Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Литвин Игорь - Затерянный мир или Малоизвестные страницы белорусской

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 68
Размер файла: 449 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

     Непрерывные  войны  ослабляли  противников.  Территориальные  претензии
Ливонского ордена к Литве привели рыцарей к войне на два фронта. В 1236 году
в  битве  с  литвинами под Шавлами (совр.  Шауляй), погиб магистр Ливонского
ордена.   В   следующем   году,  обескровленные   меченосцы  вынуждены   был
присоединиться  к Тевтонскому ордену, обосновавшемуся  в Пруссии.  Борьба за
устье Двины между Полоцком и крестоносцами продолжалась более ста пятидесяти
лет   и   закончилась  подписанием  компромиссных  соглашений,  регулирующих
торговлю и судоходство.
     Вместе с  тем, отношения меченосцев со своими учредителями  -- рижскими
епископами нельзя  назвать теплыми.  Камнем  преткновения  был пункт  устава
ордена,  согласно  которому  рыцарям  доставалась только  треть  завоеванных
богатств  и  земель,  а остальное  получало епископство.  Меченосцы  открыто
конфликтовали с преемником Бертольда  -- Альбертом и постепенно вышли из-под
контроля  епископов.  В  1330  году  меченосцы  проломали  Рижскую  стену  и
торжественно вошли в город, продемонстрировав, кто здесь хозяин. Внутри Риги
они построили свой замок. Рижский епископ жаловался Папе Римскому на то, что
меченосцы  убивают  не только язычников, но и христиан,  добивают даже своих
раненых  сослуживцев.  Несмотря на  проклятие  понтифика,  меченосцы жили  в
рижском замке и продолжали заниматься тем же.
     Как  это  часто  бывает  в истории, чужой  пример ничему не учит. Через
восемь лет  после смерти  князя  Володши, польский  князь  Конрад Мазовецкий
разрешил рыцарскому ордену Святой Девы Марии "нести слово божье" язычникам -
прусам.   Орден,  больше   известный   как   Тевтонский,  имел   символ   --
самоотверженную птицу  пеликан. Согласно  существовавшей  легенде, во  время
голода, пеликан разрывает свою грудь и кормит птенцов своими внутренностями.
Тевтонскую "самоотверженность" прибалтийские  народы прочувствовали на себе.
После  поголовного  истребления  полабских славян, их  земля  стала "исконно
немецкой"  и теперь на ней находится город Берлин.  Истребив прусов, тевтоны
начали свою экспансию на соседние земли.
     Методы тевтонских рыцарей имеют  много общего с "понятиями" современных
криминальных   "крыш".   Польские  князья,  участвовавшие  в  многочисленных
междоусобных конфликтах,  часто обращались за военной и финансовой помощью к
рыцарям.  Однажды  став их "клиентами",  князья до  самой кончины  не  могли
расплатиться  с тевтонами.  Например, в  конце  XIII  века  польский  король
Владислав  Локеток воевал с  Бранденбургом  за права на  балтийское Поморье.
Наняв  тевтонов   за   деньги,   он,  казалось,  решил  проблему.   Согласно
заключенному  с ним договору, тевтоны обороняли Гданьск от бранденбуржцев  в
течение года.  Получив  деньги, рыцари  не  ушли,  а остались  еще  на  год,
потребовав  дополнительную плату.  Получив  отказ,  они перерезали  польский
гарнизон  замка.  Тем временем, бранденбуржцы отказались от своих притязаний
на Гданьск. "Братки"  - рыцари  договорились с ними за 10 тысяч гривен.  Так
Гданьск на длительное время стал тевтонским Данцигом.


     Чингиз-хан


     В   представлении   современного   белорусского   обывателя,   монголы,
Чингиз-хан и Батый слились в единый образ врага нашего народа. Тем не менее,
свои основные походы Чингиз-хан совершал в Китае, Средней Азии и на Кавказе.
До  территории Беларуси он никогда не доходил. Киевскую Русь затронул только
поход  нескольких  отрядов   Чингиз--  хана:   Джебэ   и   Субудая-богатыря,
закончившийся битвой на  реке Калке. Хотя походы Чингиз-хана не  затрагивают
Беларусь, изучение его стратегии представляет исторический интерес.
     Обычно,  походы  монголов  представляют  как дикую  скачку  свирепых  и
немытых  людей,  которые, не считаясь  с потерями, бросаются на  противника,
либо,  словно  саранча, лезут  на  крепостные  стены.  Диким наскоком  можно
выиграть одну битву. При  исключительном везении можно выиграть даже  в двух
--  трех  сражениях, но  не  более.  Чингиз-хан одержал победу в шестидесяти
битвах.
     Ни одно сражение Чингиз-хан не начинал спонтанно. Прежде чем напасть на
государство, он  проводил тщательную подготовку  к походу. Разведка выясняла
до мельчайших подробностей  слабые  и  сильные стороны  противника.  Система
дезинформации  убеждала  будущую  жертву  в  слабости  монголов.  Чингиз-хан
говорил:  "прежде  чем  зарезать  барана,  его   надо  погладить,  чтобы  он
расслабился". Чиновников  противника  подкупали еще  задолго  до  вторжения.
Искались и находились недовольные несправедливостью внутри государства.
     Интересным является также  принцип выбора государства - жертвы. В дикой
природе  хищники  поедают, как правило,  больных и  утративших  бдительность
животных.  Нравится нам  это или  нет, но "санитары природы" выполняют  свою
функцию  в  системе   естественного  отбора.  Точно  также  как  и  хищники,
государства  -  волки преимущественно  уничтожают  народы, имеющие серьезные
внутренние проблемы.  Попробуем  проследить  это  на примере  двух  эпизодов
средневековой истории: войну Чингиз-хана с Хорезмом и с Грузией.
     Хорезм был  огромным средневековым государством, находившимся в Средней
Азии.   Шах  Хорезма  --   деспотичный   и  безжалостный  человек,  типичный
представитель азиатских  правителей.  Государство жило,  в общем-то, обычной
для  средневековья  жизнью. Шахские  чиновники  грабили  собственный  народ.
Недовольных  отправляли на казнь  коррумпированные судьи. Крупные проявления
недовольства подавляла армия. Она  была многочисленной  и, для ее содержания
устанавливались  непомерные  налоги,  разорявшие   и  без   того   небогатое
население.  Доведенные до отчаяния люди то и дело поднимали восстания. Из-за
часто вспыхивающих восстаний, шах увеличивал армию.
     Внимание  Чингиз-хана,   покорившего  много  государств  и  выбиравшего
очередную жертву, привлекло  донесение разведки  о том, что шах Хорезма, для
гарантии лояльности своих наместников провинций, держит при себе их сыновей.
Построенное на ненависти и страхе государство держалось на одном человеке --
хорезм-шахе.
     После  проведения  тщательной подготовки,  разложения  коррумпированной
властной  элиты и разведывательных  мероприятий, в дело вступили монгольские
воины.
     Грозная  шахская  армия  стала   проигрывать  одну  битву   за  другой.
Государственная   машина  Хорезма,  жестокая  в  отношении  слабых  соседних
княжеств,  перед лицом  сильного противника дала сбой. Чиновники и командиры
отдавали  нелепые  на первый  взгляд приказы.  После завоевания  государства
Чингиз-ханом,  те же самые люди  "случайно"  окажутся в  созданном монголами
марионеточном правительстве. Духовный  глава мусульман Хорезма  тайно  носил
при себе знак власти Чингиз-хана -- пайдзе.
     Привыкшие к  железной дисциплине, монголы  воздерживались  от  грабежей
местного населения.  Повсюду их встречали как долгожданных  освободителей. В

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Литвин Игорь, Затерянный мир или Малоизвестные страницы белорусской