Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»

     XIV. Доминиканцы, назначенные при этом, были, вероятно, брат  Педро  де
Тоненес и брат Педро де Кадирета, так как они произнесли 11 января 1257 года
вместе с  Арнольдо,  епископом  Барселоны,  окончательное  осуждение  памяти
умершего Раймонда, графа Форкалькье и Урхеля, объявили его  еретиком,  вновь
впавшим в ересь после отречения от ереси при кардинале Пьетро  Беневентском,
перед епископом Урхеля домом Понсе, и приказали выкопать из земли его  кости
и лишить их церковного погребения {Фр. Диего. История  ордена  проповедников
или доминиканцев в провинции Арагон. Кн. 1. Гл. 3.}.
     В то же время они привели к примирению с церковью его вдову Тимборозу и
его сына графа Гильома, которому оставили имущество и суверенитет  его  отца
{Монтэйро. История португальской инквизиции. Ч. I. Кн. 2. Гл. 1.}.
     XV. Папа Урбан IV [211], видя, с каким рвением  доминиканцы  преследуют
еретиков, выпустил бреве, в котором заявлял, что  отныне  в  королевстве  не
будет  иных  инквизиторов,  кроме  доминиканских  монахов-проповедников.  Он
уполномочивал их вытребовать к себе все процессы, начатые каким-либо  другим
инквизитором, кто бы он ни был,  за  исключением  тех  дел,  которые  должны
разбираться епархиальным епископом. В то  же  время  он  даровал  им  власть
арестовывать в согласии с епископом не только еретиков, но и их  пособников,
сообщников  и  укрывателей;  лишать  их  церковных  доходов,  если  они  ими
обладают,  отлучать  их  от  Церкви  и  привлекать  к  суду  всех  тех,  кто
воспротивится мерам, которые инквизиция сочтет нужным принять {См.: Эймерик.
Руководство для инквизиторов. Рубрика 2. О десяти апостолических  посланиях.
С. 129, mihi.}.
     XVI.  1  августа  того  же  года  [212]  Урбан  IV   предоставил   всем
провинциалам доминиканцев Испании право назначать двух инквизиторов, смещать
их, если ими останутся недовольны, и выбирать на их место других. 4  августа
он прибавил к этому праву привилегию, состоящую в том,  что  инквизиторы  не
могут быть никем отлучаемы от  Церкви  или  отрешаемы  от  священнослужения,
кроме папы или по специальному апостолическому поручению, и  что  они  могут
освобождать друг друга взаимно от всякого рода отлучения {См. в числе бреве,
приведенных у Эймерика.}. Бреве 28 июля было возобновлено папою Климентом IV
[213] 2 октября 1265 года, как это можно видеть у Эймерика {С.  133  той  же
рубрики.}.
     XVII. Инквизиторы Барселоны Педро Тоненес и Педро де Кадирета во  время
своего пребывания в этом городе судили Арно, виконта Кастельбона и  Серданьи
[214], и его дочь Эрмензинду, графиню Фуа, которая вышла замуж за графа Роже
Бернара II. Приговором от 2 ноября 1269 года их присудили  обоих  -  отца  и
дочь - к бесчестию, как умерших в ереси, и распорядились выкопать  их  кости
из земли, если окажется возможным их распознать на месте  общего  погребения
{Фр. Диего.  История  ордена  проповедников  или  доминиканцев  в  провинции
Арагон. Гл. 5.}. Они умерли оба до 1241 года, когда  умер  Роже,  женившийся
вторично и оставивший нескольких детей.  До  какого  фанатизма  надо  дойти,
чтобы начать и вести процесс против государей, уже давно  умерших,  несмотря
на опасение, что в убежище мертвых нельзя найти  следов  их  погребения!  Но
поведение инквизиторов было  принято  с  одобрением  и  рассматривалось  как
следствие их ревности по вере. Между тем  реальным  побуждением  была  жажда
мести, потому что доказано, что в 1237 году инквизиторы Тулузы  велели  Роже
явиться к ним на суд в качестве обвиняемого в ереси. Роже не только  отнесся
с презрением к этому требованию, но приказал  инквизиторам  своего  графства
Фуа лично явиться к нему в качестве его вассалов и подданных. Этот  властный
поступок заставил непокорных инквизиторов отлучить графа от Церкви, а  после
его  смерти  они  предали  память  его  бесчестию.   Этот   акт   мести   не
воспрепятствовал  историкам  дать  Роже  имя  Великого,  которое  он   сумел
заслужить  своими  военными  успехами  и  своими  общественными  и   личными
добродетелями. Инквизиторы Барселоны унаследовали дух инквизиторов Тулузы  и
Фуа {Искусство проверять даты. О графах Фуа и Форкальке.}.
     Монах Педро де Кадирета был побит камнями, и его считают  в  Урхельском
округе мучеником {Диего. История ордена  проповедников  или  доминиканцев  в
провинции Арагон. Гл. 5.}.
     20 июля 1263 года  брат  Пабло  Кристиано  из  ордена  св.  Доминика  в
присутствии короля Хаиме I вел диспут со знаменитым евреем Хероны,  раввином
Моисеем, а 12 апреля 1265 года с другим евреем того же города в  присутствии
епископа Арнольдо. Мы имеем сведения об этих  двух  происшествиях  в  письме
короля от 29 августа того же года, адресованном всем евреям  королевства,  в
котором он им приказывает уплатить издержки, сделанные братом Пабло во время
его путешествия, за счет государственных податей, которые они должны  внести
в этом году, и быть спокойными относительно спора, который с ними вели об их
книгах именно для того, чтобы дать  им  возможность  узнать  истину  {Диего.
История графов Барселоны. Ст. о короле Хаиме.}.
     XVIII. 27 января 1267 года папа Климент  IV  утвердил  за  провинциалом
Испании дарованное  его  предшественником  право  назначать  инквизиторов  и
дозволил в его отсутствии делать то же его  наместнику.  {Монтэйро.  История
португальской инквизиции. Ч. I. Кн. 2. Гл. 12.}
     Причина этого, без сомнения, заключалась в следующем: так как на четыре
королевства  Испании  была   только   одна   провинция   доминиканцев,   то,
естественно, каждый государь обязывал провинциала иметь  в  его  государстве
наместника, способного быть его представителем  в  тех  случаях,  когда  сам
приор бывал обязан переезжать из одного королевства в другое.
     XIX. Короли Арагона продолжали покровительствовать инквизиции, и  Хаиме
II  [215]  22  апреля  1292   года   объявил   королевский   указ,   которым
предписывалось всем еретикам, к какой бы секте они ни принадлежали, покинуть
его владения, а  всем  судебным  трибуналам  -  оказывать  полную  поддержку
доминиканским монахам - апостолическим инквизиторам: сажать в тюрьму тех, на
которых ими будет указано; исполнять приговоры,  выносимые  этими  монахами;
устранять все препятствия, которые могли бы повредить свободному  исполнению
их функций, и облегчать их путешествия, доставляя им лошадей  и  необходимые
съестные припасы {Там же. Ч. I. Кн.  11.  Гл.  11.}.  Ненависть,  которую  в
первый век инквизиции повсюду внушало ремесло  инквизиторов,  была  причиной
смерти множества монахов-доминиканцев и некоторых францисканцев. В  хрониках
этих двух орденов находятся их имена, название их родины и обозначение места
и времени их насильственной смерти, которая им стяжала  честь  мученичества.
Однако я замечу, что из них лишь св. Петр Веронский был  канонизован  папами
после  смерти,  последовавшей  в  1252  году,  хотя  брат  Пенсе   д'Эспира,
отравленный в 1242 году, является объектом культа, принятого  в  каталонском
Урхеле, точно так же, как и брат Педро де Кадирета, побитый камнями  в  1277
году {Кастильо. История ордена св. Доминика. Т. I. Кн. 2. Гл. 28.}.
     XX. Инквизиция не замедлила проникнуть также в На-варрское королевство,
потому что известно, что 23  апреля  1238  года  Григорий  IX  назначил  там
инквизиторами настоятеля францисканского монастыря Памплоны и брата Педро де
Леодегариа, доминиканского монаха {Парома О происхождении святой инквизиции.

Страницы: «« « 22   23   24   25   26   27   28   29   30  31   32   33   34   35   36   37   38   39   40  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции