Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 424   425   426   427   428   429   430   431   432  433   434   435   436   437   438   439   440   441   442  » »»

(конфискации), а из бескорыстного милосердия,  не  господствуя,  но  подавая
пример стаду. В этом случае они отдадут предпочтение  тайному  увещеванию  в
первый, во второй и в третий раз, а не тюрьмам и не поношению. И тогда среди
просвещенных католиков не будет противников инквизиции.
     XXVIII. Апостол и евангелист Иоанн Богослов  в  своем  втором  соборном
послании  пишет  следующее:  "Всякий,  преступающий  учение  Христово  и  не
прибывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в  учении  Христовом  имеет  и
Отца, и Сына. Кто приходит  к  вам  и  не  приносит  сего  учения,  того  не
принимайте в дом и не приветствуйте его; Ибо приветствующий его участвует  в
злых делах его". Это наставление Иоанна Богослова согласуется  с  поучениями
других апостолов: избегать  общения  с  еретиками,  не  предпринимая  ничего
другого.
     XXIX. Св. апостол Иуда в своем соборном послании (где он  говорит,  что
были  нечестивые  грешники,  произносящие  хулу  на   Бога,   и   ропотники,
поступающие по  своим  нечестивым  похотям),  пишет:  "А  вы,  возлюбленные,
назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в
любви Божией, ожидая милости от Господа  нашего  Иисуса  Христа  для  вечной
жизни. И одни пусть вам будут как уже приговоренные грешники;  спасайте  их,
исторгая из огня; и будьте милостивы к другим, страшась и  гнушаясь  одежды,
которая осквернена и всегда принадлежит плоти" {Перевод дословный по  цитате
автора; синодальный перевод: "И к одним будете милостивы, с рассмотрением; а
других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь
даже одеждою, которая осквернена  плотию  ".  (Примеч.  перев.)}.  Св.  Иуда
соглашается с остальными апостолами, призывая быть милосердными даже с теми,
кто уже кажется приговорен, но по сравнению с другими апостолами, в качестве
наказания, он просто советует всем добрым христианам удалиться от общения  с
ними.
     XXX. Св. Игнатий, епископ и  патриарх  Антиохии,  ученик  апостолов,  в
своем Послании к Ефесянам проповедует то же учение: "Есть,  -  пишет  он,  -
люди лживые, которые недостойно украшаются именем  христианина  и  совершают
богомерзкие дела; вы должны бежать  от  них  как  от  разъяренных  животных.
Лицемерные и фальшивые, они, как бешеные псы,  кусают,  когда  этого  меньше
всего ожидаешь; будьте с этим осторожны,  ибо  их  укусы  трудноизлечимы,  а
доверить лечение должно одному лишь врачу, Господу нашему  Иисусу  Христу...
Мне стало известно, что этому врачеванию  подверглись  некоторые  сторонники
вредного учения, которому вы не позволили распространиться  и  закрыли  уши,
боясь, что осквернится  ваш  слух;  мне  стало  известно,  что  вера  -  ваш
проводник, а любовь - путь, который ведет вас к  Богу...  Молитесь  также  о
тех, кто все еще не может освободиться от гнета  идолопоклонства,  но  нужно
надеяться, что постепенно они сбросят его и всем сердцем прилепятся к  Богу.
Скорбите о том, что они живут среди вас, и старайтесь  поучать  их  хотя  бы
делами вашими". Из этого отрывка видно, что ученики апостолов говорят, как и
их учителя. Обратите внимание, какую терпимость предписывает св. Игнатий  по
отношению к идолопоклонникам, хотя он был их  пленником  и  едва  не  принял
мученическую смерть от их рук.
     XXXI. Тот же святой, в своем послании к  христианам  Трал-леса,  пишет:
"Заклинаю вас, не ради меня, но ради  любви  Иисуса  Христа,  вкушайте  лишь
христианскую пищу  и  отвергайте  плоды,  отравленные  ересью.  Те,  кто  ею
заражен, ухищряются прикрывать именем Христа свои заблуждения, легко  входят
в доверие и бывают в почете среди народа. Они обманывают  подобно  тем,  кто
дает отраву под видом сладкого и приятного  напитка,  заставляя  с  упоением
выпить то, что должно принести смерть. Остерегайтесь этих опасных учителей и
знайте, что единственное средство избежать их уловок - никогда не впадать  в
гордыню, а жить нераздельно с Богом,  Иисусом  Христом,  вашим  епископом  и
апостольским учением". Здесь св. Игнатий дает  наставление  быть  как  можно
ближе к епископу, чтобы, вопреки всем нападкам еретиков, достичь единомыслия
с ним в вопросах веры, но он не советует применять какие-либо жестокие  меры
к инакомыслящим.
     XXXII. В послании к христианам Смирны тот же святой говорит о еретиках,
которые хотели всем внушить, что Иисус Христос имел не материальную плоть, а
ее видимый образ, вследствие чего он не родился, не  умер  и  не  воскрес  в
реальности, а была только видимость этого. После опровержения этих  идей  он
добавляет:  "Говорю  вам  это,  возлюбленные  братья  мои  не  потому,   что
сомневаюсь в вашей вере, но затем, чтобы  предупредить  вас,  дабы  вы  были
осторожны с этими жестокими бестиями, у которых от человека  остался  только
внешний облик. Вы должны не только не пускать их в ваш дом, но и  бежать  от
них, избегать встречи с ними, если возможно; ваше дело -  лишь  молиться  за
них, хоть и очень трудно обратить их в истинную веру и заставить  покаяться,
но все во власти Иисуса Христа, подателя истинной жизни".  Вот  все  учение,
которое проповедовала первая Церковь по отношению  к  еретикам,  в  наиболее
понятном изложении. Никаких карательных мер, молитвы об -их обращении и,  во
избежание опасности заражения, наставления отцов верующим.
     XXXIII. Тот же ученик апостолов, в своем послании к Поликарпу, епископу
Смирны, пишет: "Я заклинаю вас, ради благодати Божией, которая с вами, идите
далее в вашем делании и наставляйте  всех  верующих  на  путь  спасения:  не
бегайте ни телесных трудов, ни душевных забот, дабы до конца исполнить  вашу
великую миссию; прежде всего,  радейте  о  том,  чтобы  сохранить  единство,
величайшее благо из всех; Принимайте всех остальных, как  Господь  принимает
вас, и будьте к ним  терпимы  из  милости,  как  вы  это  делаете  сейчас...
Помогайте друг другу с любовью, если хотите, чтобы Бог помогал вам".
     Вот терпимость, которую проповедует ученик апостолов. И ее очень  легко
примирить с доктриной об  отлучении.  Если  еретику  не  удается  соблазнить
никого из католиков и если он не нарушает общественный порядок, то  пусть  к
нему относятся терпимо, в обратном случае он может быть отлучен,  но  только
внутрицерковно: от участия в таинствах. К этому только добавится предписание
избегать всякого общения с отлученным еретиком,  насколько  это  возможно  в
гражданском обществе. Но даже и это предписание не должно выполняться,  если
люди, отлученные от католической Церкви, ведут себя благопристойно и мирно и
не думают соблазнять верующих.
     XXXIV. Тертулиан, в своей речи в защиту христиан, которую  он  направил
императору Северу, с целью прекратить гонения на них, пишет  в  XXIV  главе:
"Остерегайтесь покровительствовать  неверию,  когда  вы  лишаете  свободы  в
выборе божества, запрещая мне служить Богу, которого я почитаю, и  заставляя
возжигать благовония Богу, которого я не люблю: ни Бог [ни даже сам человек]
не принимает благосклонно принужденное поклонение". Эти идеи не противоречат
учению апостола Павла, который уверяет,  что  наше  поклонение  должно  быть
осмысленным, то есть результатом нашего убеждения. Когда мы сделаем все, что
в нашей власти,  дабы  обратить  еретика,  и  это  не  принесет  плода,  нам
останется только избегать с ним общения, ибо если мы  будем  упорствовать  и
попытаемся обратить его страхом, то получим лишь лицемера:  таков  печальный

Страницы: «« « 424   425   426   427   428   429   430   431   432  433   434   435   436   437   438   439   440   441   442  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции