Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»

публично, ни в частной  беседе,  под  страхом  быть  отлученным  от  Церкви.
Знающий, что где-нибудь находятся  еретики  или  лица,  устраивающие  тайные
собрания, или образ жизни которых отличается от других,  обязывался  довести
об этом до сведения своего духовника или кого-нибудь другого,  кто  об  этом
сообщил бы епископу, а в случае  недонесения  он  сам  подвергался  анафеме.
Наконец, дети еретиков и тех, кто  их  укрывал  и  защищал,  не  могли  быть
допускаемы ни к какой должности, ни пользоваться никакими доходными  местами
до второго поколения, под страхом аннулирования  всего  того,  что  было  бы
противно этой мере {Райнальди, под 1231 годом. N 14; Пенья, в  приложении  к
Комментариям на Эймерика. Руководство для инквизиторов.}.
     IX.  Сенатор  Аннибал  и  другие  члены   управления   Рима   с   целью
содействовать папе, их светскому государю, во исполнение  постановленных  им
мероприятий  издали  разные  муниципальные  законы  о  розыске  и  наказании
еретиков. Они были почти те же, что и  узаконения  императора  Фридриха  II.
Замечу, что один из этих  законов  обязывал  римского  сенатора  приказывать
хватать  находящихся  в  городе  еретиков,  в  особенности  тех,  кто  будет
обнаружен инквизиторами святого престола или иными католиками, держать их  в
тюрьме до их осуждения Церковью и казнить их через неделю  после  осуждения.
Тот же закон предоставлял  треть  имущества  преступника  доносчику,  другую
треть сенатору-судье, а третья часть должна была  поступить  на  расходы  по
ремонту стен Рима. В этом кодексе римского  муниципального  правосудия  было
сказано также, что дома, служившие  местом  тайных  сборищ  еретиков,  будут
снесены с лица земли навсегда; точно так же  и  дома  тех  жителей,  которые
получили от еретиков рукоположение. Знающий сторонников ереси и не  донесший
на них присуждался к штрафу в двадцать ливров; если он был не в состоянии их
уплатить, он подвергался  проскрипции  до  тех  пор,  пока  не  удовлетворит
требованию закона. Если кто-либо  покровительствовал,  защищал  или  укрывал
еретиков, то лишался третьей части своего имущества, которая поступала на те
же  муниципальные  нужды;  если  эта  кара  оказывалась  недостаточною   для
обращения еретиков к вере, они должны  были  изгоняться  из  Рима  навсегда.
Выбранный сенатором перед вступлением в свою должность должен был  дать  под
присягой обещание соблюдать и  выполнять  все  законы,  направленные  против
ереси;  если  он  отказывался  подчиниться  этому  условию,  все  документы,
подписанные им как сенатором, вследствие его отказа теряли свою силу и никто
не был обязан ему повиноваться, даже  после  присяги  на  подчинение  ему  и
верность; если же, взяв на себя указанное обязательство, он изменил бы  ему,
с ним следовало поступать как с клятвопреступником, он должен был  заплатить
двести марок (которые шли на те же расходы, что и другие штрафные деньги)  и
объявлялся неспособным занимать какую-либо общественную должность. Судьи св.
Мартины [187] должны  были  наблюдать  за  исполнением  этих  постановлений,
которые включались в их акты; и ни одно из этих разных  наказаний  не  могло
быть отменено, ни в силу народного голосования, ни единогласно  народом,  ни
при каком-либо другом обстоятельстве.
     X. Григорий IX послал узаконения римского  управления  вместе  с  теми,
которые он издал  сам,  архиепископу  Миланскому  [188]  с  тем,  чтобы  тот
приказал строго исполнять их в своей епархии, в епархиях своих викариев и  в
некоторых других частях Цизальпинской Галлии [189], где  ересь  сделала  уже
внушающие тревогу успехи {Райнальди, под 1231 годом. N 18.}. Это мероприятие
папы заставило императора Фридриха II  возобновить  узаконения,  которые  он
опубликовал в  1224  году  против  еретиков,  и  в  частности  закон  против
богохульников, присуждавший  всех  без  различия  еретиков  к  сожжению  или
отрезанию языка, если бы епископы нашли уместным даровать  им  эту  милость,
для того чтобы им было невозможно  в  будущем  порочить  святое  имя  Божие.
Император написал об этом  папе  и  известил  его,  что  еретические  учения
проникли в Неаполь [190] и Сицилию [191], что он  решил  преследовать  их  с
величайшей строгостью и что множество виновных попало уже в руки правосудия.
Действительно,  он  послал  в  Неаполь  архиепископа   Регина   с   подобным
поручением, и многие из еретиков были обнаружены и казнены  {Райнальди,  под
1231 годом. N 19 и 20.}.
     XI. Такова была форма, которую инквизиция  приняла  уже  во  Франции  и
Италии, когда Григорий IX ввел ее в  Испании.  Я  прослежу  ее  в  различных
частях этого королевства, потому что она является главным предметом  взятого
мною на себя труда и предпринятых исследований.


       Глава III

О ПРЕЖНЕЙ ИНКВИЗИЦИИ В ИСПАНИИ


       Статья первая

УЧРЕЖДЕНИЕ СВЯТОГО ТРИБУНАЛА В ИСПАНИИ ПАПОЙ ГРИГОРИЕМ IX

     I. В 1233 году французская инквизиция получила устойчивую форму, данную
ей св. Людовиком на основании  определений  соборов  в  Тулузе,  Нарбонне  и
Безье. В  это  время  Испания,  не  считая  магометанских  государств,  была
разделена на  четыре  христианских  королевства:  Кастилию,  Наварру  [192],
Арагон [193]  и  Португалию  [194].  Кастилия  находилась  под  властью  св.
Фердинанда, который не  замедлил  присоединить  к  ней  королевства  Севилья
[195], Кордова [196] и Хаэна. Хайме I [197] правил Арагоном.  Этот  государь
вскоре оказался владыкой королевства Валенсия [198] и Майорка [199]. Наварра
подчинялась Санчо VIII [200], который в следующем году  умер,  оставив  свою
корону Теобальду I [201], графу Шампаньи [202] и Бри [203], Санчо  II  [204]
царствовал в Португалии.
     II.  В  этих  четырех  католических  королевствах  Испании   находились
доминиканские  монастыри  со  времени  учреждения  этого  ордена;   поэтому,
вероятно, там была учреждена инквизиция, как уверяют в этом  многие  авторы,
между  прочим,  монах  Педро  Монтэйро  {Монтэйро.   История   португальской
инквизиции. Ч. I. Кн. 2. Гл. 5.}. Между тем ни один  подлинный  документ  не
подтверждает ее существования в этих государствах до 1232 года,  когда  папа
Григорий IX обратился  к  архиепископу  Таррагоны  дому  Эспараго  и  к  его
викариям с буллой от 26 мая, в которой, после пышного  вступления,  извещает
их, что до него дошли сведения о проникновении ереси  во  многие  города  их
епархий. Он увещевает их, чтобы они противодействовали ее успехам, самолично
разыскивая еретиков и распространителей  ереси  или  приказывая  это  делать
монахам-проповедникам [205] и  другим  лицам,  согласно  тому,  как  он  уже
повелел в  1231  году  в  своей  булле  против  еретиков  и  их  сообщников.
Извлечение из  этого  документа  мы  видели  в  предшествующей  главе.  Папа
прибавляет: если какой-либо еретик захочет вернуться в  лоно  Церкви,  можно

Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции