Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»

безупречного поведения, магистров или бакалавров  богословия,  докторов  или
лицентиатов канонического права [304], после того как  они  выдержат  полный
экзамен.  Этим  священнослужителям  во  всех  королевствах  и   государствах
Фердинанда  и  Изабеллы   должно   быть   поручено   обнаружение   еретиков,
вероотступников и пособников этих преступлений. Папа присвоил им необходимую
юрисдикцию, чтобы действовать против виновных согласно с правом и  обычаями,
и позволял обоим государям отзывать их и назначать на их место других лиц, с
особой оговоркой, что булла не  может  быть  аннулирована  без  специального
упоминания о ее содержании.
     XI. Ввиду того, что вводимая мера не  нравилась  Изабелле,  совет  этой
королевы, по ее приказанию, велел отсрочить исполнение этой буллы: пробовали
прекратить зло, на которое жаловались, другими, менее суровыми мерами.
     XII.  Кардинал  Мендоса,  архиепископ  Севильи,   составил   катехизис,
приспособленный  к  существовавшим  обстоятельствам,  для  употребления  его
новохристианами. Этот прелат опубликовал его в своем дворце в  1478  году  и
особенно рекомендовал всем приходским  священникам  пользоваться  им,  чтобы
часто и с  величайшим  старанием  объяснять  неофитам  на  особых  собраниях
христианское учение.
     XIII. В 1480 году один еврей обнародовал сочинение, в  котором  нападал
на управление Фердинанда и Изабеллы и говорил много дурного  о  христианской
религии. Фернандо де Талавера, иеронимитский монах [305], духовник королевы,
известный  одинаково  как  своей  ученостью,  так  и  своими  добродетелями,
опубликовал  в  следующем  году   сочинение   под   заглавием   Католическое
опровержение еретического пасквиля, вышедшего в Севилье в 1480 году.
     XIV. Королева поручила дому Диего Альфонсо де Солису, епископу  Кадиса,
управлявшему за кардинала Севильской  епархией,  Диего  де  Мерло,  префекту
Севильи, и брату Альфонсо Охеде, приору доминиканского монастыря, проследить
за действием этих мер кротости и дать об этом  верный  отчет.  Их  донесения
были такими, каких можно было  ожидать  при  том  положении  вещей,  и  отцы
доминиканцы, папский нунций и сам король желали, чтобы  средство,  выбранное
Изабеллой, было признано недостаточным.
     XV. Тем временем пришлось заняться ересью,  приписанной  Педро  д'Осме,
доктору Саламанки, который выставил  и  обнародовал  некоторые  богословские
положения, противные догматам. Дом  Альфонсо  Каррильо,  архиепископ  Толедо
(которому донесли об учении доктора д'Осмы),  созвал  несколько  богословов,
которые рассмотрели это учение и объявили его ошибочным. Архиепископ  вызвал
автора на суд перед этим собранием и укорял  его  за  его  дурные  принципы.
Педро д'Осма обещал отказаться от  них  тотчас  же,  если  ему  докажут  его
заблуждение. Богословы выполнили это с успехом, и  дело  это  не  только  не
имело последствий, но поведение архиепископа было одобрено папою.
     XVI. Если бы следовали  такому  способу  воздействия  на  обвиняемых  в
ереси, несчастия, созданные инквизицией, не составили бы позора для Испании;
это происшествие достаточно доказывало,  что  было  бесполезно  создавать  в
Кастилии трибунал инквизиции.
     XVII. Впрочем, события этого года не  позволяют  сомневаться,  что  это
учреждение  не  понравилось  кастильянцам.  В  начале  1480  года  в  Толедо
состоялось общее собрание кортесов306 королевства. На  нем  занялись  делами
религии и особенно средствами  воспрепятствовать  злу,  которое  может  быть
причинено католической вере общением евреев с христианами. Были возобновлены
старинные узаконения, между прочим то, которое обязывало  некрещеных  евреев
носить на одежде отличительный знак,  помогавший  их  распознавать,  жить  в
отдельных кварталах, называемых еврейскими (juderia), и возвращаться  в  них
до полуночи, и запрещало им профессии медика, хирурга, купца,  цирюльника  и
кабатчика. Между тем кортесы [306] нисколько не  помышляли  ни  просить,  ни
одобрять учреждения в королевстве инквизиции.
     XVIII. Но так как король и папа хотели, чтобы трибунал был  принят,  то
стало  возможным  получить  на  это  согласие  королевы.  Папский  нунций  и
доминиканцы ничем не пренебрегали для успеха  в  этом  деле.  Оба  государя,
будучи  в  Медина-дель-Кампо,  назначили  17  сентября  1480  года   первыми
инквизиторами  брата  Мигуэля  Морильо  и  брата   Хуана   де   Сан-Мартино,
доминиканцев (первый был инквизитором в арагонской провинции Руссильон), а в
качестве советника и асессора этих  двух  монахов  доктора  Хуана  Руиса  де
Медину, светского аббата [307] коллегиальной  церкви  в  Медина-де-Рио-Секо,
советника  королевы,  который  впоследствии  достиг  последовательно  звания
епископа Асторги, Бадахоса, Картахены, Сеговии и посла в  Риме.  В  качестве
прокурора  двум  инквизиторам  дали  Хуана  Лопеса  дель  Барко,   капеллана
Изабеллы.
     XIX. 9 октября от имени короля и королевы был послан всем  губернаторам
провинций приказ  снабдить  инквизиторов  и  их  свиту  дорожными  вещами  и
провизией, в которых они будут нуждаться при  своем  проезде  в  Севилью,  -
странное  для  того  времени  распоряжение,  доказывающее  степень  влияния,
которое доминиканцы уже приобрели в инквизиции! Их привилегии были одинаковы
с теми, которые даровал в 1223 году император Фридрих II в  качестве  короля
Сицилии.
     XX. Население королевства  Кастилия  с  таким  недовольством  встретило
учреждение у них инквизиции, что, когда, инквизиторы  прибыли  в  Севилью  и
показали свои мандаты и королевский приказ, им оказалось невозможно  собрать
небольшое число людей и получить другие средства, в  которых  они  нуждались
для того, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей.
     XXI.  Совету  Фердинанда  и  Изабеллы,   которые   находились   еще   в
Медина-дель-Кампо, понадобилось  послать  27  декабря  новый  приказ,  чтобы
префект и другие  власти  Севильи  и  епархии  Кадиса  помогли  инквизиторам
водвориться  и  вступить  в  должность;  при  этом  королевский  приказ  был
истолкован в том смысле,  что  он  относится  только  к  жителям  городов  и
местечек, которые непосредственно  принадлежали  владениям  королевы.  Тогда
почти  все  новохристиане  переселились  на  земли  герцога  Медина-Сидонии,
маркиза Кадиса, графа д'Аркосы и некоторых других частных владельцев.
     XXII. Это добровольное выселение было причиной  того,  что  инквизиторы
получили королевский указ против переселенцев.  Новый  трибунал  объявил  их
почти уличенными в ереси в силу факта  их  переселения  и  желания  бегством
избавиться от наблюдения и власти инквизиции.


       Статья третья

УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ

     I. Инквизиторы учредили свой трибунал  в  доминиканском  монастыре  Св.
Павла в Севилье, и  2  января  1481  года  был  обнародован  первый  акт  их
юрисдикции в виде эдикта, объявлявшего, что на основании  дошедшего  до  них

Страницы: «« « 38   39   40   41   42   43   44   45   46  47   48   49   50   51   52   53   54   55   56  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции