Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

действие,  когда  совершение  казни  казалось  неизбежным.   Здесь   уместно
напомнить то милосердное рвение, с которым св. Мартин [28], епископ Турский,
старался  спасти  Присциллиана  [29]  и  его  приверженцев  от  высшей  меры
наказания, к которой в 383 году решил их присудить император Максим; с  этой
целью  св.  Мартин  приезжал  в  Трир,  где  усердно  просил  о  помиловании
Присциллиана и добился обещания,  что  этот  еретик  не  будет  казнен.  Это
обещание, однако, не было исполнено. Когда  св.  Мартин,  полный  доверия  к
слову Максима, отлучился, враги Присциллиана удвоили свои старания и сделали
рвение святого епископа бесполезным.
     Св. Мартин говорил, что  низложение  и  изгнание  являются  достаточным
наказанием {Флери. Церковная история. Кн. 18. N29 и 30.}.
     VIII. Св. Августин [30] усвоил те же принципы. Когда император  Гонорий
[31] в 408 году приказал казнить смертью донатистов  [32]  вследствие  смут,
возбужденных ими в Африке и Риме, епископ Гиппонский  [33]  написал  донату,
проконсулу  Африки,  что  правоверные  далеки  от  желания,  чтобы  виновных
наказывали  особенно  строго,  что  для  них  достаточно,  чтобы   донатисты
подверглись умеренным наказаниям, способным их  обратить,  и  умолял  доната
применить по отношению к ним кротость и милость {Св. Августин.  Письмо  127,
сотое в издании бенедиктинцев конгрегации св. Мавра.}.
     IX.  Испанская  церковь  была  во  всем  верна  общей  дисциплине   при
владычестве римских императоров; затем при готах  она  увидела  установление
среди нее могущества ариан [34], но с тех пор, как  готские  короли  приняли
вселенскую религию, законы и постановления испанских соборов знакомят нас  с
тем, как испанская церковь пользовалась ими применительно к еретикам.
     X. На четвертом Толедском соборе, созванном  в  633  году,  на  котором
присутствовал св. Исидор, архиепископ Севильский  [35],  занялись  еретиками
иудействующими; с согласия короля Сисенанда [36] было издано постановление о
том,  что  они  будут  отданы  в  распоряжение  епископов  для  наказания  и
принуждения, по крайней мере страхом, вторично отказаться от иудаизма: у них
должны были отнимать детей и освобождать их рабов  {Толедский  собор.  Канон
59, у Агирре в третьем томе.}.
     XI. В 655 году девятый Толедский собор более подробно установил способ,
которым подобало карать еретиков. Он издал канон о том, что  крещеные  евреи
обязаны праздновать христианские праздники вместе с  епископами  и  что  те,
которые не подчинятся этому правилу, будут присуждены к наказанию кнутом или
к посту, смотря по возрасту виновных{Канон 17 у Агирре.}.
     XII. Гораздо более суровости было проявлено по  отношению  к  тем,  кто
вернулся от христианства к язычеству, и мы видим, что король Рекаред I  [37]
предложил на третьем  Толедском  соборе  589  года  поручить  священникам  и
светским судьям разыскивать и искоренять этот род ереси, наказывая  виновных
соразмерно с их преступлением, не применяя, однако, смертной  казни  {Третий
Толедский собор. Канон 16.}.
     XIII.  Эта  мера  строгости  показалась  недостаточной,  и  двенадцатый
Толедский собор 681 года, на котором присутствовал  король  Эрбигий,  решил,
что виновный дворянин подвергнется отлучению от Церкви  и  изгнанию,  а  раб
должен  подвергнуться  наказанию  кнутом  и  быть  отдан  своему   господину
закованным в цепи; а если его господин не сможет за  него  отвечать,  то  он
делается собственностью короля, чтобы  получить  назначение,  которое  будет
сочтено надлежащим {Канон 11 в собрании Агирре.}.
     XIV. В 693 году шестнадцатый Толедский собор, собранный  в  присутствии
короля Эгики [38],  прибавил  к  уже  установленным  мерам  закон,  согласно
которому   сопротивляющийся   усилиям   епископов   и    судей    уничтожить
идолопоклонство и покарать идолопоклонников должен быть отлучен от церкви  и
наказан штрафом в три фунта золотом, если он дворянин;  а  если  он  человек
низкого происхождения, то должен получить сто ударов кнутом,  быть  обрит  и
лишен половины своего имущества {Канон 2 в собрании Агирре.}.
     XV. Рецесвинт, царствовавший от  663  до  672  года,  установил  против
еретиков особый закон, который безразлично лишал их почестей,  должностей  и
имуществ, которыми они пользовались, если это были священники, и прибавлял к
этим  наказаниям  пожизненное  изгнание  для  светских   людей,   если   они
отказывались отречься от ереси {Закон 2 в Собрании готских законов.  Кн.  2.
Отд. II, О еретиках.}.


       Статья третья

ТРЕТЬЯ ЭПОХА - ОТ VIII ВЕКА ДО ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСТВА ГРИГОРИЯ VII

     I. В IV, V, VI и  VII  веках  духовенство  получило  от  императоров  и
королей множество привилегий, и в некоторых особых случаях  судебная  власть
стала правом епископата. Эти приобретения  и  лжедекреталии,  появившиеся  в
VIII  веке  [39],  освященные,  так  сказать,  почти  всеобщим  невежеством,
последовавшим за вторжением  варваров,  доставили  римским  первосвященникам
такое влияние на христианские народы,  что  все  вообразили,  будто  папский
авторитет безграничен и звание  наместника  Иисуса  Христа  дает  ему  право
повсюду приказывать все,  что  ему  заблагорассудится,  не  только  в  делах
церкви, но и в делах исключительно светских.
     II. В  726  году,  когда  римляне  выгнали  своего  последнего  герцога
Василия, папа Григорий II  [40]  завладел  гражданским  управлением  Рима  и
получил  помощь  от  палатного  мэра  [41]  Карла   Мартелла   [42]   против
лангобардского короля [43], который хотел владычествовать  в  этой  столице.
Его преемник Григорий III [44], который также нуждался  в  помощи  Мартелла,
думал получить ее, предложив ему звание римского патриция, как будто  бы  он
имел право раздавать это звание. Захария [45],  вступивший  на  престол  св.
Петра в 741 году, в  трактатах,  заключенных  им  с  лангобардским  королем,
держал себя  как  светский  владыка.  Узнав  о  событиях,  происходивших  во
Франции, он в силу власти, которой считал себя облеченным,  разрешил  Пипину
[46], сыну Карла Мартелла, принять титул короля Франции, лишив этого  титула
Хильдерика III, законного государя [47]. Он послал  к  Пипину  и  его  брату
Карломану [48] священника Сергия, чтобы запретить им  войну  против  Одилона
[49], герцога Баварии. Стефан II [50], избранный папою в 752 году, поехал во
Францию, короновал там Пипина как законного государя  монархии  и  употребил
помощь, оказанную этим государем, на сохранение своей  светской  власти  над
Римом против лангобардского короля Астольфа [51], намеревавшегося лишить его
этой власти. Наконец, Лев III [52] в день  Рождества  800  года  восстановил
Западную Римскую империю, возложив  императорскую  корону  на  голову  Карла
Великого  [53].  При  этом  торжестве,  происходившем  в  Риме,   Карл   был
провозглашен первым императором восстановленной монархии.
     III. Когда папы почувствовали себя в состоянии оказывать столь  большое
влияние на  общественное  мнение,  они  стали  употреблять  его,  смотря  по

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции