Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»

поэтому, что св. Доминик в разрешении не носить покаянной одежды, дарованном
одному примиренному с Церковью, заявляет, что  это  разрешение  имеет  силу,
лишь пока кардинал-легат не даст об этом иного повеления. Нет даты на  копии
этого документа, извлеченного из старинной книги барселонского монастыря,  о
которой я уже говорил. Но последующие события указывают, что он относится  к
1214 или к началу 1215 года, потому что кардинал Пьетро  возвратился  в  Рим
около июля {Флери. Церковная история. Кн. 77. N 36.}, а немного  спустя  св.
Доминик совершил то же  путешествие,  чтобы  испросить  у  папы  утверждения
ордена, который он подготовлял с тех пор для  проповеди  против  ереси  и  в
который он уже принял нескольких духовных лиц, причисленных к его ведомству.
Один из них, Тома Селлан, принял их в своем  доме,  откуда  они  ходили  для
совершения богослужения в церковь Св. Романа  в  Тулузе,  уступленную  им  в
пользование епископом Фульконом, бывшим  цистерцианским  монахом,  другом  и
ревностным покровителем св. Доминика {Там же. N 54.}.
     V. В  1215  году  Иннокентий  III  торжественно  открыл  десятый  [159]
Вселенский собор, который был четвертым Латеранским, и приказал  постановить
по отношению к еретикам Лангедока [160] следующее: 1) те, что будут осуждены
епископами как нераскаянные еретики, должны  передаваться  в  руки  светской
власти для понесения справедливо заслуженного ими  наказания  после  лишения
сана  священства,  если  это  были  священники;  2)  имущество  мирян  будет
конфисковано, а имущество священников будет употреблено в пользу их церквей;
3) жители, заподозренные в ереси, будут принуждены оправдаться  каноническим
путем; не желающие подчиниться этой мере подвергнутся отлучению  от  Церкви;
если они останутся отлученными в течение года,  не  прибегая  к  помилованию
Церкви, с ними поступят как с еретиками; 4) сеньоры  будут  предупреждены  и
даже понуждены посредством церковных наказаний клятвенно  обязаться  изгнать
из своих владений всех жителей, объявленных еретиками; 5) сеньоры, уличенные
в небрежном исполнении этой меры, будут отлучены от Церкви митрополитом  или
его викариями; если  к  концу  года  они  не  исполнят  возлагаемой  на  них
обязанности, о них будет доложено папе, чтобы Его Святейшество мог  объявить
их подданных свободными от присяги на верность и  предложить  их  земли  тем
католикам, которые пожелают ими  завладеть;  последние  по  изгнании  оттуда
еретиков будут пользоваться ими спокойно, в силу решения собора;  они  будут
хранить старательно католическую веру и нести ту же службу  по  отношению  к
своему  сюзерену,  если  только  он  не  ставил  никакого  препятствия   для
исполнения соборного декрета; 6) католики, участвующие  в  крестовом  походе
для истребления еретиков, получат индульгенции,  даруемые  отправляющимся  в
Святую   землю;   7)   отлучение   от   Церкви,   постановленное    собором,
распространяется не только на еретиков, но также на всех тех, кто  будет  им
покровительствовать или принимать их в  своих  домах;  они  будут  объявлены
лишенными чести, если к концу года не выполнят своих  обязанностей,  и,  как
таковые, будут сняты с общественных должностей и лишены права избирать своих
должностных лиц; они будут объявлены неправоспособными для дачи показаний на
суде, составлять завещания и получать  наследство;  никто  не  будет  обязан
являться в суд ответчиком, если он будет  истцом;  если  это  судьи,  то  их
приговоры  будут  объявлены  недействительными  и  ни  одно  дело  не  может
поступить к ним на судебный разбор; если это адвокаты, они  не  будут  иметь
права  защиты;  акты  нотариусов,  подвергшихся  действию   этого   декрета,
перестанут считаться подлинными; священники будут присуждаемы к снятию  сана
и  лишению  церковных  доходов;  все  те,  кто  стал  бы  общаться  с  этими
отлученными от Церкви после  объявления  их  таковыми  Церковью,  будут  под
анафемой: им не могут преподаваться церковные таинства, даже в смертный час;
они будут лишены церковного  погребения;  их  дары  и  приношения  не  будут
приняты; священники, которые  не  станут  сообразоваться  с  этим  последним
распоряжением, будут отрешаемы, если они принадлежат к белому духовенству, и
лишены привилегий, если они монахи; 8) никто не имеет  права  проповедовать,
не получив на это  полномочия  от  святого  престола  или  от  католического
епископа; те, кто не будет считаться с этим декретом, должны  быть  отлучены
от Церкви и подвергнуться прочим наказаниям, если не подчинятся  тотчас  же;
9) ежегодно каждый епископ должен посещать лично ту часть своей епархии, где
предполагается  существование  еретиков,  или  поручать  это  дело  опытному
человеку; призвав трех наиболее уважаемых жителей  (или  даже  больше,  если
сочтет это нужным), он должен обязать их обнаружить мест-:  ных  еретиков  -
лиц, собирающихся на тайные сходки, или тех,  кто  ведет  жизнь  странную  и
отличную от жизни остальных христиан; он должен распорядиться  о  приводе  к
себе техесли они не докажут своей невиновности или если  после  отречения  от  ереси
снова впадут в нее; если кто-либо из жителей откажется повиноваться епископу
в том, что ему поручено, и дать клятвенное обещание объявлять обо всем,  что
ему станет известным, он  должен  сам  быть  тотчас  же  объявлен  еретиком;
наконец, с епископами, уличенными в допущенной небрежности по очищению своих
епархий от еретиков, будет поступлено как с виновными, и они будут низложены
со своих кафедр{13-й канон 28-го тома королевского Собрания соборов.}.
     VI. Буквальный  смысл  этого  декрета  четвертого  Латеранского  собора
доказывает  вполне,  что  Иннокентий  III  в  то  время  не  установил   еще
апостолического  трибунала  уполномоченной   инквизиции,   потому   что   он
предоставил ее обязанности епархиальным епископам как обычным судьям в делах
веры со времени апостолов. Но это совмещалось с мерою, которой папа создавал
уполномоченных инквизиторов и разрешал им действовать против еретиков заодно
с епископами или  без  них,  как  это  уже  происходило  и  как  это  увидим
впоследствии. Если декрет не говорит об этом, то  надо  думать,  что,  когда
Иннокентий поручил цистерцианскому аббату и его двум товарищам преследование
еретиков-альбигойцев, он еще не думал об основании  постоянного  учреждения,
предоставив   себе   сделать   это,   когда   обстоятельства   докажут   его
необходимость.
     VII. Доминиканские монахи и авторы, которые с них списывали,  заставили
думать, что  в  1215  году-после  Латеранского  собора  папа  пожаловал  св.
Доминику де Гусману титул апостолического инквизитора для искоренения ересей
и преследования еретиков во всех частях христианского мира, и они  заключили
из этого, что св. Доминик был первым великим инквизитором. Но не  существует
никакого  документа,  который  доказывал  бы  правильность  этого  мнения  и
достоверность декларации папы Сикста V [161] в его булле о  канонизации  св.
Петра-мученика [162], инквизитора Вероны, потому что  она  почти  на  четыре
века позже этих событий. Этот  исторический  вопрос  был  выяснен  епископом
Бадахоса домом Анхело Манрике { Манрике. Цистерцианская  летопись.  Т.  III,
под  1204  годом.  Гл.  5.},  и  не  следует  придавать  никакого   значения
противоположным доводам, выдвинутым Монтэйро, автором Истории  португальской
инквизиции {Монтэйро. История португальской инквизиции. Т. I Ч.  1.  Кв.  1.
Гл. 57 и cл.}.


Страницы: «« « 16   17   18   19   20   21   22   23   24  25   26   27   28   29   30   31   32   33   34  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции