Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 18   19   20   21   22   23   24   25   26  27   28   29   30   31   32   33   34   35   36  » »»

к вере католики могут требовать от судей хватать их и сажать в тюрьму до тех
пор, пока, после отлучения от Церкви,  они  не  будут  осуждены  и  казнены;
поддерживающие их или покровительствующие  им  подвергнутся  той  же  казни;
еретики, вернувшиеся  в  лоно  Церкви,  обязуются  отправляться  на  розыски
виновных, пока их не обнаружат; произнесший отречение от  ереси  в  смертный
час и  затем  вторично  впавший  в  нее  по  выздоровлении  одинаково  будет
подвергнут смертной казни; преступление оскорбления Божия величества сильнее
преступления оскорбления величества человеческого; так  как  Бог  наказывает
детей за грехи отцов, чтобы научить их не подражать своим  родителям,  то  и
дети еретиков, до второго поколения,  будут  объявлены  неправоспособными  к
занятию  общественной  должности  и  пользованию  почетом,  исключая  детей,
сделавших донос на своих  отцов,  которые  в  силу  этого  должны  считаться
невинными. "Мы хотим также, - прибавляет император, - чтобы все  знали,  что
мы взяли под  свое  особое  покровительство  монахов  ордена  проповедников,
посланных в наши владения для защиты веры против еретиков, также и тех,  кто
будет им помогать в суде над виновными, будут ли эти монахи жить в одном  из
городов нашей империи, или переходить из одного города в другой, или  сочтут
нужным возвращаться на прежнее  место;  и  мы  повелеваем,  чтобы  все  наши
подданные оказывали им помощь и  содействие.  Поэтому  мы  желаем,  чтоб  их
принимали всюду  с  благорасположением  и  охраняли  от  покушений,  которые
еретики могли бы против них  совершить;  чтобы  та  помощь,  в  которой  они
нуждаются для выполнения своего дела в миссии, порученной им ради веры, была
им оказана нашими подданными, которые должны  арестовывать  еретиков,  когда
они будут указаны в местах их жительства, и держать их в надежных тюрьмах до
тех  пор,  пока  они,  осужденные  церковным  трибуналом,  не   подвергнутся
заслуженному наказанию. Делать это надо в убеждении,  что  содействием  этим
монахам в освобождении империи от заразы новой установившейся  в  ней  ереси
совершается служба Богу и польза государству". {См. этот устав в булле  папы
Иннокентия  IV,  в  приложении  к  Комментариям  Пеньи  на  руководство  для
инквизиторов, составленное Эймериком.}
     IX. Усилия инквизиции в Нарбоннской Галлии не  имели  еще  достаточного
успеха, на который рассчитывал папа, потому что военные  события  не  всегда
были благоприятны для  крестоносцев.  Гонорий,  приписывая  это  небрежности
кардинала  Конрада,  отозвал   его   и   послал   на   его   место   Романа,
кардинала-диакона  церкви  Св.  Ангела  [173].  Новый   легат   должен   был
отправиться в провинции Тарантеса [174], Безансон [175], Амбрен, Экс, Арль и
Вьенна. Это новое распоряжение Гонория  относится  к  1225  году.  Настояния
нового легата заставили Людовика VIII, короля  Франции,  решиться  стать  во
главе армии крестоносцев, чтобы выступить против графов Тулузы, Фуа,  Безье,
Беарна [176], Каркассона и против  многих  других  сеньоров,  поддерживавших
альбигойцев. Между тем дела не подвигались: Людовик умер 8  ноября  того  же
года, и папа последовал за ним 18 марта 1227 года, раньше,  чем  успел  дать
прочную форму и устав для судебного  порядка  нового  трибунала  инквизиции,
который вводился во Франции {Райнальди, под  1225  годом.  N  29;  под  1227
годом. N 12; Флери. Церковная история. Кн. 79. N 8,18 и 28.}.


       Статья пятая

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРИГОРИЕМ IX УЧРЕЖДЕНИЯ  ИНКВИЗИЦИИ  В  ФОРМЕ  ТРИБУНАЛА  И
ДАННЫЙ ИМ ЕЙ УСТАВ

     I. Григорий IX вступил на первосвященнический трон 13 марта 1227  года.
Он с таким старанием занялся инквизицией, что успел дать ей  прочную  форму.
Он был горячим покровителем  св.  Доминика  Гусмана  и  близким  другом  св.
Франциска Ассизского [177]. Поэтому не следует удивляться, что  он  сохранил
за  доминиканскими  монахами  функции  инквизиторов  и  поручил   их   также
францисканцам, посылая их в  те  провинции,  где  не  было  доминиканцев,  и
приобщая их к работам последних во многих провинциях, где они утвердились.
     II. Кардинал Роман имел во Франции больше  успеха,  чем  предшествующие
ему легаты. Государи, истощенные двадцатилетней войной и  боявшиеся  полного
разорения своих государств, мечтали  об  окончании  бедствий,  постигших  их
народы. Такое настроение и вступление на престол Франции Людовика IX  [178],
под регентством королевы Бланки [179], воодушевленной величайшим  рвением  к
религии, изменили в корне положение дела.
     III. Граф Тулузы, Раймонд VII [180], решил окончить войну,  которую  он
вел в пользу  альбигойцев.  После  смерти  своего  отца,  начавшего  ее,  он
примирился с св. Людовиком и с Церковью на Нарбоннском соборе, возглавляемом
архиепископом  этой  митрополии,  преемником   Арно,   Пьером   Амьеном,   в
присутствии папского легата. Раймонд, между прочим, обещал изгнать из  своих
владений всех еретиков, которые откажутся  вернуться  в  лоно  Церкви  {См.:
Нарбоннский собор в королевском Собрании соборов. Т.  28;  Флери.  Церковная
история. Кн. 79. N 8, 18, 28.}.
     IV.  В  1229  году  в  Тулузе  состоялся  новый   собор,   на   котором
присутствовали  граф  Раймонд,  архиепископы  Нарбонны,  Бордо,  Оша,  много
епископов и депутаты Тулузы и многих других городов.  На  нем  установили  с
посланным папой способ поведения по отношению к еретикам. Принятые там  меры
в сущности были те же, что  и  постановленные  на  Веронском  и  Латеранском
соборах. Я отмечу лишь меру, которая поручала епископам в каждом приходе  их
епархии назначить  одного,  двух  или  нескольких  священников  и  клятвенно
обязать их производить исправные и частые розыски еретиков, в какие бы места
они   ни   скрылись,   арестовывать   их,    принимать    все    необходимые
предосторожности, чтобы помешать их побегу, и извещать епископа  и  местного
сеньора или губернатора об их аресте. Это  распоряжение  гласит  также,  что
никто не может быть наказан как  еретик  иначе,  как  после  объявления  его
таковым со стороны епископа; еретики,  добровольно  обратившиеся,  не  могут
оставаться на учительстве в той же стране, потому что  они  подозреваются  в
заражении ересью; для улики в уклонении в заблуждение, в которое впали,  они
будут носить на своих одеждах по кресту на каждой стороне  груди;  те,  кого
приведет  к  обращению  страх  смерти,  будут  подвергнуты  заключению   под
юрисдикцией епископа. В каждом приходе будет выставлен список всех  жителей;
из него все мужчины,  достигшие  четырнадцатилетнего  возраста,  и  женщины,
достигшие  двенадцатилетнего   возраста,   дадут   под   присягой   обещание
исповедовать католическую веру, проклинать ересь,  какого  бы  рода  она  ни
была, и преследовать еретиков. Они будут обязаны  возобновлять  эту  присягу
через два года; отказавшиеся это сделать  будут  заподозрены  в  ереси.  Все
жители, внесенные в список, должны являться  к  исповеди  в  своих  приходах
трижды в год - на Рождество,  Пасху  и  Троицын  день;  отсутствующий  будет
равным образом состоять на подозрении в  религиозном  заблуждении.  Наконец,
запрещается светским лицам чтение Священного Писания на  народном  языке.  Я

Страницы: «« « 18   19   20   21   22   23   24   25   26  27   28   29   30   31   32   33   34   35   36  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции