Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 29   30   31   32   33   34   35   36   37  38   39   40   41   42   43   44   45   46   47  » »»

нарушителей его в ереси {Там же. Вопр. 40.}.
     XII. Тот, кто во время судебного  разбирательства  по  делу  вероучения
отказывался давать присягу относительно какого-либо пункта,  когда  этого  у
него требовали, тоже становился подозреваемым в заблуждениях в  вере.  Такое
упорство заставляло смотреть на него как на виновного в сопротивлении режиму
святой инквизиции {Там же. Вопр. 41 и 118.}.
     XIII. В четырнадцатый разряд подозреваемых надо поставить  умерших,  на
которых поступил донос  как  на  еретиков.  Такое  распоряжение  могло  быть
основано на многих папских декреталиях, которые с целью  сделать  ересь  еще
ненавистнее приказали,  чтобы  производилось  расследование  об  ославленных
умерших, их трупы вырывались из земли и сжигались рукой палача. Их имущество
также конфисковалось, а память их предавалась бесчестью {Там же. Вопр. 63, с
комментарием Пеньи.}.
     XIV. То же  подозрение  падало  на  сочинения,  содержащие  еретическое
учение или могущие к нему  привести,  и  на  их  авторов.  Эймерик  приводит
различные судебные приговоры с осуждением книг, постановленные им самим  или
иногда епископом той епархии, в которой он выполнял свои обязанности.  Между
прочим  он  приводит   сочинения:   Раймонда   Лудлия   [278],   знаменитого
францисканского монаха Майорки;  Раймонда  Тарраги,  доминиканского  монаха,
недавно обращенного из  иудаизма,  в  которых  говорилось  о  некромантии  и
вызывании демонов; Арно де Вильнева, каталонского медика; Гонсало из  Куэнсы
и  Николая  из  Калабрии  [279];  еретиков-виргилиан  [280],  эти  сочинения
содержали учение, которое, по уверению Гонсало, он узнал от  самого  демона,
являвшегося ему несколько раз лично, как об этом передается в его  процессе;
наконец,  книги  Бартоломее  Генуэзца  о  пришествии  антихриста   {Эймерик.
Руководство для инквизиторов. Ч. II. Вопр. 9,26,27,28.}.
     XV. Кроме того, считали за подозреваемых в преступлении ереси тех, кто,
не принадлежа ни к одному из предыдущих разрядов, тем  не  менее  заслуживал
той  же  квалификации  своими  деяниями,  своими  разговорами   или   своими
сочинениями {Там же.}.
     XVI.  Наконец,  евреи  и  мавры  также  считались   подсудными   святой
инквизиции, когда они склоняли  католиков  своими  словами  или  сочинениями
принимать их веру. На самом деде  они  не  были  подчинены  законам  Церкви,
потому что не получили  крещения;  но  папы  пришли  к  убеждению,  что  они
становились, так сказать, под каноническую  юрисдикцию  самим  актом  своего
преступления. Государи, без сомнения, одобряли такую  политику,  потому  что
папы не могли применять свою духовную власть к подобным вассалам иначе,  как
с их согласия.
     XVII. Эймерик не ставит в число особых преступлений, которые инквизиция
имела право преследовать, магию  и  колдовство,  потому  что,  согласно  его
системе, они принадлежали  к  вызыванию  демонов  и  к  ворожбе  посредством
некромантии, пиромантии [281] и другим  подобным  операциям,  предполагавшим
договор с дьяволом. Этот проступок становился с каждым  днем  все  реже,  по
мере уменьшения легковерия публики,  что  легковерие  является  единственной
опорой этой профессии, адепты которой стараются вытянуть деньги  одураченных
ими людей и обеспечить себе преступную наживу  посредством  мошенничества  и
приманки суеверий.
     XVIII.  Хотя  лиц,  виновных  в  только  что  названных  преступлениях,
подчиняло  юрисдикции  инквизиторов  общее   узаконение,   но   существовали
обстоятельства, когда такие лица оставались от нее независимыми. Так,  папа,
его легаты, его нунции [282],  его  должностные  лица  и  приближенные  были
изъяты из ее компетенции. Хотя бы на них поступил донос  как  на  формальных
еретиков, инквизитор имел  право  получить  только  секретную  информацию  и
направить ее к папе. То же изъятие существовало по  отношению  к  епископам;
короли не пользовались этим правом {Там же. Ч. V. Вопр. 25,26,27 и 31.}.
     XIX.  Ввиду  того,  что  епископы  были   обычными   инквизиторами   по
божественному  праву,  казалось  справедливым,  чтобы  их  не  лишали  права
получать  осведомления  и   доносы,   направленные   против   апостолических
инквизиторов в отношении  веры;  между  тем  папы  сделали  своих  делегатов
независимыми от обычной юрисдикции, постановив, что лишь один апостолический
инквизитор имеет право преследовать другого {Там же. Вопр. 30.}.
     XX. Инквизитор и епископ действовали с общего согласия; в то  же  время
каждый из них имел  право  преследовать  обвиняемых  единолично.  Приказы  о
заключении в тюрьму могли выноситься только одновременно; то же имело силу и
по отношению к пытке и к окончательному  приговору,  для  которых  соучастие
того и другого  лица  было  необходимо.  Когда  они  не  были  согласны,  то
обращались к папе.  Если  каждый  постановлял  свое  решение  отдельно,  они
сообщали  его  друг  другу,  чтобы  прийти  к  соглашению  об  окончательных
мероприятиях, которые следовало предпринять {Там же.  Ч.  III.  Вопр.  47  и
53.}.
     XXI. Инквизиторы  могли  потребовать  содействия  светской  власти  для
поднятия их авторитета, и в нем нельзя было  отказать  без  того,  чтобы  не
навлечь на  себя  кары  в  виде  отлучения  от  Церкви  и  преследования  по
подозрению в ереси; впрочем, чтобы не  попасть  впросак,  инквизиторы  умели
окружать себя достаточным числом альгвасилов [283] и вооруженных  людей  для
защиты себя, своих секретарей и чиновников {Там же. Ч. III. Вопр. 56 и 57.}.
     XXII. Епископ был обязан предоставлять свою тюрьму для заключения в ней
привлекаемых к суду; помимо этого инквизиторы  имели  особую  тюрьму,  чтобы
обеспечить сохранность обвиняемых {Там же. Вопр. 58.}.
     XXIII. Если  процесс  представлял  сомнения  или  трудности  применении
канонов,  декреталий,  булл,  апостольских  бреве  и  гражданских   законов,
инквизитор мог созвать собрание Юрисконсультов,  чтобы  осведомиться  об  их
мнении. Когда это случалось, он сообщал им документы процесса, иногда в виде
копии, где были опущены имена обвиняемых, доносчица и  свидетелей,  а  также
обстоятельства, которые могли бы их обнаружить; иногда показывали  подлинные
документы, взяв  юрисконсультов  клятвенное  обещание  хранить  тайну.  Этот
обычай впоследствии создал институт советников святой инквизиции,  должность
которых была сведена к нулю, потому что инквизиторы были сами канонистами  и
считали себя достаточно образованными,  чтобы  обходиться  без  постороннего
вмешательства {Эймерик. Руководство для инквизиторов. Вопр. с 77 по 81.}.
     XXIV. Первые инквизиторы не получали никакого определенного  жалованья.
Святая инквизиция была создана набожностью и ревностью по вере.  Исполнявшие
обязанности инквизиторов были монахами и почти  все  давали  обет  бедности.
Священники, которые иногда участвовали в их трудах, рыли каноники [284]  или
духовные лица, пользующиеся доходами от прихода [285], и поэтому  не  думали
об  ассигновании  им  жалованья.  Но  такое  положение  вещей  должно   было
измеряться, когда инквизиторы начали совершать путешествия  в  Сопровождении
секретарей, альгвасилов и вооруженной  свиты.  Тогда  все  их  расходы  были
возложены папами на епископов под тем предлогом, что  инквизиторы  трудились
над уничтожением  ересей  и  преследованием  еретиков  в  их  епархиях.  Это

Страницы: «« « 29   30   31   32   33   34   35   36   37  38   39   40   41   42   43   44   45   46   47  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции