieriгосударей с небесными атрибутами.
______________
Правление последних царей династии Рюриковичей было эпохой пылкой
юности самодержавия, которое только что родилось из неистовства и разгула
страстей, сопутствовавших образованию государства. В последующую эру - эру
дома Романовых - самодержавие, теперь уже вполне созревшее, достигло
последней ступени своего развития. Самонадеянный и уверенный в будущем,
деспотизм отбросил грубость и жестокость, характеризовавшие первый период
его существования. Он перестал бояться и подозревать и стал столь же
неизменным, абсолютным и неизбежным, как закон природы.
Но теократия означает косность и застой. Русский народ, надо помнить,
перенял христианство греческой образности - православие, в то время как
другие европейские народы собирались вокруг римского знамени. По народным
представлениям и главным образом по понятиям церковников, никогда и нигде
не отличавшихся терпимостью, это означало, что русские - единственный
народ, исповедующий истинную веру Христову. Он был уверен в своем
неизмеримом превосходстве над всеми без исключения соседними народами -
раскольниками, еретиками и неверующими. А когда с течением времени Россия
стала могучей, блестящей державой, не только освободившись от ярма
неверных, но уже грозно выступая против своих прежних угнетателей и покоряя
одно за другим татарские племена, патриотическая гордость еще увеличила
религиозный восторг. Русский народ был несомненным избранником божьим, и,
испытав его в геенне огненной рабства, господь теперь поднял его выше всех
народов. Чтобы сохранить милость господа и заслужить его благословение, что
еще могли сделать русские люди, как не следовать примеру своих предков и
хранить как зеницу ока святую веру, принесшую им столько благ и сделавшую
их избранным народом?
Сильнее фанатизма духовенства было только его невежество; оно не
удовлетворялось одним отправлением церковной службы и исполнением своих
прямых обязанностей. Как запах прогорклого масла, попы проникали всюду,
пачкали все, к чему прикасались, умерщвляли все живое, что притворно
благословляли. Было объявлено смертным грехом отменять или изменять
какой-нибудь обычай или уклад жизни, унаследованный от прошлого. Самый
ничтожный пустяк не ускользал от внимания церкви, она пыталась подчинить
своему надзору все обыкновения и привычки людей. Покрой одежды, стрижка
волос, приготовление пищи - всякие мелочи жизни с важным видом обсуждались
преподобными отцами и канонизировались Вселенскими соборами. Эти Вселенские
соборы, в которых участвовал цвет русского духовенства под
председательством митрополита, оставили потомству документ, содержащий
сотню глав, - нерушимый памятник человеческому безумию и собственной
глупости.
Священникам и пастве, облаченным с головы до ног в столь надежные
доспехи, разумеется, нечего было учиться у еретических "немцев" (немых),
как называли всех без различия иностранцев. Они могли бы только осквернить
национальную чистоту русских людей.
Так клерикальный фанатизм воздвигал барьер между Россией и остальной
частью христианской Европы, который труднее было преодолеть, чем Великую
китайскую стену. Католики и протестанты считались не многим лучше, чем
язычники и магометане. Связь с ними была грехом. Когда эти неверующие
приезжали в Москву по делам, им приходилось жить в особых кварталах, как
евреям в средневековых городах. Встречи иностранцев с местным населением
допускались лишь в случае крайней необходимости, и они не могли продлевать
свое пребывание в стране сверх предписанного заранее ограниченного срока.
Послы чужеземных правительств, прибывавшие время от времени с
дипломатическими поручениями, находились под постоянным надзором. Доступ к
ним непричастных лиц преграждался стражей, день и ночь караулившей их дома.
Когда послы шли по улице, люди шарахались от них, как от чумных, и
разбегались во все стороны, подчиняясь, конечно, приказу. А сановники и те,
кто посещали "чужеземных дьяволов" в качестве официальных лиц, подвергали
себя серьезнейшему риску быть обвиненными в страшных грехах ереси и
колдовства.
Поистине Московия впадала в состояние китайской оцепенелости. Чем
больше она предавалась самовосхищению, чем больше старалась оберегаться от
связей с Западом, тем глубже погружалась в варварство. Все путешественники,
посещавшие Россию в XVII веке, были поражены низким уровнем ее культуры и
отсталостью цивилизации. В пору, когда Западная Европа была покрыта
университетами, а печатные станки можно было найти в любом городе, в
Московском государстве единственным способом размножения книг была
переписка гусиным пером. В 1563 году первая книгопечатня, созданная в
стране, была разгромлена по приказу духовенства как порождение дьявола, а
первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец избежали суда по обвинению в
колдовстве только потому, что спаслись бегством. Арабские цифры, известные
в Европе в XII веке, в России ввели только в XVII веке.
Страницы: «« « 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |