|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» поэтому, что св. Доминик в разрешении не носить покаянной одежды, дарованном
одному примиренному с Церковью, заявляет, что это разрешение имеет силу,
лишь пока кардинал-легат не даст об этом иного повеления. Нет даты на копии
этого документа, извлеченного из старинной книги барселонского монастыря, о
которой я уже говорил. Но последующие события указывают, что он относится к
1214 или к началу 1215 года, потому что кардинал Пьетро возвратился в Рим
около июля {Флери. Церковная история. Кн. 77. N 36.}, а немного спустя св.
Доминик совершил то же путешествие, чтобы испросить у папы утверждения
ордена, который он подготовлял с тех пор для проповеди против ереси и в
который он уже принял нескольких духовных лиц, причисленных к его ведомству.
Один из них, Тома Селлан, принял их в своем доме, откуда они ходили для
совершения богослужения в церковь Св. Романа в Тулузе, уступленную им в
пользование епископом Фульконом, бывшим цистерцианским монахом, другом и
ревностным покровителем св. Доминика {Там же. N 54.}.
V. В 1215 году Иннокентий III торжественно открыл десятый [159]
Вселенский собор, который был четвертым Латеранским, и приказал постановить
по отношению к еретикам Лангедока [160] следующее: 1) те, что будут осуждены
епископами как нераскаянные еретики, должны передаваться в руки светской
власти для понесения справедливо заслуженного ими наказания после лишения
сана священства, если это были священники; 2) имущество мирян будет
конфисковано, а имущество священников будет употреблено в пользу их церквей;
3) жители, заподозренные в ереси, будут принуждены оправдаться каноническим
путем; не желающие подчиниться этой мере подвергнутся отлучению от Церкви;
если они останутся отлученными в течение года, не прибегая к помилованию
Церкви, с ними поступят как с еретиками; 4) сеньоры будут предупреждены и
даже понуждены посредством церковных наказаний клятвенно обязаться изгнать
из своих владений всех жителей, объявленных еретиками; 5) сеньоры, уличенные
в небрежном исполнении этой меры, будут отлучены от Церкви митрополитом или
его викариями; если к концу года они не исполнят возлагаемой на них
обязанности, о них будет доложено папе, чтобы Его Святейшество мог объявить
их подданных свободными от присяги на верность и предложить их земли тем
католикам, которые пожелают ими завладеть; последние по изгнании оттуда
еретиков будут пользоваться ими спокойно, в силу решения собора; они будут
хранить старательно католическую веру и нести ту же службу по отношению к
своему сюзерену, если только он не ставил никакого препятствия для
исполнения соборного декрета; 6) католики, участвующие в крестовом походе
для истребления еретиков, получат индульгенции, даруемые отправляющимся в
Святую землю; 7) отлучение от Церкви, постановленное собором,
распространяется не только на еретиков, но также на всех тех, кто будет им
покровительствовать или принимать их в своих домах; они будут объявлены
лишенными чести, если к концу года не выполнят своих обязанностей, и, как
таковые, будут сняты с общественных должностей и лишены права избирать своих
должностных лиц; они будут объявлены неправоспособными для дачи показаний на
суде, составлять завещания и получать наследство; никто не будет обязан
являться в суд ответчиком, если он будет истцом; если это судьи, то их
приговоры будут объявлены недействительными и ни одно дело не может
поступить к ним на судебный разбор; если это адвокаты, они не будут иметь
права защиты; акты нотариусов, подвергшихся действию этого декрета,
перестанут считаться подлинными; священники будут присуждаемы к снятию сана
и лишению церковных доходов; все те, кто стал бы общаться с этими
отлученными от Церкви после объявления их таковыми Церковью, будут под
анафемой: им не могут преподаваться церковные таинства, даже в смертный час;
они будут лишены церковного погребения; их дары и приношения не будут
приняты; священники, которые не станут сообразоваться с этим последним
распоряжением, будут отрешаемы, если они принадлежат к белому духовенству, и
лишены привилегий, если они монахи; 8) никто не имеет права проповедовать,
не получив на это полномочия от святого престола или от католического
епископа; те, кто не будет считаться с этим декретом, должны быть отлучены
от Церкви и подвергнуться прочим наказаниям, если не подчинятся тотчас же;
9) ежегодно каждый епископ должен посещать лично ту часть своей епархии, где
предполагается существование еретиков, или поручать это дело опытному
человеку; призвав трех наиболее уважаемых жителей (или даже больше, если
сочтет это нужным), он должен обязать их обнаружить мест-: ных еретиков -
лиц, собирающихся на тайные сходки, или тех, кто ведет жизнь странную и
отличную от жизни остальных христиан; он должен распорядиться о приводе к
себе техесли они не докажут своей невиновности или если после отречения от ереси
снова впадут в нее; если кто-либо из жителей откажется повиноваться епископу
в том, что ему поручено, и дать клятвенное обещание объявлять обо всем, что
ему станет известным, он должен сам быть тотчас же объявлен еретиком;
наконец, с епископами, уличенными в допущенной небрежности по очищению своих
епархий от еретиков, будет поступлено как с виновными, и они будут низложены
со своих кафедр{13-й канон 28-го тома королевского Собрания соборов.}.
VI. Буквальный смысл этого декрета четвертого Латеранского собора
доказывает вполне, что Иннокентий III в то время не установил еще
апостолического трибунала уполномоченной инквизиции, потому что он
предоставил ее обязанности епархиальным епископам как обычным судьям в делах
веры со времени апостолов. Но это совмещалось с мерою, которой папа создавал
уполномоченных инквизиторов и разрешал им действовать против еретиков заодно
с епископами или без них, как это уже происходило и как это увидим
впоследствии. Если декрет не говорит об этом, то надо думать, что, когда
Иннокентий поручил цистерцианскому аббату и его двум товарищам преследование
еретиков-альбигойцев, он еще не думал об основании постоянного учреждения,
предоставив себе сделать это, когда обстоятельства докажут его
необходимость.
VII. Доминиканские монахи и авторы, которые с них списывали, заставили
думать, что в 1215 году-после Латеранского собора папа пожаловал св.
Доминику де Гусману титул апостолического инквизитора для искоренения ересей
и преследования еретиков во всех частях христианского мира, и они заключили
из этого, что св. Доминик был первым великим инквизитором. Но не существует
никакого документа, который доказывал бы правильность этого мнения и
достоверность декларации папы Сикста V [161] в его булле о канонизации св.
Петра-мученика [162], инквизитора Вероны, потому что она почти на четыре
века позже этих событий. Этот исторический вопрос был выяснен епископом
Бадахоса домом Анхело Манрике { Манрике. Цистерцианская летопись. Т. III,
под 1204 годом. Гл. 5.}, и не следует придавать никакого значения
противоположным доводам, выдвинутым Монтэйро, автором Истории португальской
инквизиции {Монтэйро. История португальской инквизиции. Т. I Ч. 1. Кв. 1.
Гл. 57 и cл.}.
Страницы: «« « 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |