Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»

сведения об эмиграции новохристиан  они  повелевают  маркизу  Кадиса,  графу
Аркосе и герцогам, маркизам,  графам,  рыцарям,  грандам  Испании  и  другим
дворянам Кастильского королевства схватить их в двухнедельный срок,  выслать
беглецов под конвоем в Севилью и наложить  секвестр  на  их  имущество,  под
страхом отлучения от Церкви тех, кто не выполнит этого приказания, сверх тех
наказаний, которые они навлекут на  себя  по  справедливости  как  пособники
еретиков, а именно: конфискацию их собственного имущества, потерю  званий  и
должностей  и  владетельных  прав.  Инквизиторы  оставляли  за   собою   или
предоставляли папе право освобождать виновных от церковных наказаний.  Здесь
ясно видно начало первых  поползновений  нового  трибунала  против  светской
власти под влиянием ультрамонтанских принципов.
     II. Число пленников вскоре сделалось столь значительным, что монастырь,
назначенный инквизиторам, не мог более их вместить, и трибунал  устроился  в
замке Триана, расположенном в предместье Севильи. О плохом  вкусе,  царившем
тогда в литературе, можно судить на основании  варварской  надписи,  которую
инквизиторы выгравировали там спустя некоторое время. Вот она:
     III. "Sanctum Inquisitionis officium contra hereticorum  pravitatem  in
Hispaniae regnis initiatum est Hispali anno  MCCCCLXXXI,  sedente  in  trono
apostolico Sixto IV, a  quo  fuit  concessum,  et  regnantibus  in  Hispania
Ferdinando V et Isabellae, a quibus fuit  imprecatum.  Generalis  inquisitor
primus  fuit  Fr.  Thomas  de  Torquemada,  prior  conventus  Sanctae-Crucis
Segoveensis, Ordinis praedicatorum.  Facit  Deus  ut  in  fidei  tutelam  et
augementum in fmem usque saeculi permancat, etc...  Exurge,  Domine;  judica
causam tuam. Capite nobis vulpes" {См.: Ортис де Суньига. Летопись  Севильи.
Кн. 12.}.
     IV.  Перевод  ее:  "Святой  трибунал  инквизиции,  учрежденный   против
нечестия еретиков в королевствах Испании, начался в Севилье в 1481  году,  в
бытность папою Сикста IV, которым он разрешен, и в царствование Фердинанда V
и Изабеллы, которыми он испрошен. Первым главным инквизитором был брат Томас
Торквемада,  приор  монастыря  Святого  Креста  в  Сеговии,  ордена  братьев
проповедников. Бог да устроит,  ради  распространения  и  поддержания  веры,
чтобы он продолжался до скончания века и т. д. Воскресни, Господи. Суди свое
дело. Ловите для нас лисиц".
     V. Заблуждение и предрассудки до  такой  степени  ослепили  современных
испанских авторов, что, не зная или забыв о  недовольстве,  сопротивлении  и
даже восстаниях, сопровождавших учреждение в Испании инквизиции в  XV  веке,
они поздравляли свое отечество с возвращением в него инквизиции и  прилагали
столько старания, чтобы открыть, в какой стране  она  получила  начало,  как
будто вопрос шел о родине Гомера. Город Сеговия был одним из  претендовавших
на эту честь, и историки серьезно разделились на два  лагеря  по  вопросу  о
том, имела ли святая инквизиция свои заседания в доме майората Касереса  или
в доме маркиза де Мойи {Кольменарес. История  Сеговии.  Гл.  34;  Пинель  де
Монрой. Жизнь первого маркиза де Мойи. Кн. 12. Гл. 16.}. Что можно думать  о
народе, который черпает тщеславие из своих несчастий и  занимается  серьезно
подобными вопросами?
     VI. Инквизиторы вскоре обнародовали второй указ,  который  они  назвали
льготным указом, для  побуждения  тех,  кто  отступил  в  вере,  добровольно
отдаться в их руки. Они обещали тем отступникам,  которые  придут  к  ним  с
истинной скорбью о  своих  грехах  и  твердым  намерением  отбыть  епитимью,
даровать прощение и не конфисковать имущества. Если кто  пропустит  льготный
срок и будет  оговорен  другими,  то  будет  преследуем  согласно  строгости
закона.
     VII. Нашлось немало людей, которые попались на эту удочку.  Инквизиторы
дали им отпущение только тогда,  когда  они  под  присягой  сообщили  имена,
положение, местожительство и  приметы  всех  тех,  о  которых  знали  как  о
вероотступниках, все равно, были ли они заведомо  таковыми  или  о  них  шла
только такая молва. Их заставили также дать обещание сохранять обо всех этих
сообщениях тайну, и инквизиторы  успели  этим  путем  уловить  в  свои  сети
бесконечное  множество  новохристиан,  которые  не  хотели  открыть   своего
вероотступничества.
     VIII.  Когда  льготный  срок,  дарованный  инквизиторами,  истек,   они
опубликовали новый указ, который повелевал под  угрозой  смертного  греха  и
верховного отлучения от Церкви донести в трехдневный срок о лицах, известных
тем, что они приняли иудейскую ересь. Легко понять,  до  какой  степени  эта
мера противоречит закону Христа, который повелевает  увещевать  согрешившего
трижды и еретика дважды, прежде  чем  их  наказывать.  Пагубные  последствия
этого постановления были таковы, что еретик узнавал о  своем  предании  суду
лишь в момент своего ареста и заключения в тюрьму инквизиции.
     IX. Та же участь ожидала обращенного еврея, если он, не впадая  обратно
в иудаизм, сохранял некоторые привычки своего детства, которые вовсе не были
противны христианству, но при зложелательстве могли быть  приняты  за  явные
признаки отступничества. Это дало инквизиторам повод установить в  их  указе
различные  случаи,  когда  донос  становился  обязательным.  Он  должен  был
последовать:
     1. Когда еврей, ставший христианином, ожидает Мессию или  говорит,  что
он еще не пришел; что он придет для искупления людей его  народа,  освободит
от пленения, в котором они стонут, приведет их в землю обетованную.
     2. Когда возродившийся в крещении снова принимает иудейскую религию.
     3. Если  он  говорит,  что  закон  Моисея  в  настоящее  время  так  же
действителен для нашего спасения, как и закон Иисуса Христа.
     4. Если он соблюдает субботу из уважения к покинутому  им  закону,  что
достаточно доказывается тем, что он в этот день носит рубашку и платье более
чистые,  чем  обыкновенно,  что  покрывает  чистой  скатертью  свой  стол  и
воздерживается зажигать в своем доме огонь с вечера предыдущего дня [308].
     5. Если он выбирает из мяса животных, которыми питается, сало или  жир;
если выпускает всю кровь, моя его в воде, или отрезает некоторые части, как,
например, железу или ядро из ляжки барана или  какого-либо  другого  убитого
для еды животного.
     6. Если перед тем, как его зарезать, как  и  овец,  которыми  он  хочет
питаться,  он  смотрит,  нет  ли  на  лезвии   ножа,   которым   он   должен
воспользоваться, какой-либо зазубрины, проводя им по ногтю пальца;  если  он
покрывает кровь землею, произнося по еврейскому обычаю известные слова.
     7. Если он ест  мясо  в  дни  Великого  поста  или  в  назначенное  для
воздержания время без необходимости  и  думая,  что  это  можно  делать,  не
оскорбляя Бога.
     8. Если он соблюдает еврейский  Великий  пост,  известный  под  разными
названиями -  пост  покаяния,  искупления,  кипурим  или  йом-кипурт  [309],
падающий  на  десятый  еврейский  месяц,  называющийся  тишри   [310].   Это
доказывается, если он ходит во время этого поста босым, наподобие  настоящих
евреев; если он читает их молитвы или находится в то время с евреями,  чтобы

Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции