|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 » »» характер делал его негодным для роли гонителя. Действительно, дом Хуан
избегал, насколько было возможно, принимать какое-либо участие в этом деле и
вскоре даже стал исполнять обязанности инквизитора в другом трибунале.
XII. Молина получил от регента письмо и сопровождавшие его показания.
Вместо того чтобы сообщить их трибуналу, он с первым курьером послал их
главному инквизитору дому Гаспару де Кироге. Маркиз д'Альменара уведомил об
этом графа де Чинчона, а тот - короля, который, посоветовавшись с
кардиналом, приказал принять надлежащие меры для констатирования проступков,
совершенных Пересом против религии, с целью подвергнуть его за это каре. Эти
распоряжения монарха неизбежно должны были повлечь за собою гибель Антонио
Переса. Таким образом, мы узнаем, что искать убежища против несправедливого
преследования своего государя в иноземной стране, где живут еретики, есть
настоящее преступление ереси. Как земля может носить на себе чудовища,
которые изобрели эти принципы? Однако они живут безбоязненно и умирают без
угрызений совести. 5 марта кардинал Кирога предписал сарагосскому трибуналу,
чтобы инквизитор Молина один принимал показания свидетелей, а инквизиторы
рассмотрели бы их без участия епархиального благочинного и юрисконсультов и
послали их в Мадрид со своим мнением.
XIII. 20 марта допрошено было десять свидетелей. Антонио Перес знал имя
и звание некоторых из них, даже (согласно тому, как он передает в своих
Реляциях) сущность их показаний.
Однако он никогда не узнал главных обвинений, которые послужили
основанием для его процесса. Диего Бустаманте, его слуга, и Хуан де Басанте,
учитель латинского языка, которые часто видели его в тюрьме, привели тезисы,
которые в целом ничего не доказывали против него; будучи изолированы, они
представляли смысл, способный придать видимость справедливости намерению,
принятому против Переса.
XIV. Трибунал передал осведомление главному инквизитору, а тот - брату
Диего де Чавес, духовнику короля, им же государь воспользовался в 1574 году
для квалифицирования Каррансы еретиком и в 1585 году для захвата у жены
Переса писем, которые Его Величество писал ему, когда тот был министром.
Брат Диего де Чавес выбрал из этого документа четыре тезиса, приписанных
Пересу, для их квалификации против автора, и один тезис Майорини с тем же
намерением.
XV. Тезис Майорини сводился к непристойным словам, которые итальянцы в
раздражении имеют привычку произносить, намекая на детородные органы Бога,
pota di Dio, род божбы, которая вырывалась у Майорини во время проигрыша,
или pota di Madonna. Эти слова, вырвавшиеся у Майорини, были квалифицированы
как еретическое богохульство, достаточное, чтоб мотивировать заключение
подсудимого в тюрьму святого трибунала; таким образом, его процесс составлял
одно целое с процессом Антонио Переса, против которого квалификатор Чавес
установил следующую оценку.
XVI. Первый тезис, извлеченный из показаний Диего де Бустаманте: "Некто
говорил Пересу, чтобы он не отзывался дурно о доне Хуане Австрийском; Перес
отвечал: "После того, как король упрекнул меня, извратив смысл написанных
мною писем и нарушив тайну совета, справедливо и дозволительно мне
оправдываться, никого не уважая и не щадя. Если бы Бог Отец захотел помешать
этому, я бы ему отрезал нос за то, что он допустил, что король выказал себя
таким непорядочным рыцарем по отношению ко мне". Квалификация: "Этот тезис
богохулен, скандален, оскорбляет благочестивый слух и отзывается ересью
вальденсов, которые предполагают наличие тела у Бога Отца". Ересь, о которой
говорит квалификатор, находится в Священном Писании, которое, приспособляясь
к нашей заурядной манере говорить, дает Богу руки, глаза, ноги и голову.
Какое злоупотребление тайной судопроизводства!
XVII. Второй тезис, извлеченный из показания Хуана де Басанте: "Антонио
Перес, видя плохое положение своих дел, сказал однажды в горе, в печали и в
гневе: "Может быть, я вскоре перестану верить в Бога. Можно сказать, что Бог
спит во время хода моего процесса; если он не произведет чуда в мою пользу,
я готов потерять веру". Квалификация: "Этот тезис скандален, оскорбляет
благочестивый слух и подозрителен в смысле ереси, потому что он
предполагает, что Бог может спать; этот тезис имеет внутреннюю связь с
предыдущим, в котором говорится о Боге, как будто он имеет тело".
XVIII. Третий тезис, взятый из второго показания Диего Бустаманте:
"Однажды, когда, как это часто бывало, Перес мучился тревогой, в особенности
если ему передавали, что страдают его жена и дети, он воскликнул, удрученный
скорбью: "Что же это такое? Бог спит или все разговоры о нем не более как
обман; значит, неправда, что существует Бог?"" Квалификация: "Первая часть
этого тезиса подозрительна в смысле ереси в том, что она отрицает провидение
Божие и его заботу о делах этого мира, а вторая и третья часть -
еретические".
XIX. Четвертый тезис извлечен также из второго показания Бустаманте:
"Антонио Перес в раздражении от несправедливого, по его мнению, обращения с
ним и от участия, которое принимали в его преследовании лица, которые, как
он предполагал, должны были поступать иначе, но которые тем не менее
пользовались уважением, внушаемым безупречным поведением, сказал однажды: "Я
отрицаю лоно, питавшее меня. Разве это означает быть католиком? Если бы это
было так, я не веровал бы больше в Бога"". Квалификация: "Первая часть
скандальна, вторая - богохульна и оскорбляет благочестивый слух. Если ее
соединить с другими, она подозрительна в смысле ереси как внушающая мысль,
что существование Бога - обман".
XX. Неправдоподобно, чтобы Перес не веровал в существование, духовность
и провидение Бога. Ясно видно, что тезисы, в которых его укоряют, даже при
предположении, что он их высказал, вырвались у него в тяжелую минуту от
приступа скорби и отчаяния. Совет инквизиции в своих инструкциях и указах
признает, что это возможно. Особенно важно отметить, что специальный закон
его статута, статья пятая пятой севильской инструкции 17 июня 1500 года,
определенно высказывается в этом отношении: "В отношении того, что
инквизиторы приказывают иногда арестовывать за незначительные проступки, не
заключающие ереси, когда дело касается только слов, которые являются скорее
богохульством, чем ересью, и которые были произнесены от нетерпения или
раздражения, мы приказываем, чтобы впредь никто не арестовывался по
подобному мотиву". Я прибавлю к этому доводу, что налицо был недостаток в
уликах, так как второй тезис был основан на одном только показании Басанте.
Относительно трех других тезисов (которые шли от Бустаманте) отмечу третью
статью четвертой толедской инструкции 1498 года, гласящую: "Мы приказываем
также инквизиторам быть осторожными, когда возникает вопрос о чьем-либо
аресте, и издавать постановление об аресте только после получения
достаточных улик в преступлении ереси, вменяемом подсудимому".
XXI. Но так как настоящее дело велось по интригам и намерениям двора, а
религия была только предлогом, верховный совет, ознакомившись с
Страницы: «« « 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |